Знаки препинания в сложном предложении. 4-й класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Макарова Елена Ивановна

Конспект урока в 4 классе по теме Знаки препинания в сложном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rusyaz.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Знаки препинания в сложном предложении. 4-й класс

                                                             Учитель начальных классов Макарова Е.И.

Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и.
  2. Способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.
  3. Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.

Оборудование:

  1. Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Ход урока

1Организационный момент

- Ребята, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки.

2Чистописание

- Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску, что я написала? (И, а, но, или, зато, уже, однако, да)

-Исключите лишнее слово. Свой ответ аргументируйте.

-Как назвать одним словом? (Союзы)

- Что вы о них знаете? (Они связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения; их называют сочинительными)

- Запишите красиво данные союзы.

3. Интерактивная разминка

- А сейчас проведем интерактивную разминку.

- Если вы согласны, синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи, хлопните в ладоши.

- Если вы уверены, что к синтаксическим единицам речи относятся словосочетание, предложение, текст, кивните головой.

- Если вы знаете, что грамматическая основа, фразеологизм и однородные члены не являются словосочетанием, помашите рукой.

- Если вы уверены, что сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более частей, связанных по смыслу и по интонации, топните ногой.

- Если вы согласны, что предложение не может существовать без второстепенных членов, встаньте.

- Почему не выполнили последнее действие? (Предложение не может существовать без грамматической основы)

- Понравилась интерактивная разминка? Для чего мы ее проводили? (Чтобы вспомнить изученный материал)

4Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

а) Запишите в тетрадь следующее предложение (один ученик у доски):

Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.

- Подчеркните грамматическую основу.

- Дайте характеристику этому предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, с однородными сказуемыми).

б) Прочитайте предложения на доске:

Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.

Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.

- Что можете сказать об этих предложениях?

- Как вы определили, что эти предложения сложные? (каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа)

- Сравните постановку запятых в сложных предложениях и простом предложении. Что заметили?

- Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (Нет)

- Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая). На доске появляется схема: [ ], и [ ]

- Назовите тему нашего урока. (Знаки препинания в сложном предложении).

- Поставьте учебную задачу на урок. Чему будем учиться? (Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное)

ДЛЯ  ГЛАЗ

5Изучение нового материала

Работа над новым материалом.

-С помощью чего соединяются части сложного предложения?

-Какую роль в сложном предложении играют союзы  И, А, НО?

-Попробуйте самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении с союзами.

-Подумайте, зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

-Работая в парах, составьте алгоритм  «Как  нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении»

1)Найди и подчеркни…………..

2)Определи количество……….

3)Выдели ………

4)На границе частей………..

-Что у вас получилось?

-Убедимся в правильности наших рассуждений. Откройте учебник на стр.111. Прочитайте правило.

а) Составление алгоритма “Постановка запятой между частями сложного предложения”.

– Какой вывод мы только что сделали? (Части сложного предложения разделяются запятой)

- А теперь попробуйте определить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложном предложении.

- Объединитесь в группы и попытайтесь составить такой алгоритм действий.

б) Проверка работы в группах:

  1. Какой первый шаг? (Найди грамматическую основу)
  2. Какой второй шаг? (Определи, сколько частей в данном сложном предложении)
  3. Третий шаг? (Найди союз, который связывает части сложного предложения)
  4. Четвертый шаг? (На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую)

в) Проверка алгоритма по учебнику.

- Проверим себя. Откройте учебники на стр. 135, прочитаем правило.

- Для чего мы составили алгоритм?

- Перейдем к выполнению упражнений.

6Закрепление правила постановки знаков препинания

а) Первичное закрепление правила.

Выполнение упр. 1  на листочках

б) Выполнение упр. 2 стр. 151.

- Прочитайте задание про себя.

1 вариант выписывает сложные, 2 вариант - простые

- ВЗАИМОПРОВЕРКА

7.Самостоятельная работа

С.151 №3

8.Дам.задание р.т.

9Рефлексия. Итог урока

- Какую учебную задачу ставили на урок?

- Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения?

- Где будут использоваться новые знания?

- Закончите предложение:

Сегодня я узнал (а)…

Я смогу…

Я попробую…

Мне было трудно…

Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка 3 класс Тема:Знаки препинания в сложном предложении"

Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запя...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...

Самоанализ урока русского языка в 3 классе « Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении и предложениях с однородными членами».

Материал содержит самоанализ урока-проектной задачи по русскому языку "Создание алгоритма действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении"....

План-конспект урока русского языка в 4 классе "Знаки препинания в сложном предложении"

Основной целью урока было формирование  умения ставить знаки препинания в сложном предложении....

Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...