Способы распознавания падежных форм имени существительного
план-конспект по теме
19 лет работаю по системе Л.В. Занкова. Из них 6 по учебнику Н.В. Нечаевой. Здесь вы прочитаете о моём мнении, работая по учебнику этого замечательного автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_raspoznavaniya_padezhnyh_form_imeni___sushchestvitelnogo.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы распознавания падежных форм имени
существительного
( русский язык Н.В. Нечаевой 3-4 класс система Л.В.Занкова)
1)Известно, что одной из « болевых точек» начального курса является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. Решение этой задачи в 4 классе отнимает много времени и сил как у школьников, так и учителей, причём нередко желаемого результата добиться не удаётся. И я считаю нужным показать как строится работа, цель которой – научить четвероклассников решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. На страницах учебника Натальи Васильевны Нечаевой начинается работа над вопросами падежей с 3-го класса. Сначала я знакомлю ребят со словосочетанием, называя слово, от которого задаётся вопрос – Главным и отмечая его знаком х, а слово, к которому задаётся вопрос- Зависимым. Оно поясняет главное.
х чего? х что?
сочетание слов задать вопрос
х х
главное слово зависимое слово
Для закрепления умения находить главные и зависимые слова даются такие задания: 1)Запиши словосочетания, определи, к каким частям речи относятся главные слова, к каким – зависимые.
Сочетание ( сущ.) слов (сущ.), Главное (прил.) слово (сущ.)
2) Исследуй, что обязательно требует главное слово – глагол от зависимого существительного: форму числа, рода, соответствие вопросу?
Красивая кукла (главное слово «кукла» требует форму числа, рода, соответствие вопросу от зависимого слова «красивая».
3) Составь словосочетания, подбирая зависимое слово в соответствии с вопросом.
И ( за что?) за командой, за команду, в мяче,
Г в мяч, в мячи, на рояле, на рояль,
Р ( во что?) на роялях
А
Л ( на чём?)
А
Играла (за что?)за команду, играла (во что?) в мяч, играла ( на чём?) на рояле. Главное слово требует соответствия вопросу.
4) Какими членами предложения являются главные слова, какими зависимые?
Главным словом в словосочетании может быть любая самостоятельная часть речи.
2)Знакомство с падежами начинается со стихотворения Грачёва Г. « О коте»
У норы добычи ждёт.
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
Правильному выбору имени существительного способствует правильно заданный вопрос от главного слова к зависимому.
Вопросов всего 6. И вы их узнаете, если из стихотворения выпишете все формы слова кот с вопросами. У вас получилось 6 вопросов и 6 падежей. В правиле идёт пояснение, что грамматический термин падеж образовался при переводе на русский язык латинского слова казус- падение. Ещё греческие учёные заметили, что существительное имеет свою основную, начальную форму. В этой форме оно отвечает на вопросы Кто? Что? и выступает в роли подлежащего. Другие косвенные формы как бы отклоняются от основной, начальной формы. Отсюда термин – склонение- изменение по падежам.
Для их запоминания даётся задание проанализировать название падежей, узнать: что особенного в падежных вопросах? Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходит от латинских и представляет их дословный перевод.
Именительный – « имя» предмета- начальная форма наименования. Родительный – буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем ( сын Ивана, дом отца и т.п.) Дательный - от слова дать, так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку)Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина». Творительный связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется. Но это с научной точки зрения. А чтобы дети лучше поняли названия падежей, рассказываю им сказку: «Откуда пришли названия падежей»
« Он ещё не родился, а уже придумали, какое ему дать имя, и решили назвать – именительный.
Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал - дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и стал называться творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
Из названия падежей образовали слова- помощники:
И.п.- имею, есть
Р.п. – нет
Д.п.- дам
В.п.- виню, вижу
Т.п.- творю, доволен
П.п. – думаю, говорю
Знакомясь с падежными вопросами, выясняем: Что особенного в падежных вопросах? В форме какого падежа слово исполняет роль подлежащего?
Какие шаги надо сделать, чтобы определить падеж имени существительного? При выполнении упражнений составляем порядок действий:
- Найти основу предложения.
- Указать падеж подлежащего.
- Графически обозначить словосочетания, в которых существительное - зависимое слово.
- Указать падеж имён существительных - второстепенных членов предложения.
Работая над упражнениями, замечаем, что слова в разных падежах имеют предлоги. Отдельных уроков по изучению употребления предлогов в падежах нет. Поэтому начинаем составлять таблицу: «Склонение имён существительных». В ней отражаем название падежей, падежные вопросы, слова – помощники, предлоги, с которыми употребляются слова, примеры слов. Затем сравниваем - какие предлоги употребляются только в родительном падеже, только в дательном, только в предложном, какие и в предложном и в винительном, какой падеж вообще не имеет предлога.
Таблица выглядит так:
Падеж | Вопросы | Часто употребляемые предлоги | Примеры |
И.п | кто? что? имею, есть | ----------------- | |
Р.п | кого? чего? нет | от, до, из, без, у, для, с | |
Д.п | кому?чему? дам | к, по | |
В.п | кого? что?вижу, виню | в, на, за, про, через | |
Т.п | кем? чем?доволен | под, над, за, с, перед, между | |
П.п | о ком? о чём? думаю | в, на, о (об), при |
Переходим к правописанию падежных окончаний имён существительных, т.е. к склонению – изменению существительных по падежам.
Новая тема ведётся в виде исследований:
I Сравнение окончаний имён существительных.
II Принципы объединения разных существительных в группы.
III Причины одинаковых и разных окончаний в одном и том же падеже.
1.Запиши предложения по законам письменной речи, определи падеж проблемного слова.
Это игрушка (кого?) Маш(и).
Это игрушка (кому?) Маш(и).
Различны или одинаковы окончания в первом и во втором случае? Раньше вы пропускали эту орфограмму или узнавали о написании у учителя, а теперь у вас достаточно знаний и умений, чтобы самостоятельно разобраться с этим вопросом.
Это игрушка (кого?) Маши (Р.П.)
Это игрушка (кому?) Маше (Д.п.)
- Как ты думаешь, по какому принципу объединены слова в группы?
а) мама, Ася, стена, Гена, Вася…
б) Кирилл, конь, сом, солнце, дерево….
в) вещь, дочь, Любовь, дичь, лошадь…
Выясняется, что: в первой группе слова мужского и женского рода с окончаниями а-я,
во второй – слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего
рода с окончанием о-е
в третьей – слова женского рода с мягким знаком на конце
3. Даны слова: плита, чаша, свеча
Исследуй, по какой причине один и тот же падеж у разных существительных бывает выражен в одних случаях одинаковыми окончаниями, а в других разными. Запиши эти слова в именительном падеже, затем в винительном падеже. Объясни, почему у этих слов одинаковые окончания.
Именительный падеж: плита, папа, свеча
Винительный падеж: плиту, папу, свечу
Вывод: эти слова относятся к первой группе, слова женского и мужского рода с окончанием – а -
Существительные: вьюга, град, мышь запиши тоже в именительном и винительном падеже. Объясни, почему у этих слов разные окончания.
Именительный падеж: вьюга, град, мышь
Винительный падеж: вьюгу, град, мышь
Вывод: эти слова относятся к разным группам, т.к. у них разный род и у двух слов отсутствуют окончания.
После составления таблицы склонений имён существительных единственного числа проводим анализ правописания окончаний существительных по вопросам:
- Почему существительные женского и мужского рода распределены в разные склонения? ( У них разные окончания или их нет вообще.)
- Почему существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода относятся к одному склонению?
Потому что у них одинаковые окончания в винительном, родительном, творительном и предложном падежах.
- Почему учёные разделили существительные на три, а не на пять склонений?
У существительных разный род, разные окончания или нулевые окончания.
При изменении по падежам, окончания существительных трёх склонений не сов –
падают.
Теперь можно правильно выбрать окончание для существительного:
- Определить к какому склонению оно относится.
- В каком падеже употреблено.
- Выбрать нужное окончание, опираясь на таблицу.
Таблица падежных окончаний имён существительных в форме единственного
числа
Падеж, вопрос | 1-е склонение м.р., ж.р. | 2-е склонение | 3-е склонение ж.р. | |
м.р. | ср.р. | |||
И.п. кто? что? | а-я | - | о-е | - |
Р.п. кого? чего? | ы-и | а-я | а-я | и |
Д.п. кому? чему? | е | у-ю | у-ю | и |
В.п .кого? что? | у-ю | -я | о-е | - |
Т.п. кем? чем? | ой, ей | ом,ем | ом, ем | и |
П.п.о ком? о чём? | е | е | е | и |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы»
Урок «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы» представлен в форме путешествия. Основными методами являются частично - поисковый и проблемный....
Признаки падежных форм имен существительных
технологическая карта к открытому уроку по русскому языку в 4 классе "Школа России"...
Тема урока: Падежные формы имен существительных.
Цель: Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.Метапредметные – учить ставить цел...
Презентация к уроку по теме: Падежные формы имен существительных
Цель: Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.Метапредметные – учить ставить цел...
Карточки для проверки падежных форм имен существительных (разрезные) 4 класс
Данные карточки позволяют выявить пробелы в знаниях, отработать правильность написания падежных окончаний, умений определять склонение, падеж имен существительных. Могут являться одной из форм к...
Тема урока: «Падежные формы имен существительных»
Урок русского языка в 3 классе...
«Употребление падежных форм имен существительных и местоимений. Тренинг»
Конспект урока из раздела «Употребление падежных форм имён существительных, прилагательных, местоимений...