Правописание окончаний имён существительных в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Слета Галина Дмитриевна

Технологическая карта урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc104 КБ
Microsoft Office document icon dlya_gruppovoy_raboty.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon dom.zad_.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon otsenochnyy_list.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Технологическая карта урока по русскому языку

Тема:«Правописание окончаний имён существительных в единственном  числе».

Цели.

Образовательная: закреплять знания о правописании окончаний имён существительных; уметь понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.

Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности.

Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за выполненную работу.

Задачи : создать условия для наблюдения, сравнения и обобщений нового знания; познакомить с новыми правилами и вывести алгоритм их применения; упражнять в применении новых правил; закреплять знания о склонении существительных; содействовать развитию наблюдательности, внимания, привития интереса к предмету.

Предметные результаты обучения: уметь писать безударные окончания имён существительных .

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстникам; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке.

Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4 класс, тетради, карточки с заданиями для эстафеты, проектор, презентация..

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге

Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа, взаимопроверка.

Приемы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися .

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.

М.П.С.: литературное чтение, ОЗОМ, физическая культура, связь с жизнью.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организация

    Мотивация

Активизация учащихся,

создание ситуации успеха. Слайд 1,1-(2)

Слайд 1-(3)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. Поприветствуем их.

    /Стулья, посадка, подписать оценочный лист/

-Запишем: «число», «классная работа», «вторник» и девиз сегодняшнего урока:

 «Учись, смекай, активным будь!

И к знаньям  ты откроешь путь!»

-Объясните, как вы понимаете эти слова.

-Итак, чтобы наш урок прошёл продуктивно и интересно, вам нужны ваши знания, смекалка. И помните, что учёба – ваш главный труд.

 

  Знания, смекалка, учение                                                                                                                                                 

Записывают число, классная работа, девиз.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать, ясно, четко излагать свое мнение, выстраивать речь

2.Чистописание

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

- Сегодня на чистописании мы напишем три буквы.

- Первая буква находится в существительном, которое стоит во множественном числе и  обозначает согласный, парный звонкий, твердый парный звук.

- В каком слове и какая это буква ?

- Вторая буква находится в существительном среднего рода и в этом слове она обозначает два звука.

- В каком слове и какая это буква?

- Где эта буква обозначает два звука?

 

- Третья буква  находится в  существительном женского рода , обозначает согласный, непарный звонкий, парный твердый звук .Какая это буква?

- В каком слове?

- Напишите шесть вариантов расположения данных букв.

 

     (2- на доске, остальные самостоятельно)

-Проверьте.

 

-Оцените свою работу на этом этапе урока.

На доске и в тетрадях:

Зз

Знания.

Ее

 [ й], [ э ]

Ученье.

Лл

Смекалка.

ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ  

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

3. Словарная работа

 Формирование орфографической  зоркости.

-Запишите слова, .

-Что общего в этих словах?

-Обозначьте её.

-Какое слово здесь лишнее?

-Какая ещё орфограмма в этом слове?

-Оцените работу. Учтите каллиграфию и аккуратность.

Берёза, иней, декабрь, февраль, сейчас.

Непроверяемая безударная гласная  -е- .

Ставят ударение, подчёркивают н.б.г.

Сейчас - (наречие), остальные - имена существительные.

Познавательные:

умение анализировать, действовать по наработанному алгоритму

Личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

4. Актуализация знаний.

Организация коммуникативно-го взаимодействия для закрепления материала.

-Что мы знаем об имени существительном?

Часть речи, обозначает названия предметов и отвечает на вопросы кто?,  что?

Бывают: собственные и нарицательные.

Одушевлённые и неодушевлённые

Трёх родов.

Трёх склонений

Изменяются:

   по падежам и

   по числам.

В предложении могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством,

(определением, сказуемым).

Регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Познавательные: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

Личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

5. Самоопределе-ние к деятельности.

Постановка учебной задачи

-Сформулируйте тему урока.

-Оцените этот этап работы.

-Прочитайте пословицы .  Слайд 2(1)

    При солнышке тепло, при матери добро.

    Из поговорки слов не выкинешь.

    Без муки нет и науки.

    Азбука к мудрости ступенька..

    По старой памяти,  что по грамоте.

    Не спеши языком, торопись делом.

    Красна речь с пословицей.

-Какая пословица здесь для вас новая?

-Как вы её понимаете?

- Следующую строку мысленно разделите на 4 столбика: Р.п.  Д.п.  Т.п.   П.п. и из  каждой пословицы выпишите существительные с безударными падежными окончаниями в нужный столбик.

