Письмо строчной и заглавной букв з,З
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1 комп Предмет: русский язык.
Класс: 1.
Программа «Школа России»
Тема: « Письмо строчной и заглавной букв з,З»
Тип урока: урок изучения нового материала
Дидактическая цель: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно – двигательный образ строчной и письменной заглавной букв з,З
Задачи урока:
Образовательные: формировать навык написания строчной и заглавной букв «з, З», отрабатывать навык письма слов с изученными буквами, расширять знания об однокоренных словах.
Развивающие: развивать фонематический слух, развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.
Здоровьесберегающие:
обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, устойчивого учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
общеучебные универсальные действия – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, универсальные логические действия – способность и умение производить простые логические действия ( анализ и синтез).
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, формирование умения работать в парах.
Планируемый результат:
Предметные умения:
- каллиграфически правильно писать строчную и заглавную буквы з, З;
- каллиграфически правильно писать сочетания, слова с буквами з, З
- правильно списывать слова и предложения;
- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом;
Метапредметные:
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- видеть в слове орфограмму("опасное место"), уметь её объяснить;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- составлять слова из букв;
- составлять предложения из слов;
- объяснять лексическое значение слов.
Личностные:
-прививать любовь к чтению, к книге;
-формировать познавательный интерес;
-воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
-учить работать в парах, группах, сообща.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята.
Установление дисциплины, настрой детей на работу.
- Сели ровно. Проверьте свои рабочие места.
2. Актуализация знаний. Работа в парах.
(Цель: выявить область «знания», и «незнания», причин, затруднения)
На доске записаны изученные буквы, но в написании элементов букв допущены ошибки.
- Исправьте ошибки.
Отгадывание загадки. Мотивация учебной деятельности.
На эту букву посмотри,
Она совсем, как цифра З. (это буква З)
- Как вы думаете, чему предстоит научиться? Какие цели и задачи поставим перед собой?
3. Открытие нового. Беседа о букве.
- Что вы знаете о этой букве?
- А из скольких элементов состоит заглавная З ? Как они называются?
- А из каких элементов состоит строчная з ?
- Ребята, а что особенного в строчной букве з ? (она имеет на нижней линии рабочей строки хитрую точку)
Работа в тетради.
- Давайте обведём элементы этих букв по контуру в тетради. (учитель обращает внимание детей на правильную посадку)
Слушание сказки.
- Ребята, послушайте отрывок из сказки и вы узнаете, кто придёт к нам в гости и будет смотреть, кто аккуратнее всех сегодня будет писать в прописи.
Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц.
Бедная девушка всё терпела и боялась жаловаться отцу.
Окончив работу, бедняшка забивалась в уголок у самого очага и садилась прямо на золу, за что старшая мачехина дочь прозвала её Замарашкой.
Но младшая, не такая грубиянка, как сестра, стала звать её Золушкой. А Золушка и в стареньком платьице была во сто раз милее своих разряженных сестриц...
Беседа о прочитанном, рассказ об авторе.
- Как зовут нашу героиню? (Золушка)
- Правильно, ребята. А написал эту сказку французский сказочник Шарль Перро. Он писал не только сказки, но и стихи. Его сказки любят читать не только дети, но и взрослые.
Работа с портретом.
Учитель показывает портрет писателя.
- ребята, что необычного вы увидели? (у мужчины длинные и кучерявые волосы)
4. Включение нового знания. Знакомство с новым словом.
- Ребята, в те давние времена мужчинам было модно носить парики. Парик – это накладка на голове, имитирующая волосы, причёску.
На доску учитель вывешивает напечатанное слово ПАРИК.
- Прочитайте это слово хором.
- Сколько слогов в этом слове?
- Назовите первый слог.
- Назовите второй слог.
- Назовите ударный слог.
- Ребята, а почему нашу героиню звали Золушкой? (От слова зола. « Она сидела у очага, прямо на золе»)
ЗОЛА - это остаток от дров или угля после сжигания.
Давайте составим схему слова ЗОЛА
- Почему слоги-слияния сине-красного цвета? (твёрдые)
5. Физминутка.
Ребята, как Золушка перебирала фасоль и горох? Давайте покажем. (Дети под спокойную музыку показывают движения одной, а потом другой рукой, тем самым отдыхают)
Работа по контуру, обводка узора.
Учитель показывает Золушку в красивом праздничном платье.
