Урок русского языка во 2 классе по теме "Глагол Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бармина Валентина Владимировна

Урок может быть использован по любой программе  во 2 классе по теме "Глагол". В уроке большое внимание уделено лексическому значению глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Учитель Бармина В.В МБОУ «СШ№35» г. Дзержинск

Тема : Обобщение знаний о глаголе.

Цель урока: закрепить представления о связи между вопросом, на который отвечает слово и его    

                       обобщённым лексическим значением; развитие умения употреблять глаголы в нужном

                       числе.

Задачи урока: - отрабатывать умение находить в тексте глаголы и правильно ставить вопросы к ним;

                            - формировать навык правильной устной и письменной речи;

                             - обогащать словарный запас учащихся;

                             - развивать орфографическую зоркость.

                                         

                                                          Ход урока.

  1. Организационный момент

Традиционные слова:  «Как прекрасен и велик русский близкий нам язык!»

      2  . Тема урока.

  Уч:: - Ребята, тема нашего урока пропала, кто-то забросал её снежками. Вы не знаете кто             ( на доске тема урока закрыта бумажными снежками)

  -  А вы знаете, как лепят снежки?  Покажите. (лепим снежки)

   Руки замёрзли, потрём их друг о друга, погреем щёчки.  Ребята, у нас сегодня гость. Его зовут Лесовичок. Он мне шепнул, что написал вам письмо ,  если вы его сможете прочитать, то снежки растают, и найдётся тема урока. (На плакате    текст письма):

                 

    Дорогие ребята! Я долго… вас, но вы не.... Сегодня я сам …и  …вас в лесную школу.     Лесовичок.

Уч: Ребята, вы что-нибудь поняли? (ответы детей)

Уч: А тут ещё карманчик со словами, может быть в них разгадка. (слова: ждал, приходили, пришёл, приглашаю). Дети вставляют слова в текст письма и читают его.

Уч: А что это за волшебные слова? (Глаголы)

Уч: Докажите.(доказывают)

Уч: Сформулируйте тему нашего урока .  ( Обобщение знаний  по теме «Глагол» ( снежки растаяли).

Лесовичок приглашает нас в лесную школу, он хочет проверить, умеете ли вы находить в тексте глаголы, ставить к ним вопросы. Мы будем учиться правильно употреблять их в речи, развивать орфографическую зоркость и обязательно помогать друг другу. Если будет свободная минута, у вас в файлах –дежурное задание. Заменить одним словом (глаголом): клевать носом, зарубить на носу, ломать голову.

Принимаем приглашение  Лесовичка?

        (на доске плакат «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»)

  1. Повторение « Имя существительное»

Первое задание Лесовичка. (работа в парах на листочках)

а) бегать, бегущий, бег

б) веселить, веселье, весёлый

в) хитрый, хитрить, хитрость

Уч: 1) Прочитайте слова  первой строки, найдите имена существительные и выделите «опасные» места, покажите номера существительных на веере. (№3). Докажите, что это имя  существительное и       что оно обозначает.                                                                                                                                                                                                                                                                  

Д: Отвечает на вопрос «что?» и обозначает действие живого предмета

Уч: Какие орфограммы выделили? ( ответы учащихся)

Уч: Прочитайте слова  второй строки, найдите имена существительные и выделите «опасные» места, покажите номера существительных на веере. (№2)

Д: Отвечает на вопрос «что?» и обозначает состояние человека (рассказывают орфограммы).

Уч: Прочитайте слова  третьей строки, найдите имена существительные и выделите «опасные» места, покажите номера существительных на веере (№3)

Д: Отвечает на вопрос «что?» и обозначает качество живого предмета (рассказывают орфограммы).

Уч: Что такое имя существительное?  (Дети  рассказывают правило).

Уч:  2) Найдите и покажите в каждой строчке номера глаголов (№1,№1,№2), запишите в тетради в столбик и выделите орфограммы, помогите соседу, если он затрудняется.

Проверка: - что можно сказать об этих глаголах? (Глаголы неопределённой формы)

                      - какие орфограммы выделили? (Безударные гласные)

                       - часто встречается в глаголах безударная гласная?  (Да)

                       -  словами  какой части речи можно проверить безударную гласную в глаголе? (Именем  

                           существительным)

                      - что же такое глагол?  (Правило)

                       - как изменяется глагол? (По числам)

Уч: Образуйте от глаголов, записанных в тетради  1 вариант- глаголы в ед.ч., 2 вариант- глаголы во мн.ч., запишите их в тетрадь. От чего зависит число глагола?