-Объясните окончания имён существительных.

-Вспомните, о чём мы говорили на прошлых уроках .

-Какую задачу вы поставите сегодня перед собой?

-Оцените работу на этом этапе.

Имя существительное.

Слайд 2

-Эта пословица отражает суровые правила, которые были  в старых школах. Тогда были разрешены телесные наказания для «лучшего усвоения знаний».

Выписывают слова

Слайд 3

Р. без муки, науки

Д.к мудрости, по памяти

Т.делом, с пословицей

П.при солнышке, при матери.

-Учились   правильно писать безударные окончания существительных .

 

-Упражняться в письме безударных окончаний существительных.

Слайд 4.

Регулятивные:

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке.

Познавательные: 

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимо-действие с учителем

- проявление активности в деятельности.

 Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать больше.

6. Физминутка

для глаз

1 минута

Слайд 5.

Слайд 7 (тёмный)

Личностные:

- снятие утомляемости

- поддержание

эмоционального настроя.

7.Решение проблемы.

Создание алгоритма действий

- Итак, что же нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного?

На какие же безударные окончании имён существительных в единственном числе надо обратить особое внимание?

Слайд  6

1 скл 

2 скл 

3 скл 

Р.п.

    -и

   -и    

Д.п

    -е

   -и

П.п.

    -е

    -и

1.Определить падеж.

2.Опрелить склонение.

3.Вспоминаем окончание.

Говорят окончания по падежам

Регулятивные:

определяют план действий,формулируют алгоритм выполнения задания.

Познавательные:

выбирают необходимую информацию составляют алгоритм действий; делают вывод.

Коммуникативные:

создают ситуацию для обсуждения;

учатся слушать вопросы и задавать их.

8. Закрепление изученного материала..

Применение алгоритма в практической  деятельности

Организовывает работу по группам

а). «Эстафета».

   Морозным утр…

   Кружились в водух…

   Белым снег…

   До лесной опушк…

   В пушистом наряд…  

   Ягоды рябинк…

   На снежной скатерт…

   Следы около берёзк…

   К высокой ел…

   Серебристым  ине…

Оценка этапа.

б).Самостоятельная работа. Слайд 7.

   С.143, упр.1

-Проверяем.

-Оцените свою работу.

-ом-

-е-

-ом-

-ом-

-и-

-е-

-и-

-и-

-и-

-и-

-ем-

Упражнение №1.

Взаиопроверка

Регулятивные:

предполагают результат своих действий; употребляют способы взаимопроверки;

Познавательные:

учатся называть су-щественные признаки условий и выбора действий;

учатся анализировать

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

создавать ситуацию для обсуждения; учатся работать самостоятельно, выражать свои мысли.

9.Физминутка «Как живёшь?»

1 минута

.

Личностные:

- снятие утомляемости

- поддержание

эмоционального настроя.

10. Закрепление изученного материала. (продолжение)

в). Разобрать предложение по членам и определить части речи.

На макушке ели красовалась снежная шапка.

г).Морфологический разбор имени существительного.

  Ели –сущ., (чего?), н.ф. – ель, нарищ., неодуш.,  ж.р., 3-его скл.,  в род.п.,  в ед. ч., дополнение.

-Оцените этот этап работы.

Справочник, стр.34-35.

Подчёркивают члены предложения, подписывают части речи.

Учебник, стр.148

Регулятивные:

Умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат(самопроверка).

Познавательные:

умение анализировать, действовать по наработанному алгоритму

Личностные:

готовность к сотруд-ничеству, оценивание усваиваемого материала;

11. Контроль и самопроверка  знаний.

Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

Графический диктант.

1.Имя существительное изменяется по родам и падежам.

2.В русском языке пять падежей.

3.Начальная форма имени существительного -именительный падеж, единственное число.

4.Определить склонение существительного можно  только по его роду.

5.Имена существительные женского рода относятся только к 1-му склонению.

6.Имена существительные среднего рода с окончанием –о,  –е относятся ко 2-ому склонению.

7. Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончания –е.

8.Имена существительные 1-го склонения в предложном падеже имеют окончания  -и.

9.Имена существительные 1-го и 3-го склонения  в дательном падеже имеют окончание  -е.

10. Написание буквы безударного гласного в падежном окончании существительного – это орфограмма. 

- (по падежам)

- (шесть)

+

-  (по роду и окончанию).

-(к1 и 3-ому)

+

- (-и)

- (-е)

- (1-го-е, 3-го-и)

+

Регулятивные:

осуществляют итоговый контроль; находят рациональный способ проверки.

