Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему
В статье рассматривается процедура проведения мониторинга по русскому языку в начальной школе.
Ключевые слова: начальное образование, мониторинг, система оценки и способы контроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsedura_monitoringa_i_sposoby_otsenki_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка
В.В.Стефаненко, Т.М.Головинова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Лесосибирска»
В статье рассматривается процедура проведения мониторинга по русскому языку в начальной школе.
Ключевые слова: начальное образование, мониторинг, система оценки и способы контроля
The procedure for monitoring the Russian language in primary school is considered in the article.
Key words: primary education, monitoring, evaluation system and methods of control.
Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения»
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе проведения мониторингов.
Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив процессе обучения младших школьников.
В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Для своей работы мы выбрали следующее: Мониторинг - это постоянное наблюдение, за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям.
Педагогические функции мониторинга состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учениками знаний, так и о том, каким путем они добыты.
Цель мониторинга:
- проанализировать и оценить результативность обучения;
- оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных образовательных стандартов;
- проанализировать успешность обучения детей;
- опыт, избежать в будущем ошибок.
Задачи проведения мониторинга:
- определение достижений учащихся по темам ;
- реализация индивидуальных возможностей учащихся;
- отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.
Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий на всех этапах:
- анкетирование;
- тестирование;
- самооценка;
- наблюдение;
- контроль ЗУН учащихся;
- накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.
Мониторинг означает:
1) выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала,
2) выявление успехов в учении,
3) Выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы, намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся.
Мало выявить проблемы в знаниях, нужно умело строить коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся, используя тесты, анкеты при выявлении индивидуальных особенностей детей.
Опыт собирался по крупицам в течение многих лет, много прочитано литературы, рекомендаций и, наконец, выбрана, как нам кажется, оптимальная система мониторинга обученности учащихся.
При проведении мониторинга учитываем:
- Учебные возможности младших школьников;
- Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
- Коррекционную работу, включающую работу над ошибками, алгоритм списывания, алгоритм проверки орфограмм в разных частях слова, упражнения по развитию орфографической зоркости.
Мониторинг ЗУН на уроках русского языка
Педагогический мониторинг – это поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.
Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя:
- способствует выявлению «западающих» тем;
- выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
- повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
- повышает само качество обученности учащихся.
Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область.
В данном случае – это русский язык. Одно из самых необходимых
условий и оснований мониторинга - это норма, поскольку именно с ней
сравниваются фактические результаты.
Вторая особенность - инструментарий. Письменная работа один из способов
измерения обученности по русскому языку.
Система контроля и оценки ставит задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельности учащихся в целом.
При проведении педагогического отслеживания письменных работ необходимо соблюдать характерные для любого мониторинга моменты:
системность, сравнимость и объективность.
Первое, что мы делаем – определяем периодичность проведения мониторинга. Конечно, главными были вводные контрольные работы в
сентябре, промежуточные – в декабре и итоговые – в мае ( если говорить о 3
классе). Но нас, учителей, интересовали все контрольные работы: списывания,
диктанты, тесты, запланированные в практической части программы. Тексты проверочных и срезовых работ составляли сами и брали из методических разработок по предмету. Обращали внимание на дифференцированный подход и индивидуализацию. Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником составляем « копилку» его ошибок. Ежемесячное отслеживание дает возможность судить о результативности работы по формированию орфографического навыка. Изменение графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает
совместно наметить план коррекции. Каждый ученик видит уменьшение
орфографических ошибок, сравнивает с предыдущими результатами. Все это
активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения.
Таким образом, мониторинг отслеживания орфографической грамотности
позволяет:
- Получать объективную и достоверную информацию о состоянии грамотности
- Большая возможность для коррекции ЗУН для учащихся.
- Возможность прогнозировать успешность обучения.
Для решения большинства проблем, возникающих на уроке русского языка в настоящее время, предлагается использовать метод тестирования, который, по нашему мнению, позволяет сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий.
Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:
- повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
- осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
- осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения
На наш взгляд, можно дать следующее определение: тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.
Тестовое задание – это диагностическое задание в виде вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.
В этом учебном году мы решили провести экспериментальное исследование уровня обученности учеников четвёртых классов с использованием мониторинга. Мы использовали следующие виды мониторинга:
1. Диктант.
2. Тестирование.
3. Тренинговые разрезные карточки.
Каждый вид мониторинга использовался 3 раза. То есть было проведено 3 диктанта, 3 тестирования, 3 тренинга по карточкам.
Полученные результаты мы отражали в таблицах. Готовясь к урокам, постоянно обращаемся к результатам мониторинга. Корректировка знаний должна проводиться ежедневно в течение года.
Следует отметить, что у детей возник дополнительный интерес к урокам русского языка. Регулярное использование различных видов мониторинга вызвало у детей чувство ответственности при подготовке к уроку. Они стали более тщательно готовить домашнее задание, больше проявлять активность на уроке, повысилось внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, использование различных приемов мониторинга будет способствовать построению эффективного педагогического процесса и повышению уровня обученности учащихся четвертых классов.
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса.
Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.
Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.
Внедрение мониторинга служит благоприятной цели: созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо: создать комфортные условия каждому ученику!
Список литературы
- Абрамова М. Н. Организация работы заместителя директора начальных классов. – М., 2012.
- Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах. - М., 2011.
- Казанская В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. – Санкт-Петербург, 2004.
- Калинина Н. В. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе // Завуч начальной школ. – 2003.-№5.
- Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003.-№6.
- Корнева О. А. Педагогический мониторинг // Завуч. – 1998.-№6.
- Ромадина Л. П. Справочник завуча. - М., 2013.
- Ушакова Н. В. Развитие навыков учебной деятельности дошкольников/ Завуч начальной школ. – 2004.-№5.
- Фральцова Т. А., Вертохвостова Г. А. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении. – Кемерово, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова".
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова"....
Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.
Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...
Формирование регулятивных УУД контроля, коррекции и оценки на уроках русского языка по УМК "Школа XXI века"
В рамках аттестации представлена система работы по формированию регулятивных учебных действий контроля (самоконтроля), коррекции и оценки (самооценки) посредством уроков русского языка УМК...
Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка
Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей реш...
Исследовательская работа «Приёмы мониторинга степени обученности учащихся на уроках русского языка во 2 классе».
ВВЕДЕНИЕВажным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту инф...
Урок русского языка 1 класс Тема урока: Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости в конце слова.
Тип урока: открытие новых знаний (продолжение).Цель урока: овладение алгоритмом проверки парной согласной глухости - звонкости на конце слова.Задачи:- развивать умение распознавать в слове парны...
Урок русского языка, 2 класс .Тема урока: Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Урок повторения и обобщения изученного....