Рабочая программа по русскому языку 4 класс ОС 2100
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Зуденкова Любовь Ивановна

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование и учебно- методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rus_yaz.doc340 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  «РУССКИЙ ЯЗЫК»

         Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования, в соответствии с примерной программой по учебному предмету русский язык и авторской программой авторов Р.Н. Бунеева, Е.В.  Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Пояснительная записка

Язык по  своей  специфике и социальной значимости –  явление уникальное: он является  средством общения и воздействия, средством  хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры   народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания  и,  наконец,  первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу  этого обстоятельства язык  имеет только ему  присущий статус среди  других школьных предметов.

Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непре- рывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык»  в начальной  школе  состоит  в  том,   чтобы   заложить основу   формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель  определяется как  развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель);

–  формирование коммуникативной  компетенции (социокультурная  цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей  патриотического чувства по отношению к родному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей  чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщении необходимых         знаний         и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета та (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется  УМК   по   русскому  языку:  учебники  («Букварь»,

«Русский  язык»  1–4   кл.;  тетради «Проверочные  и  контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение  грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из  области фонетики дети  знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова  на  слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв  е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произно- шения (буквосочетания жи–ши, чу–щу,  ча–ща,  безударные глас- ные). Дети   учатся произносить звуки,  слушать звучащее слово, соотносить произношение  и  написание,  делать слого-звуковой  и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются  основы для  развития у детей  орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети  осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами,  суффиксом, приставкой,  графическим  обозначением этих частей слова, наблюдают за  приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе  рассредоточенной лексической работы дети  наблюдают за   тем,   что   слова   называют  предметы,  их   признаки;  действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то

означает,  то  есть   имеет   значение; что  значений  у  одного   слова может быть  несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из  области морфологии первоклассники получают первона- чальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без  введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова  к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как  предложение,   текст. Дети   учатся правильно писать и  пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения   с правильной интонацией. В ходе  чтения текстов «Букварь» идёт   целенаправленное формирование у  них   типа   правильной читательской деятельности.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов,  изучаемых   в   каждом  классе,  –   разделы «Предложение» и «Текст».

В 4 классе продолжается развитие  синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие «предложение с прямой речью» на примере простейшей конструкции «слова от автора  плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Постоянно обращается внимание детей на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

   На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушать и читать текст, формирование типа правильной читательской деятельности.

   Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык. Так, например, знание об  «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять  их на письме нужны для успешного общения, для того, чтобы быть понятым и понимать других людей.

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка  начальной школы является раздел «Слово».

   Слово рассматривается с четырех точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания ,  в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

В 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.  

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
        Помимо разделов
«Слово»,  «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1)  Количественное и  качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей  в ходе наблюдения за лексическим  значением  слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе  работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над   правильностью  употребления  форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной   речи,  устной  учебно-научной речи;  навыками  и  умениями понимания    и   элементарного         анализа художественного        и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Отличие данной программы заключается в том,  что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на  которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками  и  умениями  различных  видов   устной  и  письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания  и анализа текстов; приобретение и систематизация  знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей  чувства языка.

2) Предложен путь  формирования у детей  орфографической зор- кости на  основе   целенаправленной  систематической  работы над составом и лексическим значением слова  в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития  на  этой  основе  языкового чутья детей.

3)  Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по  которым  дети   учатся  обнаруживать  орфограммы в  словах и между словами.

4) Сведения о частях слова  вводятся раньше –  с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе  письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём  изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе  с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей  типа  правильной читательской деятельности. Дети  осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно- научного текста.

  Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с  учебным планом МОУ «Средняя школа №27»  факультативный курс «Русский язык» изучается 136 часов в год, 4 часа в неделю.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»

являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 80-90 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корне двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;

буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум)
(4 класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функциональной грамотностью;
– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систематизация знаний о языке;
– развитие чувства языка

– овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Писать подробное изложение доступного текста-повествования;

Писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

Использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

Подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.

Учебно-языковые умения

Выполнять фонетический разбор доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
Находить корень в группе однокоренных слов;
Подбирать однокоренные слова;
Находить суффиксы и приставки в доступных словах;

Выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

Выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения;

Видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова.

Правописные умения

Писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

Писать ь после шипящих на конце существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце существительных м. р. 2 склонения;

Писать частицу не с глаголами;

Писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах;

Ставить запятые в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях (без союзов, с союзами и, а, но);

Графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.

Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, получат возможность научиться:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.

