Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Тип урока: Открытия нового знания

 Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.

- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.

 - Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 03.11.prostye_i_slozhnye_predlozheniya.doc59 КБ
Office presentation icon prezent_p_i_s_predl.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

УМК «Перспектива»

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Тип урока: Открытия нового знания

 Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.

- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.

 - Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

 Планируемые результаты:

Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Метапредметные:

 - Познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

 - Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.

- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.

 Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

 Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.

План урока:

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цель – мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя.

 - Сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуем их.

- Я рада видеть своих коллег, и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам, ребята, помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться.  

-Итак, наш девиз: «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!»

- Откройте тетради и запишите дату. Настраиваются на работу.

 Личностные: выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности

II этап  Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений.

 Цель - актуализировать знания

- Начнем урок со словарной работы.

                   Словарная работа (по лексическому значению угадывают и записывают слово)

Салют    (Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, а также стрельба и

                 фейерверк в ознаменование торжественной даты, события) 

Интерес  (Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять)

Ноябрь   (Одиннадцатый месяц календарного года)

Телефон  (Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических

                   сигналов по проводам или по радио)

Аллея       (Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам)

Костер   (Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу)

Сейчас    (В настоящее время, теперь)
Инженер (Специалист с высшим техническим образованием)

Столица   (Главный город государства)

- Самопроверка. Оцените себя  

- Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)

 - Что такое синтаксис?  (раздел языка, который изучает словосочетания и предложения)

-  Понятно, когда изучают глубины океанов, космическое пространство,  недра нашей Земли, а что значит изучать предложение? (Это значит: дать характеристику предложению, рассказать  о нем всю информацию)

- Напомните, что же такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства.)  Ноябрь. Чувствуется приближение зимы.

 - По цели высказывания предложения бывают:  повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации:  восклицательные, невосклицательные; по наличию второстепенных членов  предложения бывают:  распространенные и нераспространенные; в предложении могут быть однородные члены предложения:

(Над душистыми цветами порхают бабочки и пчелы.)

Учитель вывешивает на доску два больших гриба.

- Эти грибы были маленькими, а теперь вон как выросли и  олицетворяют  они ваши знания о предложении,  как единицы речи (грамматически оформленной по законам русского языка)

III этап. Работа над новым материалом. Подведение детей к самостоятельному выводу

- Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами? Или возможны еще есть  неоткрытые странички в Книге знаний? (ответы детей)  Ну что ж, в споре рождается истина!

- Давайте поиграем!  

Игра «Договори предложение»

Глаза боятся, а руки       (делают).          пословица

Белые бараны       ( били в барабаны).   скороговорка

Унылая пора         (очей очарованье).    стихотворение

Мартышка к старости     (слаба глазами стала)  басня

- Назовите жанры литературы.

- Запишите  пословицу.  Как понимаете смысл пословицы?

- Выполним разбор предложения по членам.

- Чем интересна эта пословица, (две грамматические основы)

 - Как  можно назвать предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (частей)? (многосоставное, сложное) А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)

- Кто догадался, какова тема нашего урока?  Мы будем говорить о  простых и сложных предложениях.

(Тема:  Простые и сложные предложения)

- В чём будем упражняться (узнавать  простое и сложное предложения)

- Зачем? (Чтобы грамотно оформлять  их  на письме)

- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)

- Слово профессору  Ивану Ивановичу Самоварову  

                         Работа по учебнику с 75 упр. 118 -  коллективно

! Значит: сложное предложение состоит из простых предложений, связанных по смыслу.                                                                                                                                                                                        

Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ.

Задание: каждой паре вспомнить пословицу, в которой  несколько грамматических основ,  (время на обсуждение полминуты). Затем обсудим.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя птичка глаза продирает.

Что говорят взрослые, то дети повторяют.

Карандаш пишет, а молот  - кует.

Дети плачут, а у матери сердце болит.

Добрая слава лежит, а худая слава вперед бежит.

Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сойдется

Физкультминутка

Игра  «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)

•  Поют птицы.

• Ярко светит солнце, поют птицы.

•  Краб крабу сделал грабли.

• В долине пар белеет тонкий.

• Наступили осенние дни,  по небу поплыли серебристые облака.

• Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.

 Применение новых знаний:

Наступил ноябрь.     [  ___     ‗   ]

Дуют ветра.    [ __     ‗  ]

Птицы попрятались.   [ __    ‗  ]

.–  Дайте характеристику предложениям.

- Работают с предложением:  Наступил ноябрь, дуют ветра, птицы попрятались.

 (сложное, состоит из трех простых, между частями ставим запятые)

           [ __    ‗  ] , [ __    ‗  ], [ __    ‗  ].

-  Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?

- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.

 - Выстраивают алгоритм работы с предложениями.

1. Прочитать предложение.                                                                                                                                                                                                                                              

2. Найти грамматическую основу.

3. Определить сложное или простое.

4. Если сложное, то поставить знаки препинания.

  Работа в группах:

 - Проведите исследование  (работа с дидактическими карточками)

« Как определить: сложное или простое предложение»

Выделите основы предложений.

Расставьте знаки препинания.

Составь схемы предложений

Итог:

- Как на письме показана граница этих предложений? (запятой)

- Из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу)

- Обобщая наши рассуждения: простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и отделяются запятой (первая цель достигнута)

Рефлексия учебной деятельности

Цель - научить осознавать свои достижения  

- Подошёл к концу наш урок. Посмотри на наши грибочки. Кажется, они выросли.!!!

- Почему? ( Узнали новое о предложениях: предложения бывают не только простыми, но сложными.)

- Цели урока достигнуты.

-  Благодаря чему мы их достигли? (наблюдению, исследованию, рассуждению и т.д.)

- Оцените свою работу на уроке.

 Прокомментируйте свой результат:

- я старался, но не всё получилось;

- со всеми заданиями я справился;

Оценивание работу учащихся учителем

Домашнее задание

Стр. 76 упр. 121

Литература:

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

2. Учебник «Русский язык 4 класс. В 2 частях» Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В.- Москва:  «Просвещение», 2013

3. «Справочник учителя  начальных классов»  Елизарова Е.М, Киселева Ю.А - Волгоград: «Учитель»,  2011


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс Простые и сложные предложения

Слайд 2

Формировать умение различать простое и сложное предложения; Познакомить с правилами постановки запятых в сложном предложении; Формировать умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом; Развивать речь учащихся и умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты; Цели урока:

Слайд 3

« Знаем – повторяем, не знаем – узн а ем!»

Слайд 4

Проверь себя: С а лют, и нт е рес, н о ябрь, т е л е фон, а ллея, к о стёр, с о рока, и нж е нер, ст о лица

Слайд 5

Проверь себя СИНТАКСИС (раздел грамматики, который изучает словосочетания и предложения )

Слайд 6

Предложения делятся на: Простые С одной грамматической основой [= - ] . С утра идет проливной дождь . Сложные С двумя или более грамматическими основами [- = ] , [ - = ] . Труд человека кормит, а лень портит.

Слайд 7

1 . Прочитать предложение 2. Найти грамматическую основу 3. Определить сложное или простое 4. Если сложное, то поставить знаки препинания Алгоритм работы с предложением

Слайд 8

Знаки препинания, как пограничники, охраняют границы между частями сложного предложения [ ] , [ ] . Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая !

Слайд 9

Стр. 75 упр.118

Слайд 10

Рефлексия

Слайд 11

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!» Сократ

Слайд 12

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...