- Ребята, когда Золушка поехала на бал, у неё было красивое пышное платье. Посмотрите, какие красивые узоры внизу. Давайте такой же узор нарисуем в тетради.
6. Закрепление усвоенного. Письмо букв з,З.
- А как вы думаете, почему на урок пришла Золушка? (Её имя начинается на букву З)
- А как мы пишем имена людей? (имена людей мы пишем с большой буквы) Вот сейчас мы и напишем заглавную букву З.
- Кто помнит, как пишется буква З ?
К доске выходит ученик, объясняет правило написания буквы.
Учитель: ребята, не забывайте, что верхний полуовал немного меньше, чем нижний.
- А как мы называем при письме маленькую букву з ? (строчная)
- Что вы помните о строчной букве? ( она имеет хитрую точку)
- Где находится хитрая точка? (на нижней линии рабочей строки)
- Кто покажет, как нужно писать строчную з ?
- Ребята, не забывайте про хитрую точку.
- А теперь напишем заглавную и строчную буквы в соединении.
Итак, ребята, мы вспомнили с вами сказку о Золушке.
- А какие сказки знаете вы? (называют)
Запись слова « сказки » с комментированием.
Давайте напишем слово «сказки» в прописи. Контур нам поможет. Учитель напоминает о правильной посадке.
- Поставьте ударение. На какой слог оно падает? Молодцы!
Золушка задаёт вам вопрос ниже. Прочитайте его про себя. Затем один ученик читает вслух: «Какие сказки знает Лиза?»
- Давайте вспомним текст из «Азбуки» и ответим на вопрос.
Запись предложения: Лиза знает сказки про репку, о тетереве. ( один ученик пишет у доски, остальные в тетради)
- Проверим, правильно ли написал (имя) предложение на доске.
- Сравните, правильно ли написали вы?
Работа в группах.
- Ребята, а я тоже знаю хорошие сказки. Хочу узнать, знаете ли вы их? Учитель читает отрывки из сказок, а дети отгадывают.
1гр: «Несу косу на плече,
Хочу лису посечи.»
- Из какой это сказки? (Заяц и лиса)
- Чем же Петух испугал так Лису? ( косой )
2гр. А кто так пел песенку?
«Ребятушки, козлятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мама пришла,
Молока принесла.» ( коза )
7. Практическое применеие полученных знаний. Работа в группах.
Чтение печатных слов в прописи КО...Ы , КО...Ы. Золушка хочет, чтобы вы вставили в слова нужные буквы, а Вопросик
хочет вам помочь. Он подсказывает, какие это могут быть буквы.
Беседа, отгадывание слова.
- Кого из этих героев вам было жалко? (зайца, козлят)
- А каких ещё животных вы знаете? (дети называют животных)
- А где этих животных мы можем встретить? (дома, в лесу, и т.д.)
- Внизу на последней строчке вы можете отгадать ещё одно слово, обозначающее место, где можно встретить всех этих животных.
ЗОО---- ПАРК.
Запись слова зоопарк на строчке справа прописными буквами.
Работа с пустой плашкой вверху.
- Действительно, ребята, вы научились писать заглавную и строчную буквы
З, з правильно и красиво и теперь вы можете записать эти буквы в красном прямоугольнике, т.е. в плашке.
8. Рефлексия.
-Чему мы учились на уроке?
-Над чем нужно ещё поработать?
- Что вы знаете о букве З ?
-Оцените свою работу.
Далее учитель отмечает работу детей на уроке.
Подарок на память.
- А чтобы вы помнили наш сегодняшний урок, Золушка дарит каждому из вас прекрасные книжки со сказкой «Золушка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ е, Е. УРОК ПИСЬМА В 1 КЛАССЕ
Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок – практикум. Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с заглавной и строчной буквами Е,...
Урок письма в 1 классе: "Письмо строчной и заглавной буквы г,Г"
Урок письма в 1 классе для детей с задержкой психического развития по теме: «Письмо строчной и заглавной буквы Г, г»...
План-конспект открытого урока по письму "Письмо строчной и заглавной букв фФ" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
План-конспект составлен для использования на уроке письма в 1 классе(1-4), разработан согласно принципам системы развивающего обучения Л.В.Занкова....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...
Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс
Конспект урока. Обучение грамоте.Письмо строчной и заглавной букв Ж,ж. Жи пиши с буквой и....