Сложные слова, свободный диктант «Самолёт»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта по развитию речи в 3 классе. Программа: 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svobodnyy_diktant_samolet.docx | 11.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока развития речи (свободный диктант)
Тема: Сложные слова, свободный диктант «Самолёт»
Цель: обучение передаче содержания текста по вопросам
Задачи:
обучающие: формировать умение передавать текст в логической последовательности, навык композиционного членения текста;
развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение определять тип текста, основную мысль текста и его частей, определять заголовок к тексту и передавать содержание с использованием средств выразительности, данных в тексте образце;
воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку, познавательный интерес к окружающему миру.
Формирующие УУД:
познавательные: ориентирование в учебнике и правильное нахождение нужной информации, ответы на вопросы учителя с опорой на материал учебника;
регулятивные: организация своего рабочего места, определение цели работы, составление плана под руководством учителя;
коммуникативные: слушание и вступление в диалог с учителем и одноклассниками, участие в коллективном обсуждении;
личностные: овладение навыком сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявление эстетических чувств.
Оборудование: учебник, опорные слова с пропущенными орфограммами
Структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| - Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Проверьте готовность: учебник, пенал, тетрадь. | Приветствуют учителя. Садятся. Проверяют готовность. |
| - Сегодня у нас урок развития речи. Отгадайте, что за гость придет к нам на урок. Держит он штурвал в руках. В кресле сидя, в облаках Совершает он полёт. Он не дремлет на работе, На работе он в полёте Потому, что он… - Верно, это пилот. Ребята, а какие виды транспорта вы знаете? - Ребята, а пилот управляет каким видом транспорта? - Совершенно верно. Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем писать свободный диктант. | Пилот - Воздушные, водные, наземные. - Воздушным |
| - Пилот спрашивает, что такое свободный диктант? - Молодцы. Ребята, что такое текст? | - Свободный диктант - это диктант, при котором текст диктуется по частям, а ученик не дословно, а свободно воспроизводит услышанное (прочитанное учителем) |
!!! Можно использовать слайды с портретами. | - Сегодня мы познакомимся с текстом Валентины Волиной, она заслуженный учитель РФ. Знакомство с текстом - Открыли учебники на стр. 114, упр. 142. Посмотрите на текст. Прочитайте название текста. - Ребята, как вы думаете, о чем будет говориться в тексте? - Ребята, а самолет относится к какому виду транспорта? - Прочитайте, пожалуйста, этот текст про себя. - Кто теперь прочитает весь текст в слух, громко и чётко? - Итак, скажите, пожалуйста, вы были правы, когда предполагали о чем пойдет речь в тексте? - Ребята, сколько частей в этом тексте? - Верно, как записывается каждая часть? - Итак, кто прочитает первую часть? - Что вам понравилось или было необычно в этом предложении? - Когда появилось слово в русском языке? - Давайте озаглавим эту часть, какие ваши варианты? - Ребята, я предлагаю назвать эту часть «появление слова «самолёт»». - Кто повторит эту часть? - Молодцы, а теперь мы будем работать со второй частью. Прочитайте вторую часть. - С каким неизвестным словом вы столкнулись? - Ребята, может кто-нибудь знает что это такое? - Паромы – плавательное средство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды. - Что вам понравилось или было необычно в этом предложении? - Каким был самолет в сказках? -При каком царе в армии были самолеты? - Как называли самолёты при Петре 1? - Как двигались самоходные паромы? - Давайте озаглавим эту часть, какие ваши варианты? - Ребята, я предлагаю назвать эту часть «первые самолёты». - Кто расскажет эту часть? - А мы с вами переходим к третьей части. - Прочитайте третью часть. - Что вам понравилось или было необычно в этом предложении? - Какую машину придумали люди? - Какое название для неё уже было? - Кто расскажет эту часть? | Открывают, находят. Название – самолет. - Предположения детей. - к воздушному. - читают. - Один ученик читает весь текст. - Говорят свое мнение. - 3. - С красной строки. - Один ученик читает. - Говорят свои ответы - В русском языке слово самолет появилось очень давно. - Предполагают заголовок к первой части - Рассказывают 2-3 человека. - Один ученик читает вторую часть. - Паромы - Говорят свои ответы - Сначала был ковер-самолет в сказках. - В армии при царе Петре 1 были самолеты. - Так называли самоходные паромы. Они двигались силой речной струи. - Предполагают заголовок к первой части - Рассказывают 2-3 человека. - Говорят свои ответы Люди придумали машину, которая сама летала по воздуху. - Название для неё уже было – самолёт. - Рассказывают 2-3 человека. |
| Ребята, в этом слова есть трудные по написанию слова, давайте вместе вставим в пропуски буквы. Нужно объяснить где орфограмма, какую букву вставить и почему.
- Ребята, посмотрите и найдите сложные слова в этом тексте.
- Почему они сложные? - Какие корни в этих словах? - Какие будут соединительные гласные? | - рус- корень от слова Русь и суффикс -ск- поэтому 2 с, слово язык нужно запомнить непроверяемая гласная в корне слова. - В корне слова вставляем букву Я потому, что проверочное слово явь. - В корне слова вставляем букву А потому, что проверочное слово давний. - В корне слова вставляем букву О потому, что проверочное слово коврик. - В корне слова вставляем букву Е потому, что проверочное слово речка. - В корне слова вставляем букву Е потому, что проверочное слово лёт. - В корне слова вставляем согласную букву букву З потому, что проверочное слово сказы. - Потому что состоят из двух корней - «Сам» и «Лёт»; «Сам» и «Ход» - Соединительные гласные О. |
| - Прочитайте текст еще раз про себя. Запомните его. | Читают про себя. |
| - Закройте учебники. - Начинаем писать, пишем число, сегодня 16 ноября. - Заголовок «Самолет». - Не забывайте, что каждая часть пишется с красной строки. - Учитель читает первую часть. - Учитель читает вторую часть. - Учитель читает третью часть. - Кто хочет прочитать весть текст, который у вас получился? | Закрывают учебники, пишут. - Дети записывают. - Дети записывают - Дети записывают - Читают, кто желает |
| - Какой урок мы провели? - Что вы писали? - Кто считает, что всё сделал правильно, поднимите руку, а теперь поднимите руку, у кого были небольшие затруднения, а теперь те, кому было очень трудно. - Спасибо за урок! | - Урок развития речи. - Свободный диктант. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Сложные слова . Образование сложных слов .
Открытый урок по русскому языку в 3 классе...
Свободный диктант на тему: "Весна"
Методические рекомендации по написанию свободного диктанта на тему: "Весна"...
Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"
Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...
Свободный диктант
Данная презентация содержит интересный материал к успешному написанию свободного диктанта...
Презентация "Свободный диктант "Паучок"
Свободный диктант готовит обучающихся к изложению. Целью такого диктанта является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, формирование умения грамотного употребления ...
Презентация "Свободный диктант "Кем раньше был ёжик?"
Презентация содержит материал для написания свободного диктанта в 3 классе, УМК "Школа 2100". С её помощью дети смогут без особого труда грамотно оформить текст в соответствии с изученными правилами п...
Урок по теме: "Упражнения в правописании слов с ь и ъ. Свободный диктант "Вьюн" УМК "Школа 2100"
Урок русского языка по УМК "Школа 2100"...