Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Идиятдинова Наталья Геннадиевна

Тема: "Безударные окончания имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_14_apr.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

Тема урока: Падежные окончания имен существительных.

Класс: 4

Цель: развивать умение изменять по падежам существительные, распознавать падежи и писать окончания в дательном,  и предложном падежах оканчивающих на ИЯ.

Задачи:    

  1) Учить:

        а)  формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в дательном, творительном и предложных   падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён   существительных  множественного числа, учить приёмам    анализа и синтеза;

            б) приводить примеры слов  с заданной орфограммой.

  2) Развивать:

           а)  развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;

            б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

            в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы

 3)  Воспитывать аккуратность.

          Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

   *Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия  (ПУУД):

* Ориентироваться в учебном материале:

определять круг своего незнания;

осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

  * Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь  определять падеж, число имен существительных

Коммуникативные универсальные учебные  действия  (КУУД):

* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс, презентация по теме урока; карточки с заданиями; алгоритм; компьютер;  интерактивная доска

Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Проверьте  все ли у вас готово к уроку.

- Скажите, пожалуйста, кто у нас сегодня главный на уроке.

-Чтобы ответить на мой вопрос вы должны отгадать загадку.

На серебряное блюдце Мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит –В нём себя увидит.

- Правильно, зеркало. Ребята, кого вы можете увидеть в зеркале?

-Конечно на уроке главные вы. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу. Давайте  покажем, как мы работаем на уроках русского языка.

У вас на партах есть листы самоконтроля с заданиями, которые вы будете выполнять на уроке, графой самооценки и цветограммой. Как работать с карточкой вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения.

— А ещё есть  карточки жёлтого цвета, поставьте плюсик в первый столбик, какие вы цели ставите на начало урока. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, достигли ли вы эти цели.

Ф.И. ученика____________________________________________.

Карточка личных достоинств.

Я хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно

 

 

Выполнять запись в тетради аккуратно

 

 

Выполнять все задания без ошибок

 

 

Порадоваться за товарища

 

 

Начнём урок.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

ответы детей

ЗЕРКАЛО

себя

Записывают в тетрадь.

Самоопределение, смыслообразование, формирование  эмоционального настроя на урок.(Л)

Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Минутка чистописания.

 Подберёзовик, молодость, старушка, молоко. (Слайд 2)

  • Первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им. существительного 2-го склонения;
  • вторая – гласная, находится в суффиксе им. существительного 1-го склонения;
  • третья – согласная, находится в корне им. существительного 3-го склонения и обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.        

Лист самооценки

2. Словарная работа. (Слайд 3)

 

а

б

в

г

1

паль

меч

да

кар

2

фель

го

мор

тать

3

ковь

се

то

ри

4

зонт

по

да

бе

Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

  • 1а 3в (пальто)
  • 2в 3а (морковь)
  • 1г 3в 2а (картофель)
  • 1б 2г (мечтать)
  • 4г 3б1в (беседа)
  • 2б 3г 4а (горизонт) определить склонение
  • 4б 2б 4в (погода)

-Определить склонение

Учитель: Какое слово лишнее? (мечтать)

Почему? (Это глагол, а остальные слова имена сущ-е.)

А можно ли его преобразовать в имя существительное?

- Что вы знаете об именах существительных?

3. Игра «Бегущие минутки».

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

Изменяемая часть слова … (окончание).

Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся..(к1скл-ю)

Постоянный признак имён существительных… (род).

Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что?…(сущ-е)

К 3 склонению относятся имена существительн(жен. Р. с нулевым окон-ем

Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

САМОПРОВЕРКА

Молодцы! Справились с заданием!

3. Работа по теме урока.

- Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). (Слайд 4)

Склонение Падежи Окончания

-  Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 5)

- Значит, наша работа на этом уроке заключается в том, чтобы:

Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

- Согласны?

Вам даю карточки, где вы должны просклонять существительное.

Но для этого вспомним алгоритм работы.

-ставлю имя существительное в начальную форму

-определяю род

-узнаю склонение

-узнаю падеж

-вспоминаю нужное окончание в этом склонении и падеже

-записываю безударное окончание

Няня, армия, линия, станция, Мария

Падежи

Вопрос

И.п

Кто? что?

няня

армия

линия

станция

Мария

Р.п

Кого? чего?

Д.п

Кому? чему?

В.п

Кого? что?

Т.п

Кем? чем?

П.п

О ком? О чем?

Посмотрите на группу слов. Что вы заметили? Слова оканчиваются на –ия. Давайте просклоняем и сравним со словом няня.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

-Проблема. Какую проблему надо решить?А какие они окончания имеют?

Существительные, которые оканчиваются на -ИЯ имеют не такие же окончания, как у слов 1 скл. Давайте посмотрим на экран, сравним и проверим правильно ли вы поставили окончания в слове.

