Использование игровых технологий на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Бочарова Неля Александровна

Данный урок разработан в рамках проведения Всероссийского праздника "День словаря". Цель урока: познакомить  с различными типами лингвистических словарей. Урок проводится в игровой форме, где учащиеся выступают в роли "оживших" словарей и сами презентуют каждый вид словаря. На уроке организуется выставка словарей, презентация, карточки для проверки знаний и умений пользования различными видами лингвистических словарей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козьмодемьяновский филиал

Муниципального общеобразовательного учреждения 2-Гавриловской средней школы

Гавриловского района, Тамбовской области

Всероссийский словарный урок

русского языка для 4 класса по теме: «Различные виды лингвистических словарей».

Подготовила: учитель начальных классов

Бочарова Неля Александровна.

Цель: познакомить с различными типами лингвистических словарей.

Задачи:  

  • Формировать у учащихся потребность обращаться к словарям русского языка;
  • Научить пользовать различными типами лингвистических словарей;
  • Обогатить словарный запас учащихся синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.

Формируемые УУД:

Познавательные: выбор необходимых словарей для решения предметных учебных задач.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче; умения воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников.

Личностные: осознание российской гражданской идентичности (знание истории, языка своего народа).

Оборудование: выставка словарей изучаемых типов, карточки для проверки знаний, презентация PowerPoint; мультимедиа.

Ход урока

Ι. Оргмомент. Слайд – 1.

           Прозвенел и смолк звонок.

           Начинаем наш урок.

           Сегодня в классе у ребят

           Урок уж очень важный.

           А почему он важный  - скажет каждый! 

ΙΙ. Постановка задач и целей урока.

- Посмотрите на выставку книг. Как называть эти книги одним словом? (Это словари.)

- Как вы понимаете значение этого слова? ( Это сборник слов с пояснением или переводом в алфавитном порядке.)

- Какие словари русского языка вы уже знаете?

- Для чего они служат?

- Каких авторов толковых словарей русского языка вы можете назвать?

ΙΙΙ. Знакомство и работа с различными видами лингвистических словарей.

Учащиеся, подготовившие сообщения о словарях, выходят к доске, снимают нужный словарь с полки и рассказывают о его структуре, названии. 

  1. Орфографический словарь. Слайд – 2.

- Словарь, содержащий перечень слов в их нормативном (правильном) написании. Мы уже работали со словарем. Давайте вспомним этапы работы.

- Прочитаем Памятку работы со словарём.

  • Памятка работы со словарём. 
  1. Прочитай слово.
  2. Определи, на какую букву оно начинается.
  3. Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
  4. ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
  • Работа по карточке №1. Слайд – 3.

- Орфографический словарь  дает группам задание: кто быстрее найдет слова в словаре? Вставит пропущенные буквы.

Б ...седовать, в..кзал, к..лесо, ш..ссе, ..блако, ..втомобиль, б..гаж, пут..шествие, ст..кан, оди….адцать.

  1. Фразеологический словарь:

Я – фразеологический словарь, во мне даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение. На мои загадки дайте, пожалуйста, отгадки.

  • Работа по карточке №2. Слайд – 4.

- Объясни и найди в словаре значение выражений.

Бить баклуши – бездельничать или заниматься пустяками.

Это выражение с тех давних времён, когда простые люди ели деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части – рубить чурки для будущих ложек. Эти – то чурки и назывались баклуши, и дело это считалось лёгким по сравнению с изготовлением самих ложек. Теперь о лентяе говорят, что он бьёт баклуши. «Пора нам делом заниматься, довольно тебе баклуши бить».

За словом в карман не полезет –  так говорят о том, кто боек на язык, находчив в споре, может быстро дать словесный отпор в любой ситуации.

Как белка в колесе –  находиться в постоянных хлопотах, заботах о чем-либо или о ком-либо, суетиться, бегать.

Спустя рукава (делать)  –  кое-как, лениво, крайне медленно. На Руси носили одежду с рукавами, спадающими до колен; не засучив рукава, работать было просто невозможно.

  1. Этимологический словарь.

Я Этимологический словарь.   Позволяю узнать,  где родилось слово  и откуда пришло  в русский  язык. Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – «истина»).

  • Работа по карточке №3. Слайд – 5.

- А можете ли вы объяснить, как возникли слова рукавицы, перст и перчатки? 

- В каком словаре вы узнаете о происхождении этих  слов?

   Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Рукавица надевалась на всю кисть руки. А в перчатке для каждого пальца имелось своё особое отделение. В давние времена палец называли перстом. От этого забытого  теперь слова и было образовано название перчатка. Корень –перст- можно найти даже в словах напёрсток, перстень. Ведь напёрсток, перстень, как и перчатки, надевают на палец.

  1. Толковый словарь.

   Я словарь – толковый, я объясняю значения слов. Впервые я появился на свет в XIII веке. Древние рукописи снабжались небольшими списками слов с толкованиями. В XVI-XVII веках создавались рукописные словари, которые назывались “Азбуковниками”, Алфавитами”, а позднее - “Лексиконами”.

  • Слайд – 6.

 Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Вы скажите: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово идти. Как объяснить его значение? Правильно, идти – двигаться, перебирать ногами. Или слово дорога.

А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шёл, родились такие строчки:

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога»
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…

- А что означает слово «идти». Составьте предложения, в которых бы слово «идти» имело разные значения. Я, толковый словарь, к вашим услугам!

  1. Словарь синонимов.

- Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… И вообще, дружище, ты такой умный: значения всех слов можешь растолковать. Я начинаю тебя побаиваться. Опасаться, пугаться, робеть перед тобой, трусить, страшиться, трепетать, дрожать от страха. Но Я  помогаю подобрать к слову синонимы, то есть слова, похожие по смыслу, но разные по написанию.

