Признаки падежных форм имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
технологическая карта к открытому уроку по русскому языку в 4 классе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_44._priznaki_padezhnyh_form_imen_sushchestvitelnyh.docx | 53.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 44
ПРИЗНАКИ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с признаками падежных форм имен существительных; совершенствовать умение определять падеж имени существительного в предложении; способствовать развитию умения изменять имена существительные по падежам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с признаками падежных форм имен существительных; научатся называть признаки падежных форм имен существительных; изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям |
Метапредметные УУД | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета |
Личностные | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Организационная структура урока
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | – Расскажите о трех склонениях имен существительных. Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку. Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром – в школу, Днем – домой. (Валенки.) – Разгадайте ребус. (См. РМ, Приложение 3.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова к слову «валенки» | Рассказывают об имени существительном. (См. РМ, Приложение 2.) Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Давайте повторим то, что узнали на прошлом уроке. Вставьте пропущенные слова. – Прочитайте тему урока. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Вставляют пропущенные слова. • В русском языке … падежей. (6.) | Принимать и сохранять учебную цель |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Сегодня на уроке будем учиться определять признаки падежных форм имен существительных | • Изменение слова по падежам называется … (склонением). • При склонении в слове изменяется обычно только … (окончание). • При склонении слова изменяется его … значение. (Грамматическое.) • В русском языке … типа склонения (3.) | извольно строить речевое высказывание в устной форме | |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Значения падежей обобщенно выражаются при помощи специальных падежных вопросов. – Как определить падеж имени существительного в предложении? – Расскажите о признаках именительного падежа. – Именительный падеж считается прямым, а все остальные – косвенными. Падеж я самый главный, Служу я вам исправно. Кто действует? Кто главный? Кто главный, тот герой! Всегда я подлежащее, К успеху приводящее. Но только как зовут меня, Не помню я порой. Напомните название – И подружусь я с вами. | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. – Для того чтобы определить падеж имени существительного в предложении (если оно не является подлежащим), необходимо: 1) найти слово, от которого зависит существительное; 2) поставить от этого слова к имени существительному вопрос: услышать (кого? что?) смех, радоваться (чему?) приобретению, заботиться (о ком?) о младшем брате. Рассказывают о падежах. Именительный падеж. Отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим. Это главный член предложения, кото- | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Делать выводы, извлекать информацию |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– О каком падеже говорится в стихотворении? Расскажите о его признаках. Кого же нет? Я очень беспокоюсь. Чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите И как зовут меня, скажите! * * * Я – щедрый, удивительный И самый расточительный! Я всех всегда благодарю И всем дарю, дарю, дарю! Собаке – кость! А стенке – гвоздь! А Васе, Маше, Леше, Пете Дарю по сказочной конфете! Скорее помогите И как зовут, скажите! * * * Я обвиню погоду – не вовремя с дождями; Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями. Кого винить, мне видно сразу! Пусть каждый здесь запомнит эту фразу. Ведь я важней министра! Все это знают тут! | рый называет того, о ком (или то, о чем) говорится в предложении. Родительный падеж. Отвечает на вопросы «кого?», «чего?». Слово-помощник родительного падежа – слово «нет»: нет (чего?) солнышка, нет (чего?) радости, нет (кого?) друга, нет (кого?) тети. С родительным падежом употребляются предлоги «у», «от», «до», «из», «с», «без», «около», «вокруг», «для». Дательный падеж. Отвечает на вопросы «кому?», «чему?». Слово-помощник дательного падежа – слово «даю»: даю (кому?) Маше, даю (кому?) котику. Винительный падеж. Отвечает на вопросы «кого?», «что?». Слова-помощники винительного падежа – (в значении «обвиняю») или «вижу»: вижу (кого?) жирафа, вижу (что?) кинотеатр, виню (кого?) продавца. Называют имена существительные из песни, которые стоят в форме винительного падежа. Он ел одну лишь травку (В. п.), Не трогал и козявку (В. п.)… Творительный падеж. Отвечает на вопросы «кем?», «чем?». У творительного падежа слова- помощники «горжусь» или «творю»: горжусь |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