Сейчас сделаем вывод: существительное оканчивающиеся на - ия образуют особый вариант склонения, в формах дательного и предложных падежей имеют окончание и.

Повернулись друг к другу. Дети проговаривают это правило друг другу.

Слайд с таблицей.

Выводы:

- Изучив таблицу, в наш алгоритм работы  внесём ещё 1 пункт.  Как поставим сущ-е в начал.форму, проверим не оканчивается это имя сущ-е на ИЯ.

 Ну, а сейчас проверим как Вы поняли с помощью графического диктанта. Перед вами графический диктант и слова. Вам нужно дописать окончания  и определить падеж.

3. Графический диктант

Графический диктант

Без фамили…., к станци…, около лини…, об акаци…, из-за Болгари…, по революци….

ВЫВОД: Оцените свою работу на листе достижений.

-Ребята, какое первое слово встретилось в графическом диктанте?

-Что такое фамилия? (предлагается обратиться к словарю).

Карина расскажет стихотворение, а вы подумайте, что хотел сказать этим стихотворением автор.

Кем был твой  прадед на Руси

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов

Кто прадед Кузнецову?

Он был из ряда Кузнецов

Отец отца отцов.

Работа в группах. Перед вами на столе лежат листочки. На листочках алгоритм работы синквейна. Но для начала вспомним,  как правильно работать в группах.

Работай дружно, быть внимательными

Высказывай своё мнение

Не перебивай собеседника и приди к единому мнению.

Синквейн (шаблон для участников )

1.Тема или предмет (одно существительное)

        

2.Описание предмета (два прилагательных или причастия)

        

3.Характеристика действия предмета (три глагола)

        

4.Фраза, выражающая отношение автора к теме (4 значимых слова)

5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы(1 слово)

Синквейн на тему Фамилия

  1. Фамилия
  2.  русская, китайская
  3. звучит, состоит, принадлежит
  4. наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени
  5. родовое имя

1.фамилия
2.распространенная, двойная
3.наследуется, принимается, меняется
4.принадлежность человека к одному роду
5.семья

- Вывод: выступление каждой группы. На листе достижения  отмечаем.

_Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным. Я верю, что такого ни с кем из вас не произойдет.

Работа у доски

О у д

  • пальто)
  • морковь)
  • картофель)
  • мечтать)
  • беседа)
  • горизонт)
  • погода)

мечтать

Это глагол, а остальные слова имена существительные.

  1. Окончание
  2. Существительное
  3. К 1 склонению

4)Род

  1. Существительное

6)Женс.рода с нулевым оконч-м

7)одуш. и неодушевл.

8)слова муж.с нул.оконч.и сред.рода с оконч-м –о, -е.

9) по числам и падежам

10) шесть

Падежные окончания имен существительных.

-Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён сущ-х.

-Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён сущес-х.

проверим не оканчивается это имя

сущ-е на- ИЯ.

-Не будем определять склонение

Фамилия

Работа в парах

Проверка по эталону на слайде

Работай дружно, быть внимательными

Высказывай своё мнение

Не перебивай собеседника и приди к единому мнению.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

IV. Первичное закрепление

Цельэтапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Разноуровневые задания.

-Вам предлагаются карточки с заданиями разной сложности. 1 уровень-зелёный цв., 2 уровень-жёлтый цвет, 3 уровень-красный цвет. (По цветам Вы уже знаете,какой уровень Вам выбрать)

Зелёные: 1 уровень.

Задание. Вставить пропущенные окончания, определить склонение (где это возможно)  и падеж.

 Свернул к алле….,помог Мари…, вдоль акаци…,хирургическим вмешательств…,написал о Австри…,подъехал к Норвеги… ,узнал о тайг…, скворечник на яблон…

Красные: 2 уровень.

Задание: Найдите им.сущ-е с окончанием -И, запишите его,определите падеж.

      Написал об арми…, играл на площадк…, говорили о станци…, подошли к Юри…, узнал о .Болгари…, бумага для аппликаци…,узнал о Норвеги…, к второй сери…, побывать в Якути…, остановился на лини…,увидел на горизонт….

Жёлтые: 3 уровень.

Задание: Запишите каждое слово: акация, Австралия, федерация.

Р.п.

Д.п.

Т.п.

П.п

Выполняют задание по учебнику.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваемого содержания

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Я предлагаю вам продолжить предложения.

1) Работа с таблицей. Вернёмся к таблице. 

2)Я узнал ……

  Я понял…….

  Мне было интересно…….

  Мне было трудно…….

3) Лист самоконтроля.

В строке «шкала цвета» (цветограмма) зелёный цвет-оценка «5»,

Зелёный и жёлтый цвет -4, красный цвет- 3.        

VII.  Дом.задани

Оценивание своей работы

Записывают домашнее задание

Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....