Урок русского языка в 3 классе "Звук ы после ц"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Минакова Елена Сергеевна

Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21 века". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkiy_yazyk_3_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1. Оргмомент.

Мотивация на деятельность.

Ребята, проверьте готовность к уроку. Сегодня у нас в классе гости. Желаю вам показать себя с лучшей стороны. Успехов.

2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.

- В каком блоке мы будем сегодня работать прочитаем на доске.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- С какими правилами русского языка мы уже знакомы?

Правописание

Учиться правильно писать, повторять старые правила, учить новые правила.

-правописание слов с безуд гл в корне

- правописание слов с парной согл в корне

- правописание слов с непроизносимой в корне

- написание приставок

- написание суффиксов

- написание большой большой буквы в словах

- правила переноса

- написание ъ и ь знаков

Сочетания чу, щу ща, ч, чн, чк, нч.

3. Постановка проблемы.

Определи, какая буква пропущена и на какое правило.

Мя . кий

Проб.жал

Грус. ный

П.лёт

Инфекц.я

- Почему возникла трудность? В чём особенность звука [ц]?

Знаем ли мы правило, которым могли бы воспользоваться?

Пропущена «гэ», мягенький, написание парной согласной в корне

Пропущена «е»,бег, безуд глас в корне.

Пропущена «тэ», грусть, непроизносимая согл в корне.

Пропущена «о», написание приставок, приставки па нет.

?

Звук [ц] всегда твердый.

нет

4. Формулирование проблемы.

Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Какая тема урока, задачи урока?

- Прочитаем тему урока на доске. (Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц])

- Мы научимся писать буквы и ,ы после ц.

5. Решение проблемной ситуации. (работа в парах)

Попробуем сами сформулировать правило.

Перед вами три столбика слов.

цирк                       синицы               секция

циркуль                 скворцы             акация

цифра                     птенцы              станция

Понаблюдайте за словами 1 столбика. Обсудите с соседом свои наблюдения. Сделайте вывод.(не забывайте о теме урока)

Посмотрите, в какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика. Посовещавшись, сделайте вывод.

Что объединяет слова 3 столбика? Чем они похожи? Сформулируйте вывод.

Составим общее правило.

От чего же зависит выбор буквы ы или и?

Прочитайте правило в учебнике (урок 50)

- О чём мы ещё узнали из правила?

Назовите их.

Эти слова надо запомнить. Для лучшего запоминания есть предложение: цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и цыкнул «цыц»

Цыкнул – разг. Значит прикрикнул

Повторим предложение хором

А теперь попробуем инсценировать это предложение.

Кто-то цыпленок, кто-то цыган, распределите роли и попробуйте изобразить это предложение.

Пока ребята готовятся, попробуем придумать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы.

цыган                                                          цыплёнок

цыганка                                                       цыплята

цыганочка                                                   цыплячий

цыганёнок                                                   цыплятина

цыганский                                                  цыпонька

выцыганить (выпросить)                          цыпочка

                                                                      цыплёночек

                                                                      цыпушка

 цыц                                                              цыпа

 цыкать

 цыкнуть                                                цыплятник

Посмотрим, получилось ли у ребят.

Показывают. (учитель говорит предложение)

(работа в парах)

Орфограмма в корне. В корне всегда после ц пишется буква и.

В окончании после ц пишется буква ы.

В словах на ция пишется после ц буква и.

В корне пишется и, в окончании ы. после ция и.

От того, в какой части слова стоит буква ц.

Есть слова исключения.

Цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

6. Составление алгоритма применения правила. (работа в парах)

Теперь мы знаем правило и исключения, и теперь нужно научиться его применять.

Составим алгоритм применения правила.

У вас на столе конверты. Достаньте части алгоритма, разложите в нужной последовательности (одна пара работает у доски.)

- Какой же первый пункт алгоритма?

Можно ли было поменять местами остальные части алгоритма?

На что надо обязательно обратить внимание, если орфограмма в корне?

работа в парах

Определи, в какой части слова орфограмма?

Да

Является ли  слово исключением

7. Первичное закрепление.

Вернемся к началу урока.

Попробуем, пользуясь алгоритмом, вставить пропущенную букву.

Слово на ция, пишем и.

8. Физминутка

9.Закрепление изученного

Потренируемся в употреблении правила.

С. 34 тетрадь  №1

(пользуясь алгоритмом, объясняют написание слова, вставляют букву)

Далее самостоятельно. (взаимопроверка)

В упражнении встретилось слово цилиндр.

-Кто может объяснить значение слова?

Цилиндр – геометрическое тело

Цилиндр – шляпа высокая, цилиндрической формы (показывает)

№ 1 (учебник) с 103

- Прочитайте задание.

- в какие 3 столбика нужно выписать слова?

-Когда в корне пишется после ц буква ы?

- какие слова останутся не выписаны?

(3 человека работают у доски)

Циклон – вихревое, бурное, движение атмосферы, сопровождающееся сильной облачностью. осадками.

Вы могли слышать: атлантический циклон принёс дожди и сильный ветер.

Докажите графически, что выполнили работу верно.

№2 с 103. (учебник)

Значок нам показывает, что работать будет в паре.

- Прочитайте задание, какие слова выпишите. В каких случаях пишется и после ц.

Работая в паре, докажите соседу. Что вы нашли слово верно, запиши в тетрадь слова.

Проверка фронтально.

Цирк. Орфограмма в корне, не искл, пишем и,

Певицы. Орфограмма в окончании, пишем ы.

Ци , Цы, цы

Слова исключения

На ция

Обозначают корни, окончания.

10. Рефлексия.

- Кто хотел бы ответить на вопросы по теме урока? (выходят несколько человек)

- Задайте им вопросы по теме урока.

11. Д.З.

1 вариант № 2 , №3 с. 34 тетрадь

2 вариант Разгадать кроссворд и попробовать придумать свой, включив в него слова на  правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Артист цирка.
  2. Массы ветра, несущие осадки.
  3. Учебная принадлежность для черчения кругов.
  4. Высокая шляпа с небольшими полями.

 

Составь свой кроссворд со словами на изученное правило.

алгоритм

Определи, в какой части слова орфограмма.

Определи, в какой части слова орфограмма.

   Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением. Если нет – пиши и,

 если исключение – пиши ы.

    Если орфограмма в корне, проверь, не является  ли слово исключением. Если нет – пиши и,

 если исключение – пиши ы.

Если слово на –ция, пиши – и.

Если слово на –ция, пиши – и.

Если орфограмма в окончании, пиши букву ы.

Если орфограмма в окончании, пиши букву ы.

цирк

синицы

секция

циркуль

скворцы

акация

цифра

птенцы

станция

цирк

синицы

секция

циркуль

скворцы

акация

цифра

птенцы

станция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Урок русского языка по теме "Ь после шипящих"

Данный конспект урокка можно использовать при работе по любому УМК....

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...

Технологическая карта урока русского языка «Обозначение фонемы «о» после шипящих в безударных личных окончаниях» (УМК «Эльконина-Давыдова», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений об обозначении фонемы <о> после шипящих в личных окончаниях глаголов.Задачи урока:Дидактические: вспомнить правило правописания окончаний имён существитель...