Знаки препинания в сложном предложении. 4-й класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока в 4 классе по теме Знаки препинания в сложном предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rusyaz.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаки препинания в сложном предложении. 4-й класс
Учитель начальных классов Макарова Е.И.
Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.
Задачи:
- Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и.
- Способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.
- Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.
Оборудование:
- Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки.
2. Чистописание
- Откройте тетради, подпишите число, классная работа.
- Посмотрите на доску, что я написала? (И, а, но, или, зато, уже, однако, да)
-Исключите лишнее слово. Свой ответ аргументируйте.
-Как назвать одним словом? (Союзы)
- Что вы о них знаете? (Они связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения; их называют сочинительными)
- Запишите красиво данные союзы.
3. Интерактивная разминка
- А сейчас проведем интерактивную разминку.
- Если вы согласны, синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи, хлопните в ладоши.
- Если вы уверены, что к синтаксическим единицам речи относятся словосочетание, предложение, текст, кивните головой.
- Если вы знаете, что грамматическая основа, фразеологизм и однородные члены не являются словосочетанием, помашите рукой.
- Если вы уверены, что сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более частей, связанных по смыслу и по интонации, топните ногой.
- Если вы согласны, что предложение не может существовать без второстепенных членов, встаньте.
- Почему не выполнили последнее действие? (Предложение не может существовать без грамматической основы)
- Понравилась интерактивная разминка? Для чего мы ее проводили? (Чтобы вспомнить изученный материал)
4. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
а) Запишите в тетрадь следующее предложение (один ученик у доски):
Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.
- Подчеркните грамматическую основу.
- Дайте характеристику этому предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, с однородными сказуемыми).
б) Прочитайте предложения на доске:
Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.
Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.
- Что можете сказать об этих предложениях?
- Как вы определили, что эти предложения сложные? (каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа)
- Сравните постановку запятых в сложных предложениях и простом предложении. Что заметили?
- Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (Нет)
- Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая). На доске появляется схема: [ ], и [ ]
- Назовите тему нашего урока. (Знаки препинания в сложном предложении).
- Поставьте учебную задачу на урок. Чему будем учиться? (Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное)
ДЛЯ ГЛАЗ
5. Изучение нового материала
Работа над новым материалом.
-С помощью чего соединяются части сложного предложения?
-Какую роль в сложном предложении играют союзы И, А, НО?
-Попробуйте самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении с союзами.
-Подумайте, зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
-Работая в парах, составьте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении»
1)Найди и подчеркни…………..
2)Определи количество……….
3)Выдели ………
4)На границе частей………..
-Что у вас получилось?
-Убедимся в правильности наших рассуждений. Откройте учебник на стр.111. Прочитайте правило.
а) Составление алгоритма “Постановка запятой между частями сложного предложения”.
– Какой вывод мы только что сделали? (Части сложного предложения разделяются запятой)
- А теперь попробуйте определить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложном предложении.
- Объединитесь в группы и попытайтесь составить такой алгоритм действий.
б) Проверка работы в группах:
- Какой первый шаг? (Найди грамматическую основу)
- Какой второй шаг? (Определи, сколько частей в данном сложном предложении)
- Третий шаг? (Найди союз, который связывает части сложного предложения)
- Четвертый шаг? (На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую)
в) Проверка алгоритма по учебнику.
- Проверим себя. Откройте учебники на стр. 135, прочитаем правило.
- Для чего мы составили алгоритм?
- Перейдем к выполнению упражнений.
6. Закрепление правила постановки знаков препинания
а) Первичное закрепление правила.
Выполнение упр. 1 на листочках
б) Выполнение упр. 2 стр. 151.
- Прочитайте задание про себя.
1 вариант выписывает сложные, 2 вариант - простые
- ВЗАИМОПРОВЕРКА
7.Самостоятельная работа
С.151 №3
8.Дам.задание р.т.
9. Рефлексия. Итог урока
- Какую учебную задачу ставили на урок?
- Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения?
- Где будут использоваться новые знания?
- Закончите предложение:
Сегодня я узнал (а)…
Я смогу…
Я попробую…
Мне было трудно…
Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"
Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок – проектная задача по русскому языку с элементами информатики. Тема: «Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами».
Проект урока по этапам, с описанием формируемых УУД на каждом из них....
Урок русского языка 3 класс Тема:Знаки препинания в сложном предложении"
Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запя...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"
Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...
Самоанализ урока русского языка в 3 классе « Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении и предложениях с однородными членами».
Материал содержит самоанализ урока-проектной задачи по русскому языку "Создание алгоритма действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении"....
План-конспект урока русского языка в 4 классе "Знаки препинания в сложном предложении"
Основной целью урока было формирование умения ставить знаки препинания в сложном предложении....
Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...