Содержание учебного предмета

Авторская программа (авторы: Е. В. Бунеева,  О. В. Чиндилова, О.В.Пронина) рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов).

Повторение. (16 ч.)

Предложение. Текст. (25 ч.)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. (34ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (15 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. (35 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания  в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (11 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Тематическое планирование  учебного предмета  «Русский язык»

п/п

 Наименование разделов и темы

Общее кол-во

Из них

Теоретические

Практические

Контрольные  работы

Экскурсии

1

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».

1

1

1.2

Повторение

15

11

4

4

2

1.2.1

Контрольное списывание.

1

1

1

3

1.2.2

Повторение фонетики и графики.

1

1

4

1.2.3

Повторение фонетики. Слог и ударение.

1

1

5

1.2.4

Что такое графика.

1

1

6

1.2.5

Фонетический разбор слова.

1

1

7

1.2.6

Повторение орфографии.

1

1

8

1.2.7

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

1

1

9

1.2.8

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.

1

1

10

1.2.9

Повторение состава слова. Подготовленный диктант.

1

1

1

11

1.2.10

Повторение изученного о частях речи.

1

1

12

1.2.11

Повторение изученного по синтаксису.

1

1

13

1.2.12

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»

1

1

1

14

1.2.13

Анализ изложений и работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

1

15

1.2.14

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»

1

1

1

16

1.2.15

«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в диктанте).

1

1

3

Предложение. Текст.

25

8

3.1

 Простое предложение. Предложения с однородными членами

7

3

4

4

17

3.1.1

Как отличить простое предложение от сложного. Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом "и"

1

1

18

3.1.2

Контрольный диктант № 2 по теме " Простое предложение. Предложения с однородными членами".

1

1

1

19

3.1.3

Входной контрольный диктант. Еловый лес.

1

1

1

20

3.1.4

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

1

1

21

3.1.5

Обучающее сочинение «Что я люблю»

1

1

1

22

3.1.6

Проверочная работа № 1 по теме  "Простое предложение. Предложения с однородными членами".

1

1

1

23

3.1.7

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

1

1

3.2

Сложные предложения с союзами «и», «а», «но»

8

3

5

5

24

3.2.1

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

1

1

25

3.2.2

Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но»

1

1

26

3.2.3

Подготовленный диктант. Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но»

1

1

1

27

3.2.4

Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант.

1

1

1

28

3.2.5

Упражнения на повторение. Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но»

1

1

1

29

3.2.6

Обобщение. Повторение изученного о сложном предложении.

1

1

30

3.2.7

Контрольный диктант Бобрёнок".

1

1

1

31

3.2.8

"Пишу правильно". Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

1

1

3.3

Предложения с прямой речью

10

7

3

3

32

3.3.1

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

1

1

33

3.3.2

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сов автора

1

1

34

3.3.3

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора

1

1

35

3.3.4

Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью

1

1

1

36

3.3.5

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

1

1

37

3.3.6

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух»

1

1

1

38

3.3.7

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

1

1

39

3.3.8

Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с прямой речью»

1

1

40

3.3.9

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

1

1

41

3.3.10

Урок обобщения знаний по теме: «Предложение. Текст».

1

1

4

Слово. Части речи и члены предложения. Имя существительное.

34

25

9

9

4.1

Что мы уже знаем об имени существительном

3

2

1

1

42

4.1.1

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

1

1

43

4.1.2

Роль имен существительных в предложении, в речи. Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

1

1

1

44

4.1.3

Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

1

1

4.2

Изменение имен существительных по падежам

10

9

1

1

45

4.2.1

Наблюдение за словоизменением имен существительных

1

1

46

4.2.2

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

1

11

47

4.2.3

Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе

1

1

48

4.2.4

Именительный и винительный падежи

1

1

49

4.2.5

Родительный падеж

1

1

50

4.2.6

Дательный падеж

1

1

51

4.2.7

Творительный падеж

1

1

52

4.2.8

Предложный падеж

1

1

53

4.2.9

Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам»

1

1

54

4.2.10

Упражнение на повторение. Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам»

1

1

1

4.3

 Три склонения имен существительных

5

4

1

1

55

4.3.1

Что такое склонение? Три склонения имен существительных

1

56

4.3.2

Развитие умения определять склонение имен существительных

1

1

57

4.3.3

Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного

1

1

58

4.3.4

Понятие несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

1

1

59

4.3.5

Р/р  Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

1

1

1

4.4

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

6

6

2

60

4.4.1

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

1

1

61

4.4.2

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имен существительных», графически обозначать выбор написания

