Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Запровская Елена Николаевна

урок русского языка по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

   Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

     - Прочитайте слова, которые вы записали.

     - Написание каких гласных нужно проверять?

     - Назовите проверочные слова.

III. Актуализация знаний

      1. Индивидуальная работа

      - От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

      Образец:

      Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.

      - От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

      Образец:

      Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.

      - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

      Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. деревьев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...

     - Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

     Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёк в белой шу..ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!

    2. Фронтальная работа

    - Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.

    Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. М..лодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств..лам д..ревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с..неет. Л.хной запах усиливается.

                                                                                                                                                        По И. Тургеневу

(Самопроверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

      - Отгадайте загадку.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)

      - Назовите орфограмму в слове-отгадке.

      - Сформулируйте тему урока.

V.  Работа по теме урока

     1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках

     Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати,  они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит - его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.

     - Что же это за согласные? Мы можем их узнать?

     Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой - оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] - по[тш]утить.

     - Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].

     - Что же произошло? (Оглушение.)

    2. Работа по учебнику

    Упр. 208 (с. 111).

     - Прочитайте текст.

     - Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.

     - Как проверить слова с безударными гласными?

     - Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

     - Как проверить слова с парными согласными звуками?

     - Выполните письменное задание к упражнению.

     (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)

    3. Работа со словом из словаря

    - Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)

    - Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)

    - Найдите слово пороша в орфографическом словаре.

    - Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

    - Составьте предложение со словом пороша, запишите.

    - Запомните написание этого слова.

    4. Работа по учебнику

    Упр. 209 (с. 111).

    - Прочитайте. Выполните задание по образцу.

    - Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

    - В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

       Работа по учебнику

       Упр. 210 (с. 112).

       - Прочитайте.

       - Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

       - Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)

       - Выполните письменное задание к упражнению.

       (Проверка.)

       - Прочитайте ниже сведения о языке.

       - Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?

       - Приведите примеры.

       - Расскажите правило соседу по парте.

    Упр. 211 (с. 112).

   (Работа в парах. Проверка.)

VIII. Рефлексия

        Игра «Самый внимательный»

       (Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)

Ено..-красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры..ь.

Плывёт могучий бегемо..,

Медве..ь над нерпою ревёт,

И белый голу..ь там летает,

Всех отдохнуть нас приглашает.

     - Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не  совпадать.)

     - Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук.)

     - Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

      - С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

      - Что показалось трудным?

Домашнее задание

      Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"

Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне" по ФГОС. Учителю необходимо дополнить конспект теми упражнениями, которые подходят для его учеников....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне."

Презнтация к уроку к уроку русского языка по теме:" Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"....

Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.

Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....

Урок русского языка в 3 классе тема Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.""

Формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости – звонкости согласными звуками....

Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ  СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ  СЛОВА.Тип урока: закрепление  материала.Технологии и методики: проблемные т...

Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Класс: 3 Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ  СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ  СЛОВА. Тип урока: закрепление  материала. Технологии и методики: проблемные те...