Урок русского языка во 2 классе "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кречнева Ирина Львовна

Определение местоимения как части речи , его употребление и  значение в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_mestoimenie.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  

2 класс

УМК «Школа России»

 Тема: Местоимение

Учитель: Кречнева И.Л.

08.04.15

Тема урока

Место урока по теме

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Первый урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала

Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  Определение местоимения как части речи , его употребление и  значение в речи

1. Распознают личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различают местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

(Слайд 3)

 - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

-А что такое тайна?

-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

        1.Словарная работа      (фронтальная работа)                (Слайд 4)

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.

Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход.

-Прочитайте предложения.

-Что это записано? (пословицы)

-Найдите и выпишите словарные слова из пословиц (Мороз, лягушка, урожай)

-Образуйте от слов однокоренные прилагательные, запишите с подходящим по смыслу существительным. Обозначьте непроверяемую безударную гласную. (Морозный день, лягушачья икра, урожайное лето)

-Запишите пословицу о трудолюбии. (Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход)

-Какая орфограмма вам здесь встретилась, связанная с глаголом?

       

          2.Определение темы урока

- Посмотрите на первую пословицу. Какое бы вы хотели выполнить задание с этой пословицей? (определить части речи)

-А я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд и скажите, какое это задание, что нужно сделать? (групповая работа)          (Слайд 5) 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

   

Карточки со словами:     работа, голубой, он, писать, медведь, ты,  я, храбрая, косить, учиться, весна, яркое.

Докажите, почему объединили слова в одну группу.(каждая группа доказывает свою часть речи)

- Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.( Узнать, как называется новая часть речи.)   (Слайд 6) 

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Прочитайте два текста и сравните их.   (Слайд 7)

1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.

- О чём говорится в первом тексте?

-О чём говорится во 2 тексте?

- Вместо каких слов употреблены слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

- Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Так какая тема сегодняшнего урока.    (Слайд 8)

.

- Почему местоимение получило такое название?

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

4. ФИЗМИНУТКА

Я называю слова.

Если это существительное – вы хлопаете в ладоши,

Если прилагательное – топаете ногами,

Если глагол – прыгаете,

Если местоимение – стоите на месте.

      Радуга, домашняя, они, решать, пень, весёлый, я, говорить, песня, вы, солнечный, день, мы.

5.ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

       1.Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем  о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Прочитайте стихотворение В.  Степанова о слоне.        (Слайд 9-10)

-На какой вопрос отвечает слово «слон»?

-Каким местоимением заменяется слово СЛОН?

-На какой вопрос отвечает слово «он».

Значит, какой вывод мы можем сделать?         (Слайд 11)

Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?

Давайте понаблюдаем.

Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.     (Слайд 12)

 Понятно ли о ком говорится в стихотворении?

Значит, какой вывод мы можем сделать?   

- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения

Продолжим предложения,, выбрав  верные высказывания):

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).

-А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?           (Слайд 13)

- Давайте сравним наше определение с эталоном. Что нам говорит тётушка сова?

(учебник с.101)

         

     2.Физминутка  (Слайд 14)

А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?

          3.Самостоятельная работа по упр.174.

- Выполните упр. А  затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.

Оцените товарища по таким критериям:

        4.Работа в парах.        (Слайд 15)

У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет?

Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.

……нарисую белочку. А … что будете рисовать?.... умеешь вырезать? Какую задачу … будем решать? Как хорошо … поёт! Почему … улетают? Сегодня …получила пятёрку.

       5.Самостоятельно.  Упр.171.

6.ИТОГ УРОКА

 -Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?

- Какую часть речи изучали?  

- Какое определение вывели?

-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

         Я понял, что такое местоимения,                   (Слайд 15)

                 и могу это объяснить одноклассникам.

      Я понял, что  такое местоимения, но не уверен, что объясню другому.

      Я не совсем понял, что такое личные местоимения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....