1

1

62

4.4.3

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4

1

1

1

63

4.4.4

Развитие орфографических умений

1

1

64

4.4.5

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

1

1

1

65

4.4.6

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

1

1

4.5

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

10

6

4

4

66

4.5.1

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных

1

1

67

4.5.2

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

1

1

68

4.5.3

Р/р Обучающее изложение «Первая газета»

1

1

1

69

4.5.4

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант

1

1

70

4.5.5

Р/р  Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

1

1

1

71

4.5.6

Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 по теме «Имя существительное. Правописание букв безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных»

1

1

1

72-73

4.5.7-4.5.8

Развитие орфографических умений, повторение

2

2

74

4.5.9

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

1

1

1

75

4.5.10

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

1

1

5

Имя прилагательное

15

9

6

6

5.1

Что мы уже знаем об имени прилагательном

3

3

76

5.1.1

Повествование и описание – два типа речи. Роль имен существительных в речи

1

1

77

5.1.2

Роль прилагательных-антонимов в речи

1

1

1

78

5.1.3

Морфологический разбор имени прилагательного

1

1

5.2

Словоизменение имен         прилагательных

2

2

79

5.2.1

Изменение имен прилагательных по падежам

1

1

80

5.2.2

Словосочетания сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

1

1

5.3

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

10

4

6

6

81

5.3.1

Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Р/р Свободный диктант

1

1

1

82-83

5.3.2

5.3.3

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие»

2

2

2

84

5.3.4

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

1

1

85

5.3.5

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

1

1

1

86

5.3.6

Упражнения на повторение. Проверочная работа №6 по теме «Имя прилагательное»

1

1

1

87-88

5.3.7-5.3.8

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

2

2

89

5.3.9

Контрольный диктант №7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных»

1

1

1

90

5.3.10

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

1

1

6

Глагол

35

25

10

10

6.2

Что мы уже знаем о глаголе

4

4

91

6.2.1

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей «не»

1

1

1

92-93

6.2.2

6.2.3

Значение и грамматические признаки глагола

2

2

94

6.2.4

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

1

1

6.3

Словоизменение глаголов

2

2

95

6.3.1

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

1

1

96

6.3.2

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

1

1

6.4

Правописание безударных личных окончаний глаголов

17

11

6

6

97

6.4.1

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

1

1

98

6.4.2

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

1

1

99

6.4.3

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

1

1

100-101

6.4.4

6.4.5

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

1

102

6.4.6

Р/р Обучающее сочинение по картинкам

1

1

1

103

6.4.7

Разбор глагола как части речи

1

1

104

6.4.8

Контрольный диктант №8 по теме «Глагол»

1

1

1

105

6.4.9

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глагола с –тся и - ться

1

1

106

6.4.10

Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом

1

1

107-108

6.4.11

6.4.12

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание

2

2

2

109-110

6.4.13

6.4.14

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

2

111-112

6.4.15

Р/р Обучающее изложение «Первые школы»

2

2

2

113

6.4.16

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

1

1

6.5

Разбор глагола по составу

12

8

4

4

114

6.5.1

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

1

1

115-116

6.5.2

6.5.3

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов

2

2

117

6.5.4

Р/р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени

1

1

1

118

6.5.5

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами Контрольный словарный диктант

1

1

119

6.5.6

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы»

1

1

1

120

6.5.7

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста

1

1

121

6.5.8

Упражнения на повторение. Проверочная работа №7 по теме «Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу. Орфограммы в глаголах»

1

1

1

122-123

6.5.9-6.5.10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту

2

2

124

6.5.11

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол как часть речи»

1

1

1

125

6.5.12

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

1

7

Повторение

11

9

2

2

126-129

7.1-7.4

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

4

4

130

7.5

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

1

1

131-134

7.6-7.9

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

4

4

135

7.10

Итоговая контрольная работа

1

1

1

136

7.11

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

1

Итого

136

97

39

39

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования – «Начальная школа»
  2. Примерная программа образовательной системы «Школа 2100»;
  3. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Русский язык», 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд.4-е, исправленное  и дополненное. – М.: «Баласс»,2013.
  4. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык. 4-й класс  - М.: Баласс, 2013 г.

Список литературы

  1. Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе.
  2. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. Программа – в кн.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.(1-4).–М., Просвещение, 2007.
  3. Баранов М.Т. Изучение орфографии в 4-8-х классах. – М.,Просвещение, 2008
  4. Светловская Н Н.Основы науки о читателе. – М., Магистр, 2002
  5. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4-й класс.  Р.Н.Бунеева, Е.Н.Бунеевой и О.В.Прониной.
  6. Ж. «Начальная школа»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс

Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....

Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...

Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....