Признаки падежных форм имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

технологическая карта  к открытому  уроку по русскому языку в 4 классе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_44._priznaki_padezhnyh_form_imen_sushchestvitelnyh.docx53.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 44
ПРИЗНАКИ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с признаками падежных форм имен существительных; совершенствовать умение определять падеж имени существительного в предложении; способствовать развитию умения изменять имена существительные по падежам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с признаками падежных форм имен существительных; научатся называть признаки падежных форм имен существительных; изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного

в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание 119. Запишите названия падежей и вопросы к ним по порядку.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Выполняют задание.

И. п. Кто? Что?
Р. п. Кого? Чего?
Д. п. Кому? Чему?

В. п. Кого? Что?
Т. п. Кем? Чем?
П. п. О ком? О чем?

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Какие орфограммы в слове «грамматика»?

– Запишите слово «грамматика» в тетради, соблюдая нормы каллиграфии: наклон, размер букв, правильные соединения. Обозначьте орфограммы.

– Составьте устно предложения с этим словом.

– Охарактеризуйте свои предложения по интонации и по цели высказывания.

Выполняют чистописание. Составляют предложение со словом «грамматика». Определяют вид предложения по интонации и цели высказывания.

Сообщение
об имени существительном.

– Прочитайте пословицы и объясните их значение.

Лень хуже болезни.

От лени – болезнь, от работы – здоровье.

– Какая часть речи в пословицах встречается чаще других? (Имя существительное.)

– Что такое имя существительное?


Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа над словами с непроверяемым написанием

– Расскажите о трех склонениях имен существительных.

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днем – домой. (Валенки.)

– Разгадайте ребус.

(См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «валенки»

Рассказывают об имени существительном.

(См. РМ, Приложение 2.)

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Ш

В

А

Л

Е

Н

К

И

Р

С

Т

Ь

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Давайте повторим то, что узнали на прошлом уроке. Вставьте пропущенные слова.

– Прочитайте тему урока.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. 

Вставляют пропущенные слова.

•  В русском языке … падежей. (6.)

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и про-


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Сегодня на уроке будем учиться определять признаки падежных форм имен существительных

•  Изменение слова по падежам называется … (склонением).

•  При склонении в слове изменяется обычно только … (окончание).

•  При склонении слова изменяется его … значение. (Грамматическое.)

•  В русском языке … типа склонения (3.)

извольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Значения падежей обобщенно выражаются при помощи специальных падежных вопросов.

– Как определить падеж имени существительного в предложении?

– Расскажите о признаках именительного падежа.

– Именительный падеж считается прямым, а все остальные – косвенными.

Падеж я самый главный,

Служу я вам исправно.

Кто действует? Кто главный?

Кто главный, тот герой!

Всегда я подлежащее,

К успеху приводящее.

Но только как зовут меня,

Не помню я порой.

Напомните название –

И подружусь я с вами.

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

– Для того чтобы определить падеж имени существительного в предложении (если оно не является подлежащим), необходимо:

1) найти слово, от которого зависит существительное;

2) поставить от этого слова к имени существительному вопрос: услышать (кого? что?) смех, радоваться (чему?) приобретению, заботиться (о ком?)

о младшем брате.

Рассказывают о падежах.

Именительный падеж. Отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим. Это главный член предложения, кото-

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников


Продолжение табл.

1

2

3

4

– О каком падеже говорится в стихотворении? Расскажите о его признаках.

Кого же нет?

Я очень беспокоюсь.

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите

И как зовут меня, скажите!

* * *

Я – щедрый, удивительный

И самый расточительный!

Я всех всегда благодарю

И всем дарю, дарю, дарю!

Собаке – кость!

А стенке – гвоздь!

А Васе, Маше, Леше, Пете

Дарю по сказочной конфете!

Скорее помогите

И как зовут, скажите!

* * *

Я обвиню погоду – не вовремя с дождями;

Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями.

Кого винить, мне видно сразу!

Пусть каждый здесь запомнит эту фразу.

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

рый называет того, о ком (или то, о чем) говорится в предложении.

Родительный падеж. Отвечает на вопросы «кого?», «чего?». Слово-помощник родительного падежа – слово «нет»: нет (чего?) солнышка, нет (чего?) радости, нет (кого?) друга, нет (кого?) тети. С родительным падежом употребляются предлоги «у», «от», «до», «из», «с», «без», «около», «вокруг», «для».

Дательный падеж. Отвечает на вопросы «кому?»,

«чему?». Слово-помощник дательного падежа – слово «даю»: даю (кому?) Маше, даю (кому?) котику.

