Сложные слова, свободный диктант «Самолёт»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Богданова Анастасия Владимировна

Технологическая карта по развитию речи в 3 классе. Программа: 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svobodnyy_diktant_samolet.docx11.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока развития речи (свободный диктант)

Тема: Сложные слова, свободный диктант «Самолёт»

Цель: обучение передаче содержания текста по вопросам

Задачи:

обучающие:  формировать умение передавать текст в логической последовательности, навык композиционного членения текста;

развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение определять тип текста, основную мысль текста и его частей, определять заголовок к тексту и передавать содержание с использованием средств выразительности, данных в тексте образце;

воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку, познавательный интерес к окружающему миру.

Формирующие УУД: 

познавательные: ориентирование в учебнике и правильное нахождение нужной информации, ответы на вопросы учителя с опорой на материал учебника;

регулятивные: организация своего рабочего места, определение цели работы, составление плана под руководством учителя;

коммуникативные: слушание и вступление в диалог с учителем и одноклассниками, участие в коллективном обсуждении;

личностные: овладение навыком сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявление эстетических чувств.

Оборудование: учебник, опорные слова с пропущенными орфограммами

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент

- Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Проверьте готовность: учебник, пенал, тетрадь.

Приветствуют учителя. Садятся. Проверяют готовность.

  1. Целеполагание

- Сегодня у нас урок развития речи. Отгадайте, что за гость придет к нам на урок.

  Держит он штурвал в руках.

  В кресле сидя, в облаках

  Совершает он полёт.

  Он не дремлет на работе,

  На работе он в полёте

  Потому, что он…

- Верно, это пилот. Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

- Ребята, а пилот управляет каким видом транспорта?

- Совершенно верно. Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем писать свободный диктант.

Пилот

- Воздушные, водные, наземные.

- Воздушным

  1. Актуализация знаний

- Пилот спрашивает, что такое свободный диктант?

- Молодцы. Ребята, что такое текст?    

- Свободный диктант - это диктант, при котором текст диктуется по частям, а ученик не дословно, а свободно воспроизводит услышанное (прочитанное учителем)
- Текст – это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  1. Работа по теме урока

!!! Можно использовать слайды с портретами.

- Сегодня мы познакомимся с текстом Валентины Волиной, она заслуженный учитель РФ.

Знакомство с текстом

- Открыли учебники на стр. 114, упр. 142. Посмотрите на текст. Прочитайте название текста.

- Ребята, как вы думаете, о чем будет говориться в тексте?

- Ребята, а самолет относится к какому виду транспорта?

- Прочитайте, пожалуйста, этот текст про себя.

- Кто теперь прочитает весь текст в слух, громко и чётко?

- Итак, скажите, пожалуйста, вы были правы, когда предполагали о чем пойдет речь в тексте?

- Ребята, сколько частей в этом тексте?

- Верно, как записывается каждая часть?

- Итак, кто прочитает первую часть?

- Что вам понравилось или было необычно в этом предложении?

- Когда появилось слово в русском языке?

- Давайте озаглавим эту часть, какие ваши варианты?

- Ребята, я предлагаю назвать эту часть «появление слова «самолёт»».

- Кто повторит эту часть?

- Молодцы, а теперь мы будем работать со второй частью. Прочитайте вторую часть.

- С каким неизвестным словом вы столкнулись?

- Ребята, может кто-нибудь знает что это такое?

- Паромы – плавательное средство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды.

- Что вам понравилось или было необычно в этом предложении?

- Каким был самолет в сказках?

-При каком царе в армии были самолеты?

- Как называли самолёты при Петре 1?

- Как двигались самоходные паромы?

- Давайте озаглавим эту часть, какие ваши варианты?

- Ребята, я предлагаю назвать эту часть «первые самолёты».

- Кто расскажет эту часть?

- А мы с вами переходим к третьей части.

- Прочитайте третью часть.

- Что вам понравилось или было необычно в этом предложении?

- Какую машину придумали люди?

- Какое название для неё уже было?

- Кто расскажет эту часть?

Открывают, находят. Название – самолет.

- Предположения детей.

- к воздушному.

- читают.

- Один ученик читает весь текст.

- Говорят свое мнение.

- 3.

- С красной строки.

- Один ученик читает.

- Говорят свои ответы

- В русском языке слово самолет появилось очень давно.

- Предполагают заголовок к первой части

- Рассказывают 2-3 человека.

- Один ученик читает вторую часть.

- Паромы

- Говорят свои ответы

- Сначала был ковер-самолет в сказках.

- В армии при царе Петре 1 были самолеты.

- Так называли самоходные паромы.

Они двигались силой речной струи.

- Предполагают заголовок к первой части

- Рассказывают 2-3 человека.

- Говорят свои ответы

Люди придумали машину, которая сама летала по воздуху.

- Название для неё уже было – самолёт.

- Рассказывают 2-3 человека.

  1. Орфографи-ческая подготовка

Ребята, в этом слова есть трудные по написанию слова, давайте вместе вставим в пропуски буквы. Нужно объяснить где орфограмма, какую букву вставить и почему.

  • Русском языке

  • Появилось

  • Давно

  • Ковёр

  • Речной

  • Летала

  • В сказках

- Ребята, посмотрите и найдите сложные слова в этом тексте.

  • Самолёт
  • Самоходные

- Почему они сложные?

- Какие корни в этих словах?

- Какие будут соединительные гласные?

- рус- корень  от слова Русь и суффикс -ск- поэтому 2 с, слово язык нужно запомнить непроверяемая гласная в корне слова.

- В корне слова вставляем букву Я потому, что проверочное слово явь.

- В корне слова вставляем букву А потому, что проверочное слово давний.

- В корне слова вставляем букву О потому, что проверочное слово коврик.

- В корне слова вставляем букву Е потому, что проверочное слово речка.

- В корне слова вставляем букву Е потому, что проверочное слово лёт.

- В корне слова вставляем согласную букву букву З потому, что проверочное слово сказы.

- Потому что состоят из двух корней

- «Сам» и «Лёт»; «Сам» и «Ход»

- Соединительные гласные О.

  1. Пересказ всего текста

- Прочитайте текст еще раз про себя. Запомните его.

Читают про себя.

  1. Письменная работа

- Закройте учебники.

- Начинаем писать, пишем число, сегодня 16 ноября.

- Заголовок «Самолет».

- Не забывайте, что каждая часть пишется с красной строки.

- Учитель читает первую часть.

- Учитель читает вторую часть.

- Учитель читает третью часть.

- Кто хочет прочитать весть текст, который у вас получился?

Закрывают учебники, пишут.

- Дети записывают.

- Дети записывают

- Дети записывают

- Читают, кто желает

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Какой урок мы провели?

- Что вы писали?

- Кто считает, что всё сделал правильно, поднимите руку, а теперь поднимите руку, у кого были небольшие затруднения, а теперь те,  кому было очень трудно.

- Спасибо за урок!

- Урок развития речи.

- Свободный диктант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

Свободный диктант на тему: "Весна"

Методические рекомендации по написанию свободного диктанта на тему: "Весна"...

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

Свободный диктант

Данная презентация содержит интересный материал к успешному написанию свободного диктанта...

Презентация "Свободный диктант "Паучок"

Свободный диктант готовит обучающихся к изложению. Целью такого диктанта является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, формирование умения грамотного употребления ...

Презентация "Свободный диктант "Кем раньше был ёжик?"

Презентация содержит материал для написания свободного диктанта в 3 классе, УМК "Школа 2100". С её помощью дети смогут без особого труда грамотно оформить текст в соответствии с изученными правилами п...