Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема: "Безударные окончания имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_14_apr.docx | 44.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС
Тема урока: Падежные окончания имен существительных.
Класс: 4
Цель: развивать умение изменять по падежам существительные, распознавать падежи и писать окончания в дательном, и предложном падежах оканчивающих на ИЯ.
Задачи:
1) Учить:
а) формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложных падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён существительных множественного числа, учить приёмам анализа и синтеза;
б) приводить примеры слов с заданной орфограммой.
2) Развивать:
а) развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;
б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;
в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы
3) Воспитывать аккуратность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
*Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
* Ориентироваться в учебном материале:
определять круг своего незнания;
осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;
* Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь определять падеж, число имен существительных
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Оборудование: учебник русского языка 4 класс, презентация по теме урока; карточки с заданиями; алгоритм; компьютер; интерактивная доска
Структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Проверьте все ли у вас готово к уроку. - Скажите, пожалуйста, кто у нас сегодня главный на уроке. -Чтобы ответить на мой вопрос вы должны отгадать загадку. На серебряное блюдце Мало кто в обиде. - Правильно, зеркало. Ребята, кого вы можете увидеть в зеркале? -Конечно на уроке главные вы. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу. Давайте покажем, как мы работаем на уроках русского языка. У вас на партах есть листы самоконтроля с заданиями, которые вы будете выполнять на уроке, графой самооценки и цветограммой. Как работать с карточкой вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения. — А ещё есть карточки жёлтого цвета, поставьте плюсик в первый столбик, какие вы цели ставите на начало урока. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, достигли ли вы эти цели. Ф.И. ученика____________________________________________.
Начнём урок. Открываем тетради, записываем число, классная работа. | ответы детей ЗЕРКАЛО себя Записывают в тетрадь. | Самоопределение, смыслообразование, формирование эмоционального настроя на урок.(Л) Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем.(К) Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Минутка чистописания. Подберёзовик, молодость, старушка, молоко. (Слайд 2)
Лист самооценки 2. Словарная работа. (Слайд 3)
Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:
-Определить склонение Учитель: Какое слово лишнее? (мечтать) Почему? (Это глагол, а остальные слова имена сущ-е.) А можно ли его преобразовать в имя существительное? - Что вы знаете об именах существительных? 3. Игра «Бегущие минутки». За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем! Изменяемая часть слова … (окончание). Часть речи, обозначающая предмет … (существительное). Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся..(к1скл-ю) Постоянный признак имён существительных… (род). Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что?…(сущ-е) К 3 склонению относятся имена существительн(жен. Р. с нулевым окон-ем Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые). Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е). Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам). Сколько падежей в русском языке? … (шесть). САМОПРОВЕРКА Молодцы! Справились с заданием! 3. Работа по теме урока. - Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). (Слайд 4) Склонение Падежи Окончания - Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 5) - Значит, наша работа на этом уроке заключается в том, чтобы: Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных. - Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями. - Согласны? Вам даю карточки, где вы должны просклонять существительное. Но для этого вспомним алгоритм работы. -ставлю имя существительное в начальную форму -определяю род -узнаю склонение -узнаю падеж -вспоминаю нужное окончание в этом склонении и падеже -записываю безударное окончание Няня, армия, линия, станция, Мария
