Выступление на МО "Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе" (обмен опытом)
статья

Чепрасова Светлана Викторовна

 

Организация и проведение

словарной работы на уроках русского языка

в начальной школе

(обмен  опытом)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_slovarnaya_rabota.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение

словарной работы на уроках русского языка

в начальной школе

(обмен  опытом)

                                                                                                                   Поготовила учитель

 начальных классов

Чепрасова С.В.

г. Саратов, 2023

Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка

в начальной школе

Главной задачей современной школы является развитие речи и мышления учащихся.

Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Одним из показателей умственного и речевого развития учащихся служит богатство его словарного запаса. Чем богаче словарный запас учащихся, тем красочнее и содержательнее его устная и письменная речь.

Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, не понимает его настоящего значения, не научилось свободно распоряжаться словом, всегда страдает от этого недостатка при изучении других предметов».

Одной из важнейших задач развития речи является упорядочение словарной работы, выделение основных направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Словарная работа предусматривает четыре направления:

1) Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ученикам слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в его словарном запасе.

2) Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, то есть развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Такая работа включает:

а) уточнение значений слов путём включения их в контекст, сопоставление близких по значению слов, противопоставление антонимов;

б) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических оборотах;

в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности;

г) усвоение синонимики лексической и функционально-стилистических окрасок слова;

3) Активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

4) Устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в пассивный словарь. Это слова диалектные, просторечные, жаргонные.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.

Методологические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой — изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Каждый ребёнок по-своему понимает смысл, который закреплён за словом, но дать словесное объяснение он не всегда может. Следовательно, словарные упражнения не должны быть направлены только на механическое запоминание, необходимо воспитывать умение словесно объяснять смысл слов.

Языковым материалом для проведения словарно-орфографических упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты, которые можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант с предварительным разбором:

- учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

2. Картинный диктант:

- учитель показывает картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

- учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;

- учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)

Учитель предлагает детям либо картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

- записать в первый столбик слова — названия животных, во второй — слова — названия растений;

- записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную о, в третий — слова, в написании которых надо запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт...);

- выписать только слова из «Словаря»:

Урожай, урожай! Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
Пробежишься огородом — съешь морковку мимоходом. (Е.Трутнева.)

4. Диктант с использованием загадок.

Учитель читает загадку, дети отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

5. Диктант по памяти:

- записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);

- записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.

6. Диктант с комментированием.

Учитель называет слово из «Словаря», а учащиеся подбирают однокоренные ему слова и записывают их в тетради.

7. Творческий диктант.

Заменить развернутое определение, одним словом.

Четвертый день недели (четверг);

Прием пищи в середине дня (обед);

Плод яблони (яблоко);

Помещение для торговли чем-нибудь (магазин).

Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.

Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера.

Известно, что слово, наряду с фонемой и предложением, является основной единицей языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.

Чтобы объяснить значение изучаемого ученикам начальной школы необходимо показывать сам предмет или его изображение. Например, дети рассматривают на предметной картинке изображения инструментов (молоток, топор), называют их, определяют их назначение, объясняют отличительные признаки этих предметов.

Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речи.

Вот некоторые примеры таких упражнений:

1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова, в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком — о сирени как цветке этого растения.

Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень.

2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов:

а) Вот и лето подоспело — земляника покраснела. (М. Ивенсен.)

б) Земляничка, земляничка — красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек.

в) Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

(Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным написанием корня в однокоренных словах.)

3. Запишите только те,  однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

молодая осина;

осиновый лес;

гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

4. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь — морковка, жёлтый — желтоватый, чёрный — чёрненький, ветер — ветрище, корова — коровёнка, сверкать — сверкнуть.

5. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофёр.

6. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря».

Сапоги, ботинки — это обувь, а ... — это одежда.

Заяц, ... — это звери, а ..., ... — это птицы.

Пенал, ... — это учебные принадлежности, а ..., ... — это инструменты.

Морковь, ..., ... — это овощи.

Организация работы с трудными словами предполагает проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст.

1. Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает, синим огоньком.

Третий месяц у ворот — это к солнцу поворот.

2. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

Советский воин бережёт родной страны покой и славу.

С далёкого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата.

Только взял боец трёхрядку, сразу видно — гармонист.

Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдёт в атаку смело, победит врага в бою.

Служил в рядах Советской Армии рядовой Петров.

3. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из «Слов для справок»:

Как алмазы... на листьях росинки.

Пылает заря, ... роса.

Снег ... под лучами зимнего солнца.

Солнце..., а месяц…

Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.

На помощь школьнику приходит ассоциативное мышление – мышление при помощи образов.

Наш разум способен устанавливать замысловатые связи между предметами и событиями. Такие связи надолго сохраняются в памяти. Поэтому словарное слово можно проверить, подобрав к нему слово, в котором нужная буква находится под ударением. Ассоциации дети могут составлять сами дома или в классе, рисовать иллюстрации, составлять рассказы.

петух – Петя столица - стол

иней – белый товарищ – помощь идет

вдруг – гром, грянул футбол - боты

пирог – пир земляника - земля

Для активизации и обогащения словарного запаса учащихся, учитель может использовать игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее и правильнее?», ребусы, кроссворды.

1. «Кто больше?»