  • Работа по карточке №4. Слайд – 7.

- Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика.

Смелый – храбрый

Весёлый – радостный

Худой - тощий

Трудолюбивый - работящий

Красный - багряный

  1. Словарь антонимом.

Антонимы (от греческой приставки «противо-» и слова «ИМЯ») это слова одной смысловой группы, но с противоположными значениями: светлый - тёмный, дорого - дёшево, конец - начало, забывать - помнить.

  • Работа по карточке №5. Слайд – 8.

- Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика.

Низкий – высокий

Широкий - узкий

Добрый - злой

Грустный - весёлый

Красивый – багряный

  1. Орфоэпический словарь.

  -  Сколько удивительного порою узнаёшь, читая лингвистические словари! Но, пожалуй, ни один другой словарь так не удивляет человека, как орфоэпический. Да, ударение в русском языке разноместное, и орфоэпические нормы довольно жёсткие. Так что ничего не поделаешь: придется их заучивать.

  • Работа по карточке №6. Слайд – 9.

- Укажите номера строчек, в которых ударение во всех словах падает на второй слог. Ответ проверьте на слайде.

1. Звонишь, шофёр, щавель.

2. Повала, свёкла, включишь.

3. Портфель, квартал, легко.

ΙV. Рефлексия.

  • Работа по карточке №7. Слайд – 10.

- Соедините название словаря со сведениями, которые он дает. Ответ проверьте на слайде.

1)Толкование значения слова.                                  1)Фразеологический словарь.

2)Объяснение происхождения слова.                      2)Орфоэпический словарь.

3)Значение устойчивых сочетаний слов.                3)Толковый словарь.

4)Произношение слов.                                              4)Орфографический словарь.

5)Правописание слов.                                               5)Этимологический словарь.

6)Подбор слов похожих по смыслу,                        6)Словарь антонимов.

но разных по написанию.

7)Подбор слов противоположных по смыслу.      7)Словарь синонимов.

Ответы: 1 – 3, 2 – 5, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 4, 6 – 7, 7 – 6.

 V. Подведение итогов.

 - С какими видами словарей мы познакомились?

- Какие словари есть у вас дома?

- Какие словари вам хотелось бы приобрести?

VΙ. Домашнее задание.

Учитель готовит  индивидуальные задания на карточках для каждого ученика по различным видам словарей.

Источники информации

  1. http://slovo.yaxy.ru/39.html /Словари. Словарь антонимов.
  2. http://orfoslova.dljatebja.ru/ Орфоэпический словарь русского языка.
  3. http://aphorism-citation.ru/index/0-637 - Афоризмы, цитаты, высказывания Даль В. И.
  4. http://player.myshared.ru/233957/data/images/img3.jpg - изображение обложки Толкового словаря Даля.
  5. http://school343.narod.ru/novoe/vospit_deyatelnost/kniga.gif - анимация книги
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Словарь Ожегова - Викепедия.
  7. http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/Словарь синонимов.
  8. Вартаньян Эд. Из жизни слов. Изд. 3-е. предисл., научн. И лит. Ред. Л.В.Успенского. Ил. Д.И.Циновского. – М.: «Дет. Лит.», 2013.
  9. Баранов М.Т. школьный орфографический словарь русского языка/М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 2015.
  10. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников/Владимир Даль. – М.:Эксмо, 2016. – 688с.
  11.  Ходасова А.П. Крылатые фразы наших дней. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2014. – 576 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский словарный урок р усского языка «Различные виды лингвистических словарей» Бочарова Неля А лександровна учитель начальных классов Козьмодемьяновского филиала МБОУ 2Гавриловской сош

Слайд 2

Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный - Скажет каждый!

Слайд 4

Памятка работы со словарём. Прочитай слово. Определи, на какую букву оно начинается. Найди в оглавлении на какой странице эта буква. ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

Слайд 5

Карточка №1 Б е седовать В о кзал К о лесо Ш о ссе О блако А втомобиль Б а гаж Пут е шествие Ст а кан Оди нн адцать

Слайд 6

Карточка №2 Бить баклуши – За словом в карман не полезет – Как белка в колесе – Спустя рукава -

Слайд 7

Этимологический словарь «РУКАВИЦЫ» «ПЕРСТ» «ПЕРЧАТКИ»

Слайд 9

(22 ноября 1801 — 4 октября 1872) Владимир Иванович Даль

Слайд 10

Синонимы Смелый - Весёлый - Худой - Трудолюбивый - Красный - т ощий храбрый радостный багряный работящий

Слайд 11

Антонимы Низкий - Широкий - Добрый - Грустный - Красивый - злой высокий узкий уродливый весёлый

Слайд 12

Карточка №6 1. Звонишь, шофёр, щавель. 2. Повала, свёкла, включишь. 3. Портфель, квартал, легко.

Слайд 13

Карточка №7 Ответы: 1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4, 6-7, 7-6.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Использование игровых технологий на уроках русского языка

Потребность общения возникает у ребенка в раннем детстве. Таким образом, речь возникает как социальное явление, а позже становится  средством познания окружающего мира. Со временем ребенок осваив...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....

Научно-исследовательская работа "Использование игровых технологий на уроках русского языка"

Научно-исследовательская работа "Использование игровых технологий на уроках русского языка"...

Мастер-класс на тему: "Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе"

Данный мастер-класс был проведен  во время Республиканского августовского совещания для учителей начальных классов. На данном мастер-классе был обобщен опыт работы учителя....