Урок русского языка по теме:"Однокоренные слова" 3 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
План-конспект урока русского языка по теме ""Однокоренные слова" 3 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. КАКИЕ СЛОВА НАЗЫВАЮТСЯ ОДНОКОРЕННЫМИ?
Цели деятельности учителя | Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках однокоренных слов, об одинаковом написании корня в однокоренных словах; способствовать развитию умений распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать. |
Тип урока | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) |
Планируемые результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться:осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
|
Оборудование | Доска, проектор. |
Наглядно- демонстрационный материал | Игра «Третий лишний» - презентация со словами Презентация «Чужак» |
Основные понятия и термины | Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов. Графическое обозначение корня. Слова с непроверяемыми написаниями. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (УУД) | Промежу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Самоконтроль готовности к уроку | Проверка готовности рабочего места | Проверка готовности рабочего места к уроку русского языка | Индивидуальная | Формирование умений организовывать своё рабочее пространство, настраиваться на рабочую обстановку ,сотрудничать с одноклассниками. | Психологический настрой детей, наличие учебника, тетради, дневника, ручек, карандаша и линейки. |
II. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения работать самостоятельно | - Что было задано на дом? Какие проблемы возникли при выполнении домашнего задания? Проверим, как вы выполнили домашнее задание. Проверка выполнения упр. 72 и 73 в рабочей тетради. | Осуществляют проверку выполненных заданий. | Фронтальная. Парная. Индивидуальная. | П – владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с задачами деятельности; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах. Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль. К- слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л- проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания» | Правильно выполненные задания упражнения. |
III. Минутка чистописания | Упражнения на детальный анализ строения букв и знаков, овладение начертаниями букв, соединений. | -Посмотрите на доску. Расположите правильно тетрадь, возьмите ручку. Запишите число, классная работа. Какие буквы мы сегодня будем прописывать на минутке чистописания? Обратить внимание на плавное соединение элементов букв и их правильное написание. -Напишите строку элементов букв. Отметьте зеленой ручкой те, которые получились лучше всего. | Выполняют задания. | Фронтальная. Индивидуальная. | П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. | Написание числительных два и пять соблюдением правил каллиграфии. |
Словарная работа | Словарная работа: слова с непроверяемым написанием. | -Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом: картофель. Запишите с красной строки Словарь: и перенесите туда это слово. На какой слог падает ударение? Что мы должны запомнить, чтобы избежать ошибок? Дома это слово нужно будет выучить наизусть. Что такое картофель? Клубни картофеля похожи на гриб трюфель и растет он тоже под землей. В Италии, куда картофель попал из Южной Америки его так и назвали- тартуфоло. Немцы превратили это слово в картофель. Вспомните, при каком царе картофель появился в России? Крестьяне долго не могли привыкнуть к картофелю. Кто в нашем регионе помог им оценить вкус картофеля? Каким образом? Со временем крестьяне оценили этот овощ и название его тоже прижилось. Только в разговорной речи звучит оно несколько иначе- картошка. А сейчас мы посмотрим, как вы знаете словарные слова. 3 ребенка у доски, прописывают слова под диктовку, класс пишет в тетрадях: четыре, восемь, чёрный, трактор, ракета, понедельник, погода, заря, восток, овёс, орех, праздник. Найдите в работе все числительные и подпишите их сверху карандашом. | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. Выполняют задания. Ответы детей. Ответы детей. Болотов. | Фронтальная. Парная. | П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Умеют использовать полученные знания в новой ситуации. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. Л- проявляют познавательный интерес к предмету | Запись и запоминание словарных слов. |
IV. Постановка учебной задачи. | Формулирование учебных задач по названию темы. | - Откройте учебник на стр. 61. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». - Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем об однокоренных словах, будем упражняться в нахождении однокоренных слов в тексте. | Внимательно слушают. | Фронтальная. | П -извлекают необходимую информацию из сведений учебника и слов учителя. Р- осознают и принимают учебную задачу. | Контроль фиксации внимания на постановки задачи. |
