Урок русского языка в 3 классе "Звук ы после ц"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
1. Оргмомент. Мотивация на деятельность. | Ребята, проверьте готовность к уроку. Сегодня у нас в классе гости. Желаю вам показать себя с лучшей стороны. Успехов. | |
2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний. | - В каком блоке мы будем сегодня работать прочитаем на доске. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - С какими правилами русского языка мы уже знакомы? | Правописание Учиться правильно писать, повторять старые правила, учить новые правила. -правописание слов с безуд гл в корне - правописание слов с парной согл в корне - правописание слов с непроизносимой в корне - написание приставок - написание суффиксов - написание большой большой буквы в словах - правила переноса - написание ъ и ь знаков Сочетания чу, щу ща, ч, чн, чк, нч. |
3. Постановка проблемы. | Определи, какая буква пропущена и на какое правило. Мя . кий Проб.жал Грус. ный П.лёт Инфекц.я - Почему возникла трудность? В чём особенность звука [ц]? Знаем ли мы правило, которым могли бы воспользоваться? | Пропущена «гэ», мягенький, написание парной согласной в корне Пропущена «е»,бег, безуд глас в корне. Пропущена «тэ», грусть, непроизносимая согл в корне. Пропущена «о», написание приставок, приставки па нет. ? Звук [ц] всегда твердый. нет |
4. Формулирование проблемы. | Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Какая тема урока, задачи урока? - Прочитаем тему урока на доске. (Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]) | - Мы научимся писать буквы и ,ы после ц. |
5. Решение проблемной ситуации. (работа в парах) | Попробуем сами сформулировать правило. Перед вами три столбика слов. цирк синицы секция циркуль скворцы акация цифра птенцы станция Понаблюдайте за словами 1 столбика. Обсудите с соседом свои наблюдения. Сделайте вывод.(не забывайте о теме урока) Посмотрите, в какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика. Посовещавшись, сделайте вывод. Что объединяет слова 3 столбика? Чем они похожи? Сформулируйте вывод. Составим общее правило. От чего же зависит выбор буквы ы или и? Прочитайте правило в учебнике (урок 50) - О чём мы ещё узнали из правила? Назовите их. Эти слова надо запомнить. Для лучшего запоминания есть предложение: цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и цыкнул «цыц» Цыкнул – разг. Значит прикрикнул Повторим предложение хором А теперь попробуем инсценировать это предложение. Кто-то цыпленок, кто-то цыган, распределите роли и попробуйте изобразить это предложение. Пока ребята готовятся, попробуем придумать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы. цыган цыплёнок цыганка цыплята цыганочка цыплячий цыганёнок цыплятина цыганский цыпонька выцыганить (выпросить) цыпочка цыплёночек цыпушка цыц цыпа цыкать цыкнуть цыплятник Посмотрим, получилось ли у ребят. Показывают. (учитель говорит предложение) | (работа в парах) Орфограмма в корне. В корне всегда после ц пишется буква и. В окончании после ц пишется буква ы. В словах на ция пишется после ц буква и. В корне пишется и, в окончании ы. после ция и. От того, в какой части слова стоит буква ц. Есть слова исключения. Цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц. |
6. Составление алгоритма применения правила. (работа в парах) | Теперь мы знаем правило и исключения, и теперь нужно научиться его применять. Составим алгоритм применения правила. У вас на столе конверты. Достаньте части алгоритма, разложите в нужной последовательности (одна пара работает у доски.) - Какой же первый пункт алгоритма? Можно ли было поменять местами остальные части алгоритма? На что надо обязательно обратить внимание, если орфограмма в корне? | работа в парах Определи, в какой части слова орфограмма? Да Является ли слово исключением |
7. Первичное закрепление. | Вернемся к началу урока. Попробуем, пользуясь алгоритмом, вставить пропущенную букву. | Слово на ция, пишем и. |
8. Физминутка | ||
9.Закрепление изученного | Потренируемся в употреблении правила. С. 34 тетрадь №1 (пользуясь алгоритмом, объясняют написание слова, вставляют букву) Далее самостоятельно. (взаимопроверка) В упражнении встретилось слово цилиндр. -Кто может объяснить значение слова? Цилиндр – геометрическое тело Цилиндр – шляпа высокая, цилиндрической формы (показывает) № 1 (учебник) с 103 - Прочитайте задание. - в какие 3 столбика нужно выписать слова? -Когда в корне пишется после ц буква ы? - какие слова останутся не выписаны? (3 человека работают у доски) Циклон – вихревое, бурное, движение атмосферы, сопровождающееся сильной облачностью. осадками. Вы могли слышать: атлантический циклон принёс дожди и сильный ветер. Докажите графически, что выполнили работу верно. №2 с 103. (учебник) Значок нам показывает, что работать будет в паре. - Прочитайте задание, какие слова выпишите. В каких случаях пишется и после ц. Работая в паре, докажите соседу. Что вы нашли слово верно, запиши в тетрадь слова. Проверка фронтально. | Цирк. Орфограмма в корне, не искл, пишем и, Певицы. Орфограмма в окончании, пишем ы. Ци , Цы, цы Слова исключения На ция Обозначают корни, окончания. |
10. Рефлексия. | - Кто хотел бы ответить на вопросы по теме урока? (выходят несколько человек) - Задайте им вопросы по теме урока. | |
11. Д.З. | 1 вариант № 2 , №3 с. 34 тетрадь 2 вариант Разгадать кроссворд и попробовать придумать свой, включив в него слова на правило. |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
- Артист цирка.
- Массы ветра, несущие осадки.
- Учебная принадлежность для черчения кругов.
- Высокая шляпа с небольшими полями.
Составь свой кроссворд со словами на изученное правило.
алгоритм
Определи, в какой части слова орфограмма. | Определи, в какой части слова орфограмма. |
Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением. Если нет – пиши и, если исключение – пиши ы. | Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением. Если нет – пиши и, если исключение – пиши ы. |
Если слово на –ция, пиши – и. | Если слово на –ция, пиши – и. |
Если орфограмма в окончании, пиши букву ы. | Если орфограмма в окончании, пиши букву ы. |
цирк | синицы | секция |
циркуль | скворцы | акация |
цифра | птенцы | станция |
цирк | синицы | секция |
циркуль | скворцы | акация |
цифра | птенцы | станция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47600.jpg)
УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156961-1354540474.jpg)
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Урок русского языка по теме "Ь после шипящих"
Данный конспект урокка можно использовать при работе по любому УМК....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-976579-1511264049.jpg)
Приложение к уроку русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих"
Приложение включает в себя лист оценивания, тест....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-1302399-1610381820.jpg)
Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода» Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/27/picture-1453458-1674825415.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Обозначение фонемы «о» после шипящих в безударных личных окончаниях» (УМК «Эльконина-Давыