Способы распознавания падежных форм имени существительного
план-конспект по теме

Иштирякова Валентина Васильевна

19 лет работаю по системе Л.В. Занкова. Из них 6 по учебнику Н.В. Нечаевой. Здесь вы прочитаете о моём мнении, работая по учебнику этого замечательного автора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Способы распознавания падежных форм имени

        существительного

              ( русский язык Н.В. Нечаевой 3-4 класс система Л.В.Занкова)

1)Известно, что одной из « болевых точек» начального курса является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. Решение этой задачи в 4 классе отнимает много времени и сил как у школьников, так и учителей, причём нередко желаемого результата добиться не удаётся. И я считаю нужным показать как строится работа, цель которой – научить четвероклассников решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. На страницах учебника Натальи Васильевны Нечаевой начинается работа над вопросами падежей с 3-го класса. Сначала я знакомлю ребят со словосочетанием, называя слово, от которого задаётся вопрос – Главным и отмечая его знаком х, а слово, к которому задаётся вопрос- Зависимым. Оно поясняет главное.

                                       х        чего?        х    что?

             сочетание   слов                            задать вопрос  

                                                      х                                                         х

                                  главное слово                               зависимое слово

Для закрепления умения находить главные и зависимые слова даются такие задания:   1)Запиши словосочетания, определи, к каким частям речи относятся главные слова, к каким – зависимые.

Сочетание ( сущ.) слов (сущ.), Главное (прил.) слово (сущ.)

2) Исследуй, что обязательно требует главное слово – глагол от зависимого существительного: форму числа, рода, соответствие вопросу?

Красивая кукла (главное слово «кукла» требует форму числа, рода, соответствие вопросу от зависимого слова «красивая».

3) Составь словосочетания, подбирая зависимое слово в соответствии с вопросом.

И        ( за что?)                            за командой, за команду, в мяче,

Г                                                                         в мяч, в мячи, на рояле, на рояль,

Р        ( во что?)                          на роялях

А

Л                            ( на чём?)

А

   Играла (за что?)за команду, играла (во что?) в мяч, играла ( на чём?) на рояле. Главное слово требует соответствия вопросу.                        

         

4) Какими членами предложения являются главные слова, какими зависимые?

Главным словом в словосочетании может быть любая самостоятельная часть речи.

2)Знакомство с падежами начинается со стихотворения Грачёва Г. « О коте»

                                 У норы добычи ждёт.

        Притаившись, серый кот,

        Мышь осталась без хвоста,

        Вырываясь от кота.

        А теперь и за версту

        Не приблизится к коту.

        Крыса старая и та,

        Видя грозного кота,  

        Удерёт в нору под дом,

        Чтоб не встретиться с котом.

        Там дрожит и в темноте

        Вспоминает о коте.

Правильному выбору имени существительного способствует правильно заданный вопрос от главного слова к зависимому.

Вопросов всего 6. И вы их узнаете, если из стихотворения выпишете все формы слова кот с вопросами. У вас получилось 6 вопросов и 6 падежей. В правиле идёт пояснение, что грамматический термин падеж образовался при переводе на русский язык латинского слова казус- падение. Ещё греческие учёные заметили, что существительное имеет свою основную, начальную форму. В этой форме оно отвечает на вопросы Кто? Что? и выступает в роли подлежащего. Другие косвенные формы как бы отклоняются от основной, начальной формы. Отсюда термин – склонение- изменение по падежам.

Для их запоминания даётся задание проанализировать название падежей, узнать: что особенного в падежных вопросах? Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходит от латинских и представляет их дословный перевод.

Именительный – « имя» предмета- начальная форма наименования. Родительный – буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем ( сын Ивана, дом отца и т.п.) Дательный - от слова дать, так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку)Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина». Творительный связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется. Но это с научной точки зрения. А чтобы дети лучше поняли названия падежей,  рассказываю им сказку: «Откуда пришли названия падежей»

« Он ещё не родился, а уже придумали, какое ему дать имя, и решили назвать – именительный.

Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал  - дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и стал называться  творительным. 

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

Из названия падежей образовали слова- помощники:

И.п.- имею, есть

Р.п. – нет

Д.п.- дам

В.п.- виню, вижу

Т.п.- творю, доволен

П.п. – думаю, говорю

Знакомясь с падежными вопросами, выясняем: Что особенного в падежных вопросах? В форме какого падежа слово исполняет роль подлежащего?

Какие шаги надо сделать, чтобы определить падеж имени существительного? При выполнении упражнений составляем порядок действий:

  1. Найти основу предложения.
  2. Указать падеж подлежащего.
  3. Графически обозначить словосочетания, в которых существительное - зависимое слово.
  4. Указать падеж имён существительных - второстепенных членов предложения.

Работая над упражнениями, замечаем, что слова в разных падежах имеют предлоги. Отдельных уроков по изучению употребления предлогов  в падежах нет. Поэтому начинаем составлять таблицу:  «Склонение имён существительных».  В ней отражаем название падежей, падежные вопросы, слова – помощники, предлоги, с которыми употребляются слова, примеры слов. Затем сравниваем - какие предлоги употребляются только в родительном падеже, только в дательном, только в предложном, какие и в предложном и в винительном, какой падеж вообще не имеет предлога.