Д: От числа имени существительного.

Уч: Что обозначают глаголы ед.числа, что мн.числа?

        Слова какой части речи остались? (Прилагательные)

4..Второе задание Лесовичка.

На доске записаны слова, некоторые буквы « залеплены» снежками:

   тёплый, проб…гает, по, в…терок, д…рев…ям

               

Уч: объясним орфограммы,  чтобы растаяли снежки, составим предложение, запишем, разберём по членам предложения и частям речи.  (Один ученик работает на доске)

    Часть детей работает  по индивидуальным карточкам.

    Группа А : лесник, в, жил, избушке

    Группа В: ворона ,к , прилетела , кормушке

Задание для групп: составить из слов предложения и подчеркнуть грамматическую основу.

Проверка: Каким членом предложения является глагол?  (Сказуемым)

Вывод: В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

5.Домашнее задание.

Пособие «3000примеров по русскому языку»  авторы О.В.Узорова и Е.А.Нефёдова выбрать предложения о зиме, подчеркнуть грамматическую основу, кто сможет, определит части речи.

Групп А -3 предложения, группа  В -2 предложения.

6. Физминутка.

7. Третье задание Лесовичка.

Очень интересное задание, которое мы выполним в группах.

 Группа А: редактируем текст. Записать текст, оставив только один глагол, наиболее подходящий по смыслу.

  1.                             наступил

Быстро              приблизился   вечер.

                            Настал

  1.                             упали

Тёмные тени    легли   под деревьями.

                            появились  

       

  1. Потемнели

Почернели      густые   ели.

Помрачнели

                             

  1.                                 не умолкли

Но птицы ещё     не заснули   в лесу.

                               не  замолчали

       

    *  5)                                                         уселся

                       Вот на стволе дерева            устроился дятел.

                                                                     примостился

                6)                                                      засуетились

                          Возле него                           завертелись    шустрые    синички.

                                                                          закружились

Группа В: Группе предлагается иллюстрация «Режим дня».

  Задание: составить рассказ, используя только глаголы.

Группа С: учебник упражнение 22 с.15. Составить предложения, подчеркнуть сказуемые, определить их число.

 Проверка работ, оценки.

8. Четвёртое задание Лесовичка.

   Все мы помним сказку Д. Мамина Сибиряка  «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Какое место было самое смешное?

На доске:

        … молодые зайчата, …. добрые старушки-зайчихи, … даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы.

Давайте попробуем вставить подходящие глаголы : хихикнули, засмеялись, улыбнулись.

А слова какой части речи подсказали именно эти действия?

Д: Имена существительные.

Уч: Эти глаголы близки по смыслу?

Д: Это слова-синонимы.

Уч: Эти глаголы имеют разную эмоциональную окраску, они украшают нашу  речь, делают более выразительной.

   Задание:  1 вариант- запишите глаголы в порядке усиления действия, 2 вариант- в порядке ослабления действия.

 Проверка.

9. Проверка дежурного задания.

10.  Итог урока.

     Что мы повторили вместе с Лесовичком?

      Чему учили нас его задания?

      Какое задание было самым интересным?

Глагол - это интересная часть речи, в русском языке его называют господином. Он обладает такими свойствами, которых нет ни в одной части речи. Он может отправить нас в прошлое, настоящее и будущее, может иметь даже лицо, у него много слуг –приставок. Но все эти секреты он будет открывать нам постепенно. Скажем  Лесовичку спасибо за задания, а вам спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Урок русского языка в классе-комплекте - 2 - 4 классы по теме "Обобщение знаний об имени существительном"

Архив содержит конспект урока + презентация для интерактивной доски...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Урок русского языка 4 класс школа России "Обобщение об имени прилагательном"

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.Цели урока:Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать у...

Урок русского языка 3 класс."Обобщение и повторение по теме имя прилагательное"Паспорт урока. Технологическая карта урока.

Урок русского языка был проведен по окончанию  изучения темы "Имя прилагательное".Был составлен кластер по изученной теме. К уроку прилагаетс видео съемка урока....