Личностные:

оценивают собственную

 учебную деятельность, свои достижения, степень  самостоятельноcти.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное  взаимо-действие с учителем

- проявление  активности в деятельности

12.Д/з

(дифференциро-ванное)

Слайд 8

 -С карточки списать текст в  тетрадь и  выполнить все задания к нему.
(два уровня)

12.Рефлексия

Слайд 9.

Выбери и продолжи любое предложение.

На сегодняшнем уроке я сумел (а) … .

Теперь я могу … .

Больше всего мне понравилось … .

Я испытывал затруднения, когда… .

На этом уроке я могу похвалить себя и своих одноклассников за… .

Сегодня за урок я себе ставлю…  .



Предварительный просмотр:

Ветки ел…

Говорили о зимушк…

Шли по тропинк…  

На белой скатерт…  

Стоял около рябинк…

Дошёл до  площадк…

Держал в ладошк…  

Любовался снежинк…

Следы на полянк…

Покрылись  инее..м

 

Ветки ел…

Говорили о зимушк…

Шли по тропинк…  

На белой скатерт…  

Стоял около рябинк…

Дошёл до  площадк…

Держал в ладошк…  

Любовался снежинк…

Следы на полянк…

Покрылись  инее..м

   Ветки ел…

Говорили о зимушк…

Шли по тропинк…  

На белой скатерт…  

Стоял около рябинк…

Дошёл до  площадк…

Держал в ладошк…  

Любовался снежинк…

Следы на полянк…

Покрылись  инее..м



Предварительный просмотр:

Спиши, вставляя пропущенные буквы.      

      В л..су очень тихо.  О сил..ной м..тел..  напоминают снежные сугробы.  Д..рев..я  ст..ят  в пуш..стых  шапках  снега. На белой скатерт..  сн..гов  в..дны сл..ды рыси.. Спит м..две..ь в берлог.. . На в..рш..н..  высокой с..сны з..таилась белочка.  А вот и заяц в белой шубк.. . Он спрятался около ел..  . 

Спиши, исправляя ошибки.      

        В лису очень тихо.  О силной мителе  напоминают снежные сугробы.  Диревъя  стаят  в пушыстых  шапках  снега. На белой скатерте  снигов  ведны слиды рыси.. Спит мидветь в берлоги. На виршыни  высокой сасны зотаилась белочка.  А вот и заяц в белой шубки . Он спрятался около ели  .

Спиши, вставляя пропущенные буквы.      

      В л..су очень тихо.  О сил..ной м..тел..  напоминают снежные сугробы.  Д..рев..я  ст..ят  в пуш..стых  шапках  снега. На белой скатерт..  сн..гов  в..дны сл..ды рыси.. Спит м..две..ь в берлог.. . На в..рш..н..  высокой с..сны з..таилась белочка.  А вот и заяц в белой шубк.. . Он спрятался около ел..  . 

Спиши, исправляя ошибки.      

        В лису очень тихо.  О силной мителе  напоминают снежные сугробы.  Диревъя  стаят  в пушыстых  шапках  снега. На белой скатерте  снигов  ведны слиды рыси.. Спит мидветь в берлоги. На виршыни  высокой сасны зотаилась белочка.  А вот и заяц в белой шубки . Он спрятался около ели  .



Предварительный просмотр:

Оценочный лист                                                         _____________________________________________________

Этапы урока

+,?, -

1

Чистописание

2

Словарная работа

3

Что я знаю об имени существительном?

4

Работа с предложениями

5

Эстафета

6

Самостоятельная работа

7

Разбор предложения по членам (части речи)

8

Разбор существительного

9

Графический диктант

10

Моя активность на уроке

Итоговая оценка за урок

Оценочный лист                                                         _____________________________________________________

Этапы урока

+,?, -

1

Чистописание

2

Словарная работа

3

Что я знаю об имени существительном?

4

Работа с предложениями

5

Эстафета

6

Самостоятельная работа

7

Разбор предложения по членам

8

Разбор существительного

9

Графический диктант

10

Моя активность на уроке

Итоговая оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: Повторение правил правописания окончаний имён существительных, оканчивющихся на -ий, -ие, -ия.

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:  Повторение правил правописания окончаний имён существительных, оканчивающиеся на -ий, -ие, -ия с презентацией на тему: "Путешеств...

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Конспект урока русского языка для 3 классаЦели:1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам2. Развитие умения сравнивать3. Формирование навыка правописания окончаний в...

урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"

Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения...

Правописание окончаний имён существительных в родительном дательном и предложных падежах

Урок -закрепления по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном дательном и предложных падежах"...