Окончание у слов разного рода
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Рудофилова Светлана Андреевна

ход урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык

Тема: Окончание у слов разного рода

Цель: формировать умения определять род у слов-названий предметов.

Планируемые результаты:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

находить значимые части слова (окончание);

выделять и слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания); противопоставлять слова имеющие окончания, словам без окончаний.

Формирование УУД:

формирование личностных УУД (учебная мотивация);

формирование познавательных УУД (формирование умения поиска информации в учебных словарях; понимание и преобразование информации; применение и представление информации; оценка достоверности получаемой информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями);

формирование регулятивных УУД (в области контроля и самоконтроля -понимать, что модно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается; научится проверять выполненную работу , используя правило и словари);

формирование коммуникативных УУД (коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации)-учет позиции собеседника.

Оборудование:

Чуракова Н.А. Русский язык: 2 класс: учебник: в 3 ч.; часть 1;

интерактивная доска, тетради.

Ход урока

I.Орг. момент

-Здравствуйте, ребята.  Посмотрите на свои парты, проверьте все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш? А теперь повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, активно и продуктивно!

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют рабочее место.

II.Минутка чистописания

Ребята, посмотрите в свои тетради, у вас написан показ.

Что за слова там написаны?

Ребята, скажите, чем отличаются данные слова?

Выделите на письме. Чем они похожи?

Хорошо, ребята. Пропишите показ в своих тетрадях красиво и аккуратно, следите за осанкой.

Учитель проходит между рядами, оказывает индивидуальную помощь.

Хорошо, ребята, мы с вами подготовили руку к письму. Можем продолжать работу.

Окно, окна

Ответы учащихся

Учащиеся работают в тетрадях

III. Актуализация опорных знаний

Ребята, определите, какого рода слово окно.

Хорошо, молодцы, скажите, какого рода могут быть слова-названия предметов?

Верно, молодцы. А какие окончания у слов мужского рода? Какие окончания у слов женского рода? А у среднего рода?

Как вы считаете, какова тема нашего урока? Какую учебную задачу вы поставите перед собой? Как её достичь, что мы будем делать?

Тема нашего урока сегодня – окончание у слов разного рода. Мы с вами продолжаем работу над окончаниями у слов – предметов. Сегодня мы так же попытаемся определить влияют ли окончание у слов на всё предложение.

Сейчас я на каждую парту раздам текст, который вам нужно будет прочитать.

- Мама, у меня на пальце царап!

- Не царап, а царапина.

- Это у Муси если, - царапина, а я мальчик! У меня царап!

Что вы заметили? Есть ли тут ошибки?

Хорошо, какой мы можем сделать вывод?

Ср. р.

М.р., Ж.р.,Ср.р.

Ответы учащихся

Есть. У слова царапина нет м.р.

Слово царап не правильное. Царапина не имеет м.р. и употребляется только в ж.р.

IV. Изучение нового материала

Откройте учебник на странице 64- й. Запишите предложение из упражнения 40-го.

Поставьте слово собака во множественное число.

Скажите, другие слова в предложении поменяются?

Какой вывод мы можем сделать?

Хорошо. Выделите окончания у измененных слов.

Давайте заменим слово собака на слово пёс. Изменятся ли остальные слова в предложении? Что изменилось у этих слов?

Верно. Как вы думаете, для чего нужны окончания у слов?

Хорошо. Выделите окончания в этом предложении.

Да.

Если в 1 слове изменить окончание, в других словах предложения они тоже поменяются.

Да. Окончания.

Для связи слов в предложении

V. Физическая минутка

Давайте все встанем, немного отдохнём. Слушайте и запоминайте слова, а движения повторяйте за мной.

Мы писали, мы писали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

Ручками похлопаем.

Раз присядем,

Быстро встанем.

Улыбнемся, тихо сядем.

Молодцы ребята, садитесь на свои места, а я буду слушать, какой ряд тише сядет.

Координация движений в пространстве, учащиеся повторяют движения за учителем.

VI.Работа по теме урока

Прочитайте предложение в упражнение 41-м.

Влияют ли слова  друг на друга в предложении? Из чего это видно?

Что изменилось во втором предложении?

Хорошо, ребята. Первое предложение я запишу на доске, а вы в своих тетрадях. Продолжайте работу в тетрадях, запишите эти предложения в столбик. Выделите окончания.

Видно ли по окончаниям в первом предложении,  какого рода слова?

А во втором?

Почему?

Всё верно, по окончаниям слов во множественном числе невозможно определить какого рода слово, называющее предмет.

Прочитайте третье предложение, можно ли сказать по окончаниям какого рода слова в нем? А в четвертом?

Запишите предложения так же в столбик, выделите окончания.

Хорошо, ребята. Чтобы закрепить знания, я предлагаю вам выполнить задания. Каждому я раздам карточки с заданием. Вам нужно выделить окончания у слов и определить род, если возможно.

Посмотрите на слайд, проверьте вашу работу. У все всё получилось? Что не получилось?

Да. Из окончаний

Ответы учащихся

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на карточках.

VII. Подведение итогов, рефлексия

Ребята, что вы можете сказать о словах во множественном числе? Можно ли определить у них род?

Какие окончания есть у слов женского рода?

У каждого на столе есть карточка. На ней изображена лесенка успеваемости. Нарисуйте себя на этой лесенке, где 5 ступенька – я работал весь урок хорошо, активно, а 1- не работал на уроке, ничего не понял.

Передайте карточки с последней парты на первую.

Учащиеся отвечают на вопросы

Д/з

Запишите домашнее задание – страница 65, номер 42 письменно в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

УМК ПНШ русский язык 2 класс тема "Написание слов - названий предметов разного рода"

УМК "Перспективная начальная школа" русский язык 2 класс,  тема :"Написание слов - названий предметов разного рода"...

Проверочная работа по теме "Слова - названия предметов разного рода"

Проверочная работа по теме "Слова - названия предметов разного рода"...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему «Слова-названия предметов разного рода » на основе принципов системно -деятельностного подхода

№Ф.И.О.Должность, место работыРайонТемаПримерные срокиФорма участия1Клишева Татьяна ВикторовнаУчитель начальных классов,МБОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа имени Е.Г. Тутаева»Кайбицкий...