а) К данным словам подберите однокоренные слова. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь.

Герой, комбайн, жёлтый, песок, сахар.

б) К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).

Сирень, помидор, морковь, огурец, осина...

2. «Кто быстрее?»

а) К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) слово из «Словаря».

Белый — ..., юг — ..., запад — ..., грустно — ..., прощай — ..., плохо — ....

б) Вспомните, о ком так говорят.

Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока...

3. «Кто правильнее?»

Кого так называют: тракторист, шофёр, агроном, инженер, директор...

4. «Кто быстрее и правильнее»

Подберите подходящее по смыслу слово из «Словаря». Напишите составленные словосочетания.

а) Жареный ..., восточный ..., солёный ..., тракторный ..., сладкий ..., сытный ..., школьный ..., прекрасная ..., огородные ....

б) Переходить (что?) ..., ехать (на чем?) ..., сварить (из чего?) ..., рисовать (чем?) ..., выращивать (что?) ..., гордиться (кем?) ....

5. «Собери слова»

бе, за, рё; са, хар.
г… р… д
м… с… ц

рсооак -

ятбреа –

агамниз –

6. «Узнайте слово»

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг украли мышки
От слов начала откусили
И к себе в норку утащили.

а) Учитель показывает карточки, а дети пытаются вспомнить слово.

…рога

…роз

б) Вспомните и запишите слова в тетрадь.

мо…

пе…

в) Соедини слово с нужной буквой

яг…да

к…пуста       А

быстр…

з…вод           О

М…сква

7. «Кто как подаёт голос»

с…бака каркает

п…тух чирикает

в…робей лает

в…рона поёт

8. «Прочтите слово»

40а

100лица

9. В каждой строчке спряталось одно словарное слово. Найдите их и выделите цветными карандашами.

ПЕНТОВОРЛОПМОЛОКОПАМИТ

ВЫРАЬТЭХМРИЧМОРОЗШУФВЫ

НИКОСАТРАБОЧИЙДУМИОРЕАС

Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке? (Заяц)

Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)

На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
За стеной костяной,
Соловейко, спой! (Язык)

На слух выписать словарные слова

Музыканты прибежали,
В
 барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали 
обезьяны. (К. Чуковский)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно 
серебром. (С. Есенин)

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

Бежит тропинка через луг,
Ныряет 
влевовправо. (И. Суриков)

Осторожно ветер
Из калитки 
вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-
великана. (М.Лермонтов)

В рощах птичье пение,
А в 
классе – тишина. (Я. Аким)

Одеяло убежало,
Улетела 
простыня.
И подушка, 
как лягушка,
Ускакала от меня. (К. Чуковский)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда 
горит. (А. Пушкин)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его 
границы. (А. Пушкин)

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

Материал для работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце,болотный,болотистый.

- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.

- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

алмаз – бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг – внезапно,
весело – радостно,
ветер – ураган – вихрь,
воин – боец – солдат – витязь,
желать – хотеть,
извините – простите,
иногда – изредка – подчас – порой,
комната – светлица – горница – каморка,
космос – вселенная,
красивый – прекрасный,
путешественник – путник – турист,
рассвет – восход,
ребёнок – малыш – дитя - крошка – детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.

Антонимы:

богатство – бедность,
быстро – медленно,
весело – грустно,
город – деревня,
дорога – аллея, шоссе,
дорогой – дешёвый (товар),
женщина – мужчина,
здоровый – больной,
здравствуй – до свидания, прощай,
красиво – уродливо,
мороз – жара,
пришел – ушел,
рассвет – закат,
родина – чужбина,
спасибо – пожалуйста,
устный – письменный,
хорошо – плохо,
чёрный – белый.

Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)

вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)

герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)

гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)

зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )

изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)

капуста (от лат. слова caputium “головка”)

карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)

килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)

колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)

компас (от лат. слова compasso “измеряю”)

конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)

корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)

корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)

космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)

пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)

сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)

спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)

телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)

телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)

тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)

трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)

тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)

футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)

цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)

шахматы (персидское выражение “шах умер”)

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа

работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).

Обвести вокруг пальца (обмануть).

Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).

От зари до зари (весь день).

Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).

Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).

Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь – хвостик года.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Растение – земли украшение.
Трава соломы зеленее.
Дружные сороки и гуся утащат.
Сам погибай, а товарища выручай.
Крепкую дружбу топором не разрубить.
Упустишь время, потеряешь урожай.
Хорошее начало – половина дела.
О человеке судят по его труду.
Яблоко от яблони недалеко падает.

Работая учителем начальных классов, пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс познания является игровая деятельность и создание положительных эмоциональных ситуаций успешности. Используя эти приёмы в процессе словарной работы, создаю условия для активизации познавательной деятельности, внимания и мышления. Такая работа помогает мне добиться стабильных результатов в запоминании и написании словарных слов а, значит, повысить орфографическую грамотность учащихся.

Таким образом, словарная работа на уроках русского языка позволит учителю заинтересовать школьников значением изучаемых слов, обогатит и расширит их словарный запас, поможет сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

Доклад Выступление на ШМО «Коррекционная работа на уроках русского языка в начальных классах»

ДокладВыступление на ШМО«Коррекционная работа на уроках русского языка в начальных классах»...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...