А ну скорей скажите, Как меня зовут? – Послушайте песенку «В траве сидел кузнечик». В каких куплетах есть имена существительные в винительном падеже? – Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении существительное в винительном падеже обычно бывает дополнением. Сравните два предложения. Максим надул шарик (В. п.). Шарик (И. п.) улетел от Максима. – О каком падеже говорится в стихотворении? Расскажите о его признаках. А я – умелец и творец, Художник, композитор и певец! Один волнует лишь меня момент: Чем мне творить? Скорее дайте инструмент! Чем мне творить? Смычком, резцом, умением… Чем мне довольным быть? Хорошим настроением! Но не весел нынче я – Имя позабыл, друзья! | (кем?) щенком, творю (чем?) карандашом. С творительным падежом употребляются предлоги «за», «над», «под», «с», «перед». Предложный падеж. Отвечает на вопросы «о ком?», «о чем?» Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом. Слова-помощники – «думаю» или «мечтаю»: думать (о чем?) о чуде, мечтаю (о ком?) о попугае. С предложным падежом употребляются предлоги «о», «об», «в», «во», «на», «при». |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа по учебнику (упражне- ние 138) | – Расскажите о признаках предложного падежа. Важно не путать предложный падеж с винительным. При существительных в винительном и предложном падежах могут быть одинаковые предлоги, но отвечают они на разные вопросы. «Где?» – предложный падеж: сидеть на стуле (на чем? где?); «куда?» – винительный падеж: сесть на стул (на что? куда?). – Прочитайте таблицу «Признаки падежных форм имен существительных». – Определите признаки, по которым можно определить падежную форму имени существительного. (Предлог, вопросы.) – Обратите внимание на выделенные предлоги – они употребляются только с одним падежом. – В чем сходство и различие в признаках падежных форм имен существительных? | Делают выводы. Чтобы определить падеж имен существительных, которые не являются в предложении подлежащим, надо: 1) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос; 2) по падежному вопросу и предлогу определить падеж | |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 139). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки. – Объясните, как определить падеж имени существительного «земля» в каждом предложении. – Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного «земля» в каждом предложении. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают Списывают загадки. Записывают отгадки. Указывают падеж слова «земля». (См. РМ, Приложение 4.) Выполняют разбор предложения по членам предложения | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Планировать свое действие |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа по учебнику (упражне- ние 140) | – Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. – Определите падеж выделенных существительных | Списывают. Вставляют пропущенные буквы. Указывают падеж. Делают вывод: форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, о котором идет речь; форма винительного падежа – для называния предмета, на ко- торый направлено действие. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «юг». (См. РМ, Приложение 4.) | в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VI. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – В чем заключалась цель нашего урока? – Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните. – Чью работу на уроке хотите отметить? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. (См. РМ, Приложение 5.) | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 120 в рабочей тетради; составить сказку о падежах; нарисовать портрет какого-либо падежа по представлению; сочинить свое стихотворение для запоминания падежей | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы распознавания падежных форм имени существительного
19 лет работаю по системе Л.В. Занкова. Из них 6 по учебнику Н.В. Нечаевой. Здесь вы прочитаете о моём мнении, работая по учебнику этого замечательного автора....
Тема урока: Падежные формы имен существительных.
Цель: Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.Метапредметные – учить ставить цел...
Презентация к уроку по теме: Падежные формы имен существительных
Цель: Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.Метапредметные – учить ставить цел...
Карточки для проверки падежных форм имен существительных (разрезные) 4 класс
Данные карточки позволяют выявить пробелы в знаниях, отработать правильность написания падежных окончаний, умений определять склонение, падеж имен существительных. Могут являться одной из форм к...
Тема урока: «Падежные формы имен существительных»
Урок русского языка в 3 классе...
Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа"
Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа" составлен и разработам в соответствии с требо...
«Употребление падежных форм имен существительных и местоимений. Тренинг»
Конспект урока из раздела «Употребление падежных форм имён существительных, прилагательных, местоимений...