V. Повторение изученного материала.
| Работа над упражнением с целью актуализации знаний об однокоренных словах. Анализ определения. | - Какие слова называются однокоренными? - найдите в учебнике упр. 107. Прочитайте задание. Прочитайте правый и левый столбики. Что обозначает каждое слово в правом столбике? Что общего в лексическом значении этих слов? Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» их лексическое значение? Как называются слова, записанные в правом столбике? Найдите однокоренные слова и в стихотворных строках. Докажите, что они однокоренные. Выполните письменное задание упражнения. Прочитайте правило в учебнике. Скажите, какие слова называются однокоренными. - В однокоренных словах и корень обычно пишется одинаково. | Ответы учащихся. -Относятся к слову «береза». -Корень Однокоренные. -Береза, березонька. У слов одинаковое значение и корень. Внимательно слушают. | Фронтальная. Индивидуальная. | П- ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, используют знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска информации. Р- осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. К- слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения. Л- осознают границы своего знания и «незнания». | Признаки однокоренных слов. Графическое обозначение корня,. Списывание с печатного образца. |
| Игра «Третий лишний» | - Найдите лишнее слово в каждой строке. Желток, железо, жёлтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, час, часть. Печка, печать, печник. Циркуль, циркач, цирковой. - Достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? Что еще должно быть у них? - Послушайте рассказ «Чужак» и определите, кто был чужаком в рассказе. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела идти ему в свою семью. Кто чужак? Почему? Запишите всех родственников Воды, выделите корень. | Железо Носильщик Часть Печать Циркуль Они должны быть родственными, иметь похожее лексическое значение. Водитель Лексическое значение слова другое. | Фронтальная. Индивидуальная. | П- владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, используют знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска информации. Р- осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. К- слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения. | Правильное выполнение задания. Выделение Запись однокоренных слов, выделение корня. |
Физминутка. | Упражнения физминутки. | Хомка, Хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомака раненько встает, Щёчки моет, глазки трёт. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку, Один, два, три, четыре, пять- Хомка сильным хочет стать. Какие числительные встретились в физминутке? | Выполняют движения физминутки.
Один, два, три, четыре, пять | Групповой | П – осуществляют логические действия при поиске имен числительных. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – излагают и аргументируют свою точку зрения. | Выполнение движений совместно. |
| Работа над упражнением с целью определения синонимов однокоренных слов | - Найдите упр. 110, прочитайте задание. Определите тип текста. Найдите в тексте синонимы. Найдите однокоренные слова. Слова картошка и картофель это синонимы или однокоренные слова? Выполните письменное задание упражнения. | Повествование. -Путь, дорожка - Картошка, картошечка. - Синонимы. Выполняют задание. | Фронтальный. Индивидуальная. | П – осуществляют логические действия. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л - осознают границы своего знания – «незнания». | Определение синонимов однокоренных слов. |
VI. Итог урока. | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. | - Что такое однокоренные слова? -Что нового узнали на уроке? - Какие задания вызвали затруднения? Почему? | Отвечают на вопросы. | Фронтальный. Индивидуальная. | П – ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению знаний. | Корректировка ответов учащихся |
VII. Рефлексия деятельности. | Самооценка и самоанализ деятельности на уроке, через разукрашивание нужного смайлика | - Как оцениваете свою деятельность на уроке? - Разукрасьте тот смайлик, который отражает ваше настроение и качество усвоенного материала. | Отвечают. Разукрашивают смайлики. | Индивидуальный | Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению знаний; осознают границы своего знания и «незнания». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация у уроку русского языка по теме "Местоимение"2 класс Школа России ФГОС
Данный материал содержит словарную работу, подготовительные упражнения к ведению понятия "местоимение", упражнение к запреплению первичного знания и физминутку....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)
Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...
Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"
Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....
Урок русского языка по теме "Наречие" 4 класс "Школа России"
Папка содержит карту урока, карточки для работы на уроке и домашнего задания...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...
Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи; умения распознавать местоимения.Планируемые результатыПредметные:Знать понятие «местоимение»;Уметь...
- Мне нравится (1)