Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
урок русского языка по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_r.yaz_._3kl._pravopisanie_slov_s_parnymi_zv_i_gl_sogl_v_korne.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Прочитайте слова, которые вы записали.
- Написание каких гласных нужно проверять?
- Назовите проверочные слова.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
- От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Образец:
Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.
- От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Образец:
Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. деревьев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.
Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёк в белой шу..ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!
2. Фронтальная работа
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.
Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. М..лодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств..лам д..ревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с..неет. Л.хной запах усиливается.
По И. Тургеневу
(Самопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)
- Назовите орфограмму в слове-отгадке.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках
Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит - его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.
- Что же это за согласные? Мы можем их узнать?
Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой - оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] - по[тш]утить.
- Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].
- Что же произошло? (Оглушение.)
2. Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 111).
- Прочитайте текст.
- Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.
- Как проверить слова с безударными гласными?
- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
- Как проверить слова с парными согласными звуками?
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)
3. Работа со словом из словаря
- Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)
- Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
- Найдите слово пороша в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом пороша, запишите.
- Запомните написание этого слова.
4. Работа по учебнику
Упр. 209 (с. 111).
- Прочитайте. Выполните задание по образцу.
- Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.
- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 210 (с. 112).
- Прочитайте.
- Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?
- Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Проверка.)
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?
- Приведите примеры.
- Расскажите правило соседу по парте.
Упр. 211 (с. 112).
(Работа в парах. Проверка.)
VIII. Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)
Ено..-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь.
Плывёт могучий бегемо..,
Медве..ь над нерпою ревёт,
И белый голу..ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
- Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать.)
- Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
- Что показалось трудным?
Домашнее задание
Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"
Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне" по ФГОС. Учителю необходимо дополнить конспект теми упражнениями, которые подходят для его учеников....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне."
Презнтация к уроку к уроку русского языка по теме:" Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"....
Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.
Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....
Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Пезентация к уроку....
Урок русского языка в 3 классе тема Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.""
Формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости – звонкости согласными звуками....
Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.Тип урока: закрепление материала.Технологии и методики: проблемные т...
Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Класс: 3 Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА. Тип урока: закрепление материала. Технологии и методики: проблемные те...