Урок русского языка 4 класс Наша речь
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок . Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык
Цели:
-познакомить с учебником и правилами работы с ним;
-воспроизвести и уточнить представления о речи и её значении в жизни человека.
- Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
- позна вательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение не обходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- комму никативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- регулятивные - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвое ния, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
- Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа
Знакомство с учебником
- В этом учебном году мы продолжим раскрывать тайны рус ского языка, а помогать нам будет новый учебник - для 4 класса. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебники для 1, 2 и 3 классов, чем отличается от них. (Слайд №2)
- Откройте учебник на с. 3. (Слайд №3) Прочитайте высказывание рус ского писателя И.С. Тургенева. Как вы его понимаете? Почему писатель называет русский язык кладом? (Ответы детей.)
- К чему он нас призывает? (Беречь русский язык.)
- Что это значит? Как мы можем его беречь?
- Прочитайте обращение авторов учебника.
- Какие открытия нам поможет сделать учебник?
- Для чего это нужно? Прочитайте, как авторы необходимость изучать русский язык.
- (Слайд №4)
- Рассмотрите условные знаки в учебнике и вспомните, обозначает каждый из них. Прочитайте статью к ним и выясните, для чего они нужны.
- Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять.
- Назовите виды грамматических разборов, которые мы будем выполнять на уроках русского языка. Какими цифрами они обозначены?
3. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте название раздела на с. 5. (Слайд №5)
- Какие слова Д.С. Лихачёва стаям эпиграфом к разделу? Как вы их понимаете?
- Прочитайте, что нам предстоит вспомнить.
- Прочитайте пословицы. (Слайд №6)
- Какова голова, такова и речь.
- Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо-
- Хорошая речь слаще меда.
- Видна птица по перьям, а человек - по речам.
- Что их объединяет? (Все пословицы о речи.)
- Объясните смысл пословиц.
К.Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (Слайд №7)
- Как вы понимаете высказывание К.Г. Паустовского?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О языке и речи.)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.1(с. 6).
- Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.
- Как писатель показывает богатство и простоту русского языка? (*Нет ничего такого... чего нельзя было бы передать русским словом».)
- Прочитайте высказывание Д.С. Лихачёва.
- Почему по речи человека можно судить о том. что он собой представляет?
- Определите главную мысль высказываний. (Чтобы наша речь стала понятной для окружающих людей, выразительной, интересной, надо учиться правильно говорить.)
- Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание (уровень повышенной сложности): най ти в словаре и выписать мудрые изречения о русском языке.
(На данном этапе урока можно использовать школьный сло варик «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».)
Упр. 2 (с. 6).
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Как речь помогает человеку в жизни? Как может подвести?
- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
- Запишите в словарик слово человек, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Что означает это слово? (Слайд №8)
(На данном этапе урока можно использовать школьный тол ково-этимологический словарик.)
- Составьте с этим словом словосочетание, запишите, под черкните непроверяемые гласные.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала
Работа по карточкам
- Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропу щенные буквы и раскройте скобки.
Мурка и ежата
Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к..лючих ежи в мя..кис тряпоч..ки и подн..ели к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.
Ёж..ки уткнули мордоч..ки в теплый кошкин ж..вот. М.лыши с..сали м.лоч..ко у новой мамы. Такд..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.
..днажлы л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р..ши ли сп..сти ежат и поде.лили г.лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тро нула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.
(По Е. Кузнецову)
Проверка (Слайд №9)
7. Рефлексия
Продолжите пословицы. (Слайд №10)
- Слово не воробей,... (вылетит — не поймаешь).
- Умные речи... (и слушать приятно).
- По речам узнают... (человека).
- Видна птица по перьям, а человек -... (по речам).
- Оцените свою работу на уроке.
8. Подведение итогов урока
- Какие открытия мы сделали на сегодняшнем уроке?
- Какую роль играет речь в жизни человека?
Упр. 2 (с. 6) - написать сочинение по пословице.
Карточка 1
-Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропу щенные буквы и раскройте скобки.
Мурка и ежата
Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к..лючих ежи в мя..кис тряпоч..ки и подн..ели к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.
Ёж..ки уткнули мордоч..ки в теплый кошкин ж..вот. М.лыши с..сали м.лоч..ко у новой мамы. Такд..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.
..днажлы л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р..ши ли сп..сти ежат и поде.лили г.лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тро нула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.
(По Е. Кузнецову)
Карточка 1
-Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропу щенные буквы и раскройте скобки.
Мурка и ежата
Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к..лючих ежи в мя..кис тряпоч..ки и подн..ели к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.
Ёж..ки уткнули мордоч..ки в теплый кошкин ж..вот. М.лыши с..сали м.лоч..ко у новой мамы. Такд..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.
..днажлы л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р..ши ли сп..сти ежат и поде.лили г.лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тро нула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.
(По Е. Кузнецову)
Карточка 1
-Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропу щенные буквы и раскройте скобки.
Мурка и ежата
Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к..лючих ежи в мя..кис тряпоч..ки и подн..ели к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.
Ёж..ки уткнули мордоч..ки в теплый кошкин ж..вот. М.лыши с..сали м.лоч..ко у новой мамы. Такд..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.
..днажлы л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р..ши ли сп..сти ежат и поде.лили г.лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тро нула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.
(По Е. Кузнецову)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова
Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....
Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Повышение грамотности письменной речи слабослышащих обучающихся на уроках русского языка и развития речи посредством использования фольклорного материала
Отчёт по теме самообразования...
Методическая разработка урока русского языка и развития речи в коррекционном классе
Тема урока: "Закрепление изученных букв. В. Берестов "Как найти дорожку"Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми, обучающихся по программе 7, 8 вида. Урок ...
Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?
Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...
Информационные технологии на уроках русского языка и развития речи. Урок в 1 классе по теме "Красный день календаря — 23 февраля"
Создание календаря знаменательных дат;Расширение словарного запаса детей словами, связанными с темой 23 февраля;Развитие навыков работы в микрогруппе, навыков взаимопомощи, положительного отношения и ...