Винительный падеж. Отвечает на вопросы «кого?», «что?». Слова-помощники винительного падежа – (в значении «обвиняю») или «вижу»: вижу

(кого?) жирафа, вижу (что?) кинотеатр, виню (кого?) продавца.
С винительным падежом употребляются предлоги
 «в», «на», «за», «под», «через», «про».

Называют имена существительные из песни, которые стоят в форме винительного падежа.

Он ел одну лишь травку (В. п.),

Не трогал и козявку (В. п.)…

Творительный падеж. Отвечает на вопросы «кем?», «чем?». У творительного падежа слова-

помощники «горжусь» или «творю»: горжусь


Продолжение табл.

1

2

3

4

А ну скорей скажите,

Как меня зовут?

– Послушайте песенку «В траве сидел кузнечик».

В каких куплетах есть имена существительные в винительном падеже?

– Важно не путать винительный падеж с именительным.

В предложении существительное в винительном падеже обычно бывает дополнением.

Сравните два предложения.

Максим надул шарик (В. п.).

Шарик (И. п.) улетел от Максима.

– О каком падеже говорится в стихотворении? Расскажите о его признаках.

А я – умелец и творец,

Художник, композитор и певец!

Один волнует лишь меня момент:

Чем мне творить?

Скорее дайте инструмент!

Чем мне творить?

Смычком, резцом, умением…

Чем мне довольным быть?

Хорошим настроением!

Но не весел нынче я –

Имя позабыл, друзья!

(кем?) щенком, творю (чем?) карандашом. С творительным падежом употребляются предлоги «за», «над», «под», «с», «перед».

Предложный падеж. Отвечает на вопросы

«о ком?», «о чем?» Имена существительные

в предложном падеже всегда употребляются

с предлогом. Слова-помощники – «думаю» или «мечтаю»: думать (о чем?) о чуде, мечтаю (о ком?)

о попугае. С предложным падежом употребляются предлоги «о», «об», «в», «во», «на», «при».


Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 138)

– Расскажите о признаках предложного падежа.

Важно не путать предложный падеж с винительным. При существительных в винительном и предложном падежах могут быть одинаковые предлоги, но отвечают они на разные вопросы. «Где?» – предложный падеж: сидеть на стуле (на чем? где?); «куда?» – винительный падеж: сесть на стул (на что? куда?).

– Прочитайте таблицу «Признаки падежных форм имен существительных».

– Определите признаки, по которым можно определить падежную форму имени существительного.

(Предлог, вопросы.)

– Обратите внимание на выделенные предлоги – они употребляются только с одним падежом.

– В чем сходство и различие в признаках падежных форм имен существительных?

Делают выводы.

Чтобы определить падеж имен существительных, которые не являются в предложении подлежащим, надо:

1) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;

2) по падежному вопросу и предлогу определить падеж

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 139).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.

– Объясните, как определить падеж имени существительного «земля» в каждом предложении.

– Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного «земля» в каждом предложении.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают загадки. Записывают отгадки. Указывают падеж слова «земля». (См. РМ, Приложение 4.)

Выполняют разбор предложения по членам предложения

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Планировать свое

действие


Окончание табл.

1

2

3

4

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 140)

– Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

– Определите падеж выделенных существительных

Списывают. Вставляют пропущенные буквы. Указывают падеж.

Делают вывод: форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, о котором идет речь; форма винительного падежа – для называния предмета, на ко-

торый направлено действие. Выполняют звуко-буквенный  разбор  слова  «юг». (См.  РМ,  Приложение 4.)

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VI. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– В чем заключалась цель нашего урока?

– Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

– Чью работу на уроке хотите отметить?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

(См. РМ, Приложение 5.)

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 120 в рабочей тетради; составить сказку о падежах; нарисовать портрет какого-либо падежа по представлению; сочинить свое стихотворение для запоминания падежей

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы распознавания падежных форм имени существительного

19 лет работаю по системе Л.В. Занкова. Из них 6 по учебнику Н.В. Нечаевой. Здесь вы прочитаете о моём мнении, работая по учебнику этого замечательного автора....

Тема урока: Падежные формы имен существительных.

Цель: Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.Метапредметные – учить ставить цел...

Презентация к уроку по теме: Падежные формы имен существительных

Цель: Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.Метапредметные – учить ставить цел...

Карточки для проверки падежных форм имен существительных (разрезные) 4 класс

Данные карточки позволяют выявить пробелы в знаниях, отработать правильность написания падежных окончаний, умений определять склонение, падеж имен существительных. Могут являться  одной из форм к...

Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа"

Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа" составлен и разработам в соответствии с требо...

«Употребление падежных форм имен существительных и местоимений. Тренинг»

Конспект урока из раздела «Употребление падежных форм имён существительных, прилагательных, местоимений...