Открытый урок по русскому языку " Местоимения в речи"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Ольга Владимировна Тулякова

Открытый урок по русскому языку "местоимения в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_mestoimeniya_v_rechi.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Фокинская СОШ № 2»

Конспект открытого урока

по русскому языку  

«Местоимения в речи»

составила учитель

начальных классов

Тулякова О.В.

Тема: Роль местоимений в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

• формирование представлений о местоимении, как части речи;

• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;

• развитие самостоятельности;

• развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: компьютерная презентация урока, толковые и орфографические словари, карточки для итога урока (тест), карточки для индивидуальной работы.

План урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой. (1 мин)

2.Мотивирующий приём. (1 мин)

3.Минутка чистописания (3 мин)

4.Словарно – орфографическая работа (5 мин)

5.Актуализация знаний. Постановка проблемы.(2 мин)

6.Формулирование темы урока. Постановка учебных задач. (1 мин)

7. «Открытие» обучающимися нового знания. (10 мин)

8.Психо – физиологическая пауза. (1 мин)

9.Первичное закрепление. Работа в группах. Самопроверка по компьютеру. (10 мин)

10.Вторичное закрепление. (5 мин)

11.Итог урока. Рефлексия. (5 мин)

12.Домашнее задание. (1 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Русский наш язык настал.

Время нам нельзя терять,

Новую часть речи начнем мы изучать.

Психологический настрой на урок:

Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.

- Каким вы хотите видеть наш урок?

(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

Наш девиз:

Пиши правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно

II. Минутка чистописания

(слайд 1)

вя, вё, ве

 Ва,Во, Вэ

III. Словарно-орфографическая работа

(слайд)

С.молет, в.ртолет, авт.мобиль, м.шина, тракт.р, к.рета, в.гон, п.роход, к.рабль, в.л.сипед, .втобус.

Что объединяет эти слова?. Что можно делать на этих видах транспорта?(на них можно  путешествие.)

– С какой целью совершаются путешествия?

(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами и т.д.)

Определите лексическое значение слова путешествие, пользуясь толковым словарём.

(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)

– Что можете сказать о написании этого слова?

( Пут е ш е с т вие- это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е соответствует по значению слову п у т ь. Путешествие —это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью. В русском языке есть немало таких слов, например: путешественник, путеобходчик, путепровод, путеводитель. В этих словах гласная буква е соединяет части сложных слов.)

– Запишите слово в тетрадь, выделив орфограмму.

– Составьте предложение со словом путешествие.

Путешествие по знаменитым местам Москвы доставило нам огромное удовольствие.

– Запишите предложение в тетрадь.

– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.

( Путешествие, местам , Москвы , удовольствие – это имена существительные.

Доставило – глагол

Огромное, знаменитым – имя прилагательное)

– Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?

(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)

IV. Постановка проблемы

У вас на партах лежит текст. Прочитайте его и скажите какая ошибка в нем допущена.

Сова- хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.

О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте?

( Повтор слова  сова)

 Как исправить эту ошибку? (заменить слово сова другим словом)

Какими словами можно заменить слова сова? ( Птица, она)

- Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.

Сова- хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее  мощные когти и чуткие уши.

Какой частью речи является слово сова? (именем существительным)

Вместо какой же части речи мы употребили слово она? (вместо

имени существительного)

Как вы думаете о какой части речи мы будем говорить?

( о местоимении)

Кто сформулирует тему урока?

Итак, тема урока « Роль местоимения в речи»

Какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( Должны , будем вспомнить,что такое местоимение; будем отличать местоимение от других частей речи.

V. Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения)

Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название.

Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов АНТИ ( вместо) и ОНИМА ( имя)

Попробуйте сделать вывод ,что такое местоимение.

Вывод 1:

– Итак, первое открытие.

Местоимение– это часть речи, которая заменяет имена.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

- Выясним, какова же роль местоимения в речи?

- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.

Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?

Для чего же мы используем в речи местоимения?

Вывод 2.

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

- Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимения такое же значение, как и у существительного? Как вы думаете?

Выясним.

Обучающимся предлагается текст.

''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?

Ответ: Куст, мальчик, конь.

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Ответ: Слово "он" не называет предмета.

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

- В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?

Вывод 3:

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Знакомство с личными местоимениями.

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (я)

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (мы)

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?( ты , вы)

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?( он, она)

- Если это группа лиц?( они)

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

(Все они указывают на лица)

Перечислим еще раз все личные местоимения. Стр. 31 №68

Я и Мы, Ты и Вы,

Он, Она, Оно, Они –

Все слова отличные,

Важные и личные

Это без сомнения

Все местоимения.

– Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на страницах 52.

(Чтение правила в учебнике).

- Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?

Вывод 4 .

Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.

VI.Физминутка

VII.Закрепление изученного.

Дифференцированная работа в группах.

Предлагаю поработать в группах

Вспомним правила работы в группах.

Вы - команда!

Будьте активны!

Слушайте друг друга!

Спорьте честно, искренне!

Сделайте работу интересной!

2) Упражнение 111. Стр. 53 (по группам) Максимальная оценка  «5» т. с. 31 №69

Максимальная оценка «4»  к. с  53№ 110, максимальная оценка « 3» т. с 31 №70.

- Местоимение– часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку и записать слова-отгадки:

«Хитрые вопросы.»

• Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)

• Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? ( Ты-к-вы)

• Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)

• Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он)

• Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? ( За-я-ц)

• Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно)

IX. Итог урока. Рефлексия.

ТЕСТ

ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1. Местоимение:

а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов

в) нельзя задать вопрос

3. Местоимение:

а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:

а) ель б) ем в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:

а) ты, мы б) она, он в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

а) Из леса доносилось пение птиц.

б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.

в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Дайте определение местоимению, пользуясь ответами на 1,2,3 вопросы теста.

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, НО НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ, А УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО

- Что вам понравилось на уроке?

- Что было трудным?

- На следующих уроках мы продолжим делать открытия об удивительной части речи – местоимении.

X.

 Для  домашнего задания вы получили карточку с заданиями.  На них 3 задания , выберете себе одно для выполнения.

КАРТОЧКА

Задание 1.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

 Задание 2.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки.Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Задание 3.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Открытый урок по русскому языку "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

На уроке использовала рациональные методы, приемы и средства обучения, стимулирования и контроля, которые обеспечивают познавательную активность учащихся....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе"Роль личных местоимений в речи". (28.02.2018)

Конспект и презентация к открытому  уроку. 4 класс. Программа "Школа России"...

Открытый урок по русскому языку Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель: познакомить детей новой частью речи-местоимением....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 4 классе "Роль местоимения в речи"

Урок знакомит обучающихся с ролью местоименийв речи. В ходе урока ребята учатся определять местоимения среди других частей речи, указывают значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую рол...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ: "мЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

Данный материал поможет учителям в при изучении темы:Местоимение. Очень хороший материал для проведения урока....