Открытый урок по русскому языку " Местоимения в речи"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Открытый урок по русскому языку "местоимения в речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_mestoimeniya_v_rechi.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Фокинская СОШ № 2»
Конспект открытого урока
по русскому языку
«Местоимения в речи»
составила учитель
начальных классов
Тулякова О.В.
Тема: Роль местоимений в речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Ресурсы: компьютерная презентация урока, толковые и орфографические словари, карточки для итога урока (тест), карточки для индивидуальной работы.
План урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой. (1 мин)
2.Мотивирующий приём. (1 мин)
3.Минутка чистописания (3 мин)
4.Словарно – орфографическая работа (5 мин)
5.Актуализация знаний. Постановка проблемы.(2 мин)
6.Формулирование темы урока. Постановка учебных задач. (1 мин)
7. «Открытие» обучающимися нового знания. (10 мин)
8.Психо – физиологическая пауза. (1 мин)
9.Первичное закрепление. Работа в группах. Самопроверка по компьютеру. (10 мин)
10.Вторичное закрепление. (5 мин)
11.Итог урока. Рефлексия. (5 мин)
12.Домашнее задание. (1 мин)
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
Психологический настрой на урок:
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).
Наш девиз:
Пиши правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно
II. Минутка чистописания
(слайд 1)
вя, вё, ве
Ва,Во, Вэ
III. Словарно-орфографическая работа
(слайд)
С.молет, в.ртолет, авт.мобиль, м.шина, тракт.р, к.рета, в.гон, п.роход, к.рабль, в.л.сипед, .втобус.
Что объединяет эти слова?. Что можно делать на этих видах транспорта?(на них можно путешествие.)
– С какой целью совершаются путешествия?
(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами и т.д.)
Определите лексическое значение слова путешествие, пользуясь толковым словарём.
(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)
– Что можете сказать о написании этого слова?
( Пут е ш е с т вие- это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е соответствует по значению слову п у т ь. Путешествие —это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью. В русском языке есть немало таких слов, например: путешественник, путеобходчик, путепровод, путеводитель. В этих словах гласная буква е соединяет части сложных слов.)
– Запишите слово в тетрадь, выделив орфограмму.
– Составьте предложение со словом путешествие.
Путешествие по знаменитым местам Москвы доставило нам огромное удовольствие.
– Запишите предложение в тетрадь.
– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.
( Путешествие, местам , Москвы , удовольствие – это имена существительные.
Доставило – глагол
Огромное, знаменитым – имя прилагательное)
– Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?
(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)
IV. Постановка проблемы
У вас на партах лежит текст. Прочитайте его и скажите какая ошибка в нем допущена.
Сова- хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.
О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)
- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте?
( Повтор слова сова)
Как исправить эту ошибку? (заменить слово сова другим словом)
Какими словами можно заменить слова сова? ( Птица, она)
- Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.
Сова- хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.
Какой частью речи является слово сова? (именем существительным)
Вместо какой же части речи мы употребили слово она? (вместо
имени существительного)
Как вы думаете о какой части речи мы будем говорить?
( о местоимении)
Кто сформулирует тему урока?
Итак, тема урока « Роль местоимения в речи»
Какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( Должны , будем вспомнить,что такое местоимение; будем отличать местоимение от других частей речи.
V. Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения)
Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название.
Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов АНТИ ( вместо) и ОНИМА ( имя)
Попробуйте сделать вывод ,что такое местоимение.
Вывод 1:
– Итак, первое открытие.
Местоимение– это часть речи, которая заменяет имена.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
- Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
Для чего же мы используем в речи местоимения?
Вывод 2.
Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
- Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимения такое же значение, как и у существительного? Как вы думаете?
Выясним.
Обучающимся предлагается текст.
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "
Вопрос: Кто же это "он"?
Ответ: Куст, мальчик, конь.
Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?
Ответ: Слово "он" не называет предмета.
Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".
- В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?
Вывод 3:
Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Знакомство с личными местоимениями.
- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:
- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (я)
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (мы)
- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?( ты , вы)
- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?
- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?( он, она)
- Если это группа лиц?( они)
- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения. Стр. 31 №68
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
– Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на страницах 52.
(Чтение правила в учебнике).
- Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?
Вывод 4 .
Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.
VI.Физминутка
VII.Закрепление изученного.
Дифференцированная работа в группах.
Предлагаю поработать в группах
Вспомним правила работы в группах.
Вы - команда!
Будьте активны!
Слушайте друг друга!
Спорьте честно, искренне!
Сделайте работу интересной!
2) Упражнение 111. Стр. 53 (по группам) Максимальная оценка «5» т. с. 31 №69
Максимальная оценка «4» к. с 53№ 110, максимальная оценка « 3» т. с 31 №70.
- Местоимение– часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку и записать слова-отгадки:
«Хитрые вопросы.»
• Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)
• Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? ( Ты-к-вы)
• Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)
• Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он)
• Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? ( За-я-ц)
• Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно)
IX. Итог урока. Рефлексия.
ТЕСТ
ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов
в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
Дайте определение местоимению, пользуясь ответами на 1,2,3 вопросы теста.
МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, НО НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ, А УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО
- Что вам понравилось на уроке?
- Что было трудным?
- На следующих уроках мы продолжим делать открытия об удивительной части речи – местоимении.
X.
Для домашнего задания вы получили карточку с заданиями. На них 3 задания , выберете себе одно для выполнения.
КАРТОЧКА
Задание 1.
Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.
Задание 2.
Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.
Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки.Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.
Задание 3.
Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".
Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....
Открытый урок по русскому языку "Понятие о местоимении. Личные местоимения"
На уроке использовала рациональные методы, приемы и средства обучения, стимулирования и контроля, которые обеспечивают познавательную активность учащихся....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе"Роль личных местоимений в речи". (28.02.2018)
Конспект и презентация к открытому уроку. 4 класс. Программа "Школа России"...
Открытый урок по русскому языку Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Цель: познакомить детей новой частью речи-местоимением....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 4 классе "Роль местоимения в речи"
Урок знакомит обучающихся с ролью местоименийв речи. В ходе урока ребята учатся определять местоимения среди других частей речи, указывают значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую рол...
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ: "мЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"
Данный материал поможет учителям в при изучении темы:Местоимение. Очень хороший материал для проведения урока....