Таблица выглядит так:

Падеж

   Вопросы

Часто употребляемые предлоги

Примеры

И.п

кто? что? имею, есть

-----------------

Р.п

кого? чего? нет

от, до, из, без, у, для, с

Д.п

кому?чему? дам

к, по

В.п

кого? что?вижу, виню

в, на, за, про, через

Т.п

кем? чем?доволен

под, над, за, с, перед, между

П.п

 о ком? о чём? думаю

в, на, о (об), при

Переходим к правописанию падежных окончаний имён существительных, т.е. к склонению – изменению существительных по падежам.

Новая тема ведётся  в виде исследований:

I    Сравнение окончаний имён существительных.

II   Принципы объединения разных существительных в группы.

III  Причины одинаковых и разных окончаний в одном и том же падеже.

1.Запиши предложения  по законам письменной речи, определи падеж проблемного слова.

Это игрушка  (кого?) Маш(и).

Это игрушка  (кому?) Маш(и).

Различны или одинаковы окончания в первом и во втором случае? Раньше вы пропускали эту орфограмму или узнавали о написании у учителя, а теперь у вас достаточно знаний и умений, чтобы самостоятельно разобраться с этим вопросом.

Это игрушка (кого?) Маши (Р.П.)

Это игрушка (кому?) Маше (Д.п.)

  1. Как ты думаешь, по какому принципу объединены слова в группы?

а) мама, Ася, стена, Гена, Вася…

б) Кирилл, конь, сом, солнце, дерево….

в) вещь, дочь, Любовь, дичь, лошадь…

 Выясняется, что: в первой группе слова мужского и женского рода с окончаниями а-я,

                              во второй – слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего        

                                    рода с окончанием о-е

                                    в третьей – слова женского рода с мягким знаком на конце

3. Даны слова: плита, чаша, свеча

Исследуй, по какой причине один и тот же падеж у разных существительных бывает выражен в одних случаях одинаковыми окончаниями, а в других разными. Запиши эти слова в именительном падеже, затем в винительном падеже. Объясни, почему у этих слов одинаковые окончания.

Именительный падеж: плита, папа, свеча

Винительный падеж:    плиту, папу, свечу

Вывод: эти слова относятся к первой группе, слова женского и мужского рода с окончанием – а -  

Существительные: вьюга, град, мышь запиши тоже в именительном и винительном падеже. Объясни, почему у этих слов разные окончания.

Именительный падеж: вьюга, град, мышь

Винительный падеж:    вьюгу, град, мышь

Вывод: эти слова относятся  к разным группам, т.к. у них разный род и у двух слов отсутствуют окончания.

После составления таблицы склонений имён существительных единственного числа проводим анализ правописания окончаний существительных по вопросам:

  1. Почему существительные женского и мужского рода распределены в разные склонения? ( У них разные окончания или их нет вообще.)
  2. Почему существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода относятся к одному склонению?

Потому что у них одинаковые окончания в винительном, родительном, творительном и предложном падежах.

  1. Почему учёные разделили существительные на три, а не на пять склонений?

У существительных разный род, разные окончания или нулевые окончания.

      При изменении  по падежам, окончания  существительных трёх склонений  не сов –

      падают.                          

Теперь можно правильно выбрать окончание для существительного:

  1. Определить к какому склонению оно относится.
  2. В каком падеже употреблено.
  3. Выбрать нужное окончание, опираясь на таблицу.

Таблица падежных окончаний имён существительных в форме единственного            

                                              числа

Падеж, вопрос

   1-е склонение

    м.р.,           ж.р.

    2-е склонение  

 3-е склонение

          ж.р.

    м.р.

ср.р.  

И.п. кто? что?

           а-я

    -

   о-е

          -

Р.п. кого? чего?

          ы-и

   а-я

   а-я

         и

Д.п. кому? чему?

             е

   у-ю

   у-ю

         и

В.п .кого? что?

          у-ю

   -я

   о-е

         -

Т.п. кем? чем?

        ой, ей

  ом,ем

  ом, ем

         и

П.п.о ком? о чём?

           е

    е

    е

         и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы»

Урок «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы» представлен в форме путешествия. Основными методами являются частично - поисковый и проблемный....

Признаки падежных форм имен существительных

технологическая карта  к открытому  уроку по русскому языку в 4 классе "Школа России"...

Тема урока: Падежные формы имен существительных.

Цель: Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.Метапредметные – учить ставить цел...

Презентация к уроку по теме: Падежные формы имен существительных

Цель: Предметные – Сформировать первоначальное представление о падежных формах имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.Метапредметные – учить ставить цел...

Карточки для проверки падежных форм имен существительных (разрезные) 4 класс

Данные карточки позволяют выявить пробелы в знаниях, отработать правильность написания падежных окончаний, умений определять склонение, падеж имен существительных. Могут являться  одной из форм к...

«Употребление падежных форм имен существительных и местоимений. Тренинг»

Конспект урока из раздела «Употребление падежных форм имён существительных, прилагательных, местоимений...