Урок русского языка в 4 классе "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Федорова Инна Николаевна

Работа содержит сценарий (технологическую карту) урока русского языка в 4 классе по теме "Состав слова"

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Программа "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс

4

УМК

«Перспектива». Л.Ф. Климанова, Т.Н. Бабушкина «Русский язык. 4 класс»

Тип урока

Урок  актуализации знаний и умений

Тема

Повторение состава слова

Цель

Развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов, подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу

Основные термины, понятия

Алгоритм, приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова

Оборудование

Карточки

Планируемый результат

Предметные умения:

Личностные УУД:

- определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;

- графически обозначать части слова;

- составлять схемы слов;

- подбирать слова по схемам

- развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные УУД:

- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- представлять информацию в виде схемы;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на развороте учебника

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- участвовать в учебном диалоге;

- работать в группе

Формы работы:

Ресурсы:

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в группах

Учебник «Русский язык. 4 класс» Л. Ф. Климанова, Т. Н. Бабушкина

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Изображение

на доске

Формируемые

умения

1. Организационный

Цель: подготовка

учащихся к работе

на уроке

Проверка готовности учащихся  

к уроку.

      Добрый день, ребята!   Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.  Давайте вместе произнесём слова которые нам помогут настроится на урок. Повторяем за мной.

-Мы способные!

-Мы со всем справимся!

-Нам нравится учиться!

Мы хорошие ученики!

    Теперь посмотрите на меня. Я  желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами и правилами русского языка

Подготовка к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация

знаний

Цель: актуализация изученного;

мотивация к пробному учебному действию;

фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

Прочитайте  образные выражения, объясните смысл.

Выберите из фразеологических оборотов  однокоренные слова, добавьте еще 2-3 однокоренных слова. Запишите цепочку однокоренных слов, выделите корень.

Разберите слово безрукавка по составу.

Запись однокоренных слов

Разбор слова

сложа руки

засучив рукава

спустя рукава

мотать на ус

держать ушки на макушке

не покладая рук

Рука – рукава – рукавичка – безрукавка.

безрукавка

определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма

графически обозначать части слова

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

3. Формулирование проблемы

Цель: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

– Рассмотрите схемы слов.

В каких из них допущена ошибка?

В чём?

– Определите тему урока.

Запись темы на доске.

– Предположите, каковы могут быть цели такого урока.

Распределимся в группы. Напоминаю правила работы в группе.

Ваша задача вспомнить, какие части слова мы уже изучили.

Задание для 1 группы.

  1. Образуйте однокоренные слова от  слова гриб.

-Тот, кто любит собирать грибы                - Маленький гриб                          ---- Часть гриба под землей

  1. Выделите корень в однокоренных словах.
  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.
  3. Составьте свою цепочку однокоренных слов, выделите корень.

Задание для 2 группы.

  1. Образуйте лова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

 Выделите в словах приставки.

  1. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.
  2. Составьте свою цепочку однокоренных слов, используя приставки.

Задание для 3 группы.

  1. Образуйте слова с суффиксами

- К -

- Б -

Печь

Косить

Река

Служить

Туча

Ходить

Задача

Стрелять

Дочь

  1. Выделите  в словах суффикс.
  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое суффикс?
  3. Составьте свою цепочку слов с любым из суффиксов.

Задание для 4 группы.

  1. Выпишите, из текста подчеркнутые слова.

Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Любимый герой русской сказки – Иванушка. В сказке Иванушка умен и скромен.

  1. Выделите окончания в словах.
  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое окончание.
  3. Запишите слово «ТРАВА», изменяя окончания, окончания выделите.

Откройте учебник на с.95, прочитайте правило.

 Что такое корень?

Что такое приставка?

Что такое суффикс?

Что такое окончание?

О какой части слова мы не говорили?

Что такое основа слова?

Работа по схемам

Формулируют тему урока

Ответы на вопрос

(Учиться находить и правильно выделять части слова)

Работают в группах.

Идёт презентация групповых решений.

Работают с учебником.

Состав слова

Гриб – грибник - грибок– грибница.

Провел   обвел   повел   подвел   отвел

Печь – печка, река – речка, туча – тучка, задача – задачка, дочь  - дочка.

Сказок -  сказка – сказки – сказке.

Оформляют  свои мысли в устной форме.

4.  Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель: коррекция и закрепление знаний, выработка умений и применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Выборочный диктант.

Записать только однокоренные слова.

Борьба, борец, бороться, воевать.

Весельчак, весёлый, радостный.

Дорога,  путь, подорожник.

Выделить корень.

Вспомните порядок разбора слова по составу.

Найдите среди записанных слов, слово, соответствующее схеме:

По   дорож   ник

  1. Работа в парах.

Каждая пара получила лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот победит.

Безразличный

Безрассудный

Человекообразный

  1. Работа по учебнику упр.152

Разобрать слова по составу.

  1. «Замени одним словом»

А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

  1. Любитель книг. (Книголюб)
  2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
  3. Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
  4. Машина, которая сама летает. (Самолёт)
  5. Человек, который разводит птиц. (Птицевод)
  6. Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)
  7. Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)

 

Рассказывают о порядке разбора.

Работают в парах, разбирают по составу слова.

Отвечают на вопросы

Работают в парах

Борьба, борец, бороться.

Весельчак, веселый.

Дорога, подорожник.

окончание

основа

корень

приставка

суффикс

1 пара работает у доски

  1. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Рефлексия.

Подведем итог урока.

У вас на парте лежат шарики, на которых записаны     фразеологизмы, которыми мы начали сегодня урок. Оцените себя, выберите один шарик, который соответствует вашей работе на уроке.

Закончим наш урок пословицей, которую вы и составите.

Как вы ее объясните?

Я очень хочу, чтобы вы были хорошими, успешными учениками. Если у вас все получается, это и мой успех. Спасибо за прекрасный урок.

Дети подводят итог урока по схеме.

Сегодня на уроке я

Узнал,

открыл

для  себя

научился

могу похвалить себя и ребят

ученик

учитель

судят

по об и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....