Посмотрите на группу слов. Что вы заметили? Слова оканчиваются на –ия. Давайте просклоняем и сравним со словом няня. III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися -Проблема. Какую проблему надо решить?А какие они окончания имеют? Существительные, которые оканчиваются на -ИЯ имеют не такие же окончания, как у слов 1 скл. Давайте посмотрим на экран, сравним и проверим правильно ли вы поставили окончания в слове. Сейчас сделаем вывод: существительное оканчивающиеся на - ия образуют особый вариант склонения, в формах дательного и предложных падежей имеют окончание и. Повернулись друг к другу. Дети проговаривают это правило друг другу. Слайд с таблицей. Выводы: - Изучив таблицу, в наш алгоритм работы внесём ещё 1 пункт. Как поставим сущ-е в начал.форму, проверим не оканчивается это имя сущ-е на ИЯ. Ну, а сейчас проверим как Вы поняли с помощью графического диктанта. Перед вами графический диктант и слова. Вам нужно дописать окончания и определить падеж. 3. Графический диктантБез фамили…., к станци…, около лини…, об акаци…, из-за Болгари…, по революци…. ВЫВОД: Оцените свою работу на листе достижений. -Ребята, какое первое слово встретилось в графическом диктанте? -Что такое фамилия? (предлагается обратиться к словарю). Карина расскажет стихотворение, а вы подумайте, что хотел сказать этим стихотворением автор. Кем был твой прадед на Руси Свою фамилию спроси. Есть в каждом классе Кузнецов Кто прадед Кузнецову? Он был из ряда Кузнецов Отец отца отцов. Работа в группах. Перед вами на столе лежат листочки. На листочках алгоритм работы синквейна. Но для начала вспомним, как правильно работать в группах. Работай дружно, быть внимательными Высказывай своё мнение Не перебивай собеседника и приди к единому мнению. Синквейн (шаблон для участников ) 1.Тема или предмет (одно существительное)
2.Описание предмета (два прилагательных или причастия)
3.Характеристика действия предмета (три глагола)
4.Фраза, выражающая отношение автора к теме (4 значимых слова) 5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы(1 слово) Синквейн на тему Фамилия
1.фамилия - Вывод: выступление каждой группы. На листе достижения отмечаем. _Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным. Я верю, что такого ни с кем из вас не произойдет. | Работа у доски О у д
мечтать Это глагол, а остальные слова имена существительные.
4)Род
6)Женс.рода с нулевым оконч-м 7)одуш. и неодушевл. 8)слова муж.с нул.оконч.и сред.рода с оконч-м –о, -е. 9) по числам и падежам 10) шесть Падежные окончания имен существительных. -Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён сущ-х. -Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён сущес-х. проверим не оканчивается это имя сущ-е на- ИЯ. -Не будем определять склонение Фамилия Работа в парах Проверка по эталону на слайде Работай дружно, быть внимательными Высказывай своё мнение Не перебивай собеседника и приди к единому мнению. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Первичное закрепление Цельэтапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разноуровневые задания. -Вам предлагаются карточки с заданиями разной сложности. 1 уровень-зелёный цв., 2 уровень-жёлтый цвет, 3 уровень-красный цвет. (По цветам Вы уже знаете,какой уровень Вам выбрать) Зелёные: 1 уровень. Задание. Вставить пропущенные окончания, определить склонение (где это возможно) и падеж. Свернул к алле….,помог Мари…, вдоль акаци…,хирургическим вмешательств…,написал о Австри…,подъехал к Норвеги… ,узнал о тайг…, скворечник на яблон… Красные: 2 уровень. Задание: Найдите им.сущ-е с окончанием -И, запишите его,определите падеж. Написал об арми…, играл на площадк…, говорили о станци…, подошли к Юри…, узнал о .Болгари…, бумага для аппликаци…,узнал о Норвеги…, к второй сери…, побывать в Якути…, остановился на лини…,увидел на горизонт…. Жёлтые: 3 уровень. Задание: Запишите каждое слово: акация, Австралия, федерация. Р.п. Д.п. Т.п. П.п | Выполняют задание по учебнику. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Оценивание усваемого содержания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Я предлагаю вам продолжить предложения. 1) Работа с таблицей. Вернёмся к таблице. 2)Я узнал …… Я понял……. Мне было интересно……. Мне было трудно……. 3) Лист самоконтроля. В строке «шкала цвета» (цветограмма) зелёный цвет-оценка «5», Зелёный и жёлтый цвет -4, красный цвет- 3. VII. Дом.задани | Оценивание своей работы Записывают домашнее задание | Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....