Формирование регулятивных УУД контроля, коррекции и оценки на уроках русского языка по УМК "Школа XXI века"
статья по русскому языку на тему
В рамках аттестации представлена система работы по формированию регулятивных учебных действий контроля (самоконтроля), коррекции и оценки (самооценки) посредством уроков русского языка УМК "Школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_sistemy_kontrolya_i_otsenki.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы
становления действий
контроля, коррекции и оценки:
1 этап – 1 класс: переход от дошкольного к школьному образованию;
2 этап – со 2-го класса – до начала второго полугодия 4-го класса - совершенствование форм и способов контроля и оценки;
3 этап – со второго полугодия 4-го – по 5-й класс – рефлексивный, переход от начальной школы к основной.
Теоретическое обоснование
На первом этапе (1 класс) основная цель – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся отводится пооперационному контролю.
В 1-м классе закладывается два вида оценки:
Ретроспективная оценка - самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает работу над критериями оценки. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки.
Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения:
- выполнение самой работы,
- выработка критериев,
- оценка учащимися своей работы по заданным критериям,
- проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся,
- соотнесение оценки учителя и оценки учащихся,
- обнаружение расхождений в оценке.
Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, способности видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. (Г.А. Цукерман).
Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе на доске, условно деля ее пространство на: «Место сомнений (тренировки)» и «Место на оценку». Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.
Такой подход к оцениванию, побуждает школьников к ответственному оценочному действию.
К концу обучения в 1-м классе дети могут:
– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
– отделить известное от неизвестного в знаниях.
На втором этапе формирования действий контроля и оценки (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным контролем освоения способов деятельности. Такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль должен быть связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
Возникает другого вида контроль – рефлексивный, направленный на анализ основания собственно способа действия. Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия - как инициативного и ответственного учебного действия. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.
На этом этапе действия оценки полностью дифференцируются. Свою работу учащиеся рассматривают как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания.
Учитель договаривается с классом о «цене» заданий и отдельных действий. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.
На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки школьники могут:
– определить возможные «ошибкоопасные» места;
– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;
– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;
– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).
На третьем этапе (4 – 5 классы) учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. На данном этапе обучения эффективно строить работу в рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с учащимися более младших классов[1]. Со стороны учащихся 5 классов предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (1 – 3 классы). На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.
Полный цикл контрольно-оценочной деятельности включает:
– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);
– составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;
– выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;
– создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);
– сопоставление полученных данных с образцом;
– характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;
– составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением;
– сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки.
Теперь необходимо представить этапы контрольно-оценочной деятельности учащихся в рамках учебного года.
Диагностика.
3 раза в год сравниваются уровни сформированности компонентов учебной деятельности (познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля и оценки).
Используя выше перечисленные подходы к системе оценивания в нынешних условиях развития образования можно достичь одной из приоритетных образовательных целей - подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Такими способностями может обладать только человек, лично состоявшийся. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами – это основной вектор взросления.
[1] Воронцов А.Б., Цукерман Г.А. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой: из начальной школы в основную // Материалы для слушателей курсов. М., 2001, с. 48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка
Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...
Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму
Из опыта работы...
Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка.
В статье рассматривается процедура проведения мониторинга по русскому языку в начальной школе.Ключевые слова: начальное образование, мониторинг, система оценки и способы контроля ...
Технологическая карта урока русского языка "Текст" Школа 21 века
Технологическая карта урока русского языка "Текст" Школа 21 века...
Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка
Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей реш...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
«Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за с...