Доклад. Правописание безударных гласных в корне.
консультация по русскому языку (3 класс) по теме
Доклад на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_metod._bezud._glasnye.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы учителя начальных классов по предупреждению ошибок у младших школьников по правописанию безударной гласной в корне слова
На протяжении многих лет работы мне приходилось анализировать усвоение учащимися правописание безударных гласных в корне слова. Практика показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими это явление, считаю, являются следующие:
1.Неумение найти объект применения правила:
- Ребёнок не может выделить гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;
- Ребёнок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных морфологических целях, то есть не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему нужно проверить, но и начинает расширять «границы» применения правила. Проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.
2.Неумение практически пользоваться правилом:
- Ребёнок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нём оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения.
- Ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ, ПОЛЗТИ со словом УПАЛ;
- Ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, не могут подобрать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ и другие.
- Ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам;
3. Недостаточно развиты грамматические умения и речевые навыки:
- Умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);
- Умение целенаправленно производить морфологический анализ, то есть вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма.
- Умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слов те, которые могут быть проверочными.
Виды упражнений, направленных на выработку навыков правописания безударных гласных в корне слова.
Упражнения в практическом применении правила правописания предполагают:
- Умение находить слова, написание которых регулируется данным правилом;
- Умение оперировать самим правилом, то есть находить проверочные слова (однокоренные или форму слова);
- Применять это правило в самостоятельных или творческих работах.
1 этап. Упражнения, направленные на нахождение объекта действия правила.
Эти упражнения формируют у учащихся орфографическую зоркость. Орфографическая зоркость, то есть «способность пишущего человека видеть в читаемом тексте те «опасные» места в слове, написание которых регулируется данным правилом» /А.В.Текучев. Методика русского языка в средней школе. Изд. «Просвещение», является одним из необходимых условий в формировании навыка правильного письма. Ученик должен уметь выделить следующие опознавательные признаки орфограммы:
- Гласная находится в безударном положении.
- Безударная гласная находится в корне слова.
Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения:
- направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова;
- на сопоставление произношения и написания ударной и безударной гласной;
- выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изучаемые правила, в предложениях, в связных текстах).
2 этап. Упражнения в практическом применении правила правописания.
В инструктивной части правила указывается на два способа проверки слов: изменение слова или подбор однокоренного. Следовательно, система орфографических упражнений должна помочь учащимся усвоить сущность того языкового явления, которое лежит в основе применения правила:
В безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением;
Проверочным может быть однокоренное слово или форма слова, в котором гласная корня находится под ударением.
Таким образом, нужны упражнения, которые вооружат учеников знанием опознавательных признаков проверочного слова, умением выделить это слово из имеющихся в его распоряжении ряда однокоренных слов или форм слова. Это такие упражнения:
- Сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корне;
- Выбор проверочного слова из двух однокоренных;
- Выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм;
- Подбор проверочных слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов.
- Различение проверочного однокоренного и проверочного, представляющего изменение формы этого же слова;
- Подбор нескольких проверочных слов.
3 этап. Упражнения в развитии речи в связи с изучением правописания безударных гласных в корне.
Важнейшими слагаемыми всей работы над навыком правописания является активизация и обогащение словаря ребёнка. Эта работа охватывает собой различные виды упражнений, связанных с уяснением и уточнением значения слова с выработкой умений в области словообразования и словоизменения. Упражнения, связанные с развитием речи учащихся не должны быть отдельным этапом в работе над данным правилом, они должны пронизывать всю систему упражнений в период изучения данной темы. Вот их основные виды:
- Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение словарного запаса ребёнка рядом однокоренных слов. На умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.
- Упражнения, связанные с работой над значением слова (многозначность, прямое и переносное значение, слова, близкие и противоположные по значению). Эти упражнения воспитывают у учащихся привычку вникать в значение слова, отграничивать однокоренные слова от слов, близких по значению (синонимов). Формируют навык употребления слов в соответствии с их значением, воспитывают навыки точной и выразительной речи.
- Упражнения в составлении словосочетаний и предложений.
- Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий, направленных на композиционную и стилистическую обработку текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударного гласного в корне.
Мастер-класс учителя начальных классов Акбашевой Р.Х....
Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударного гласного в корне.
Правописание безударных гласных в корне.Способы проверки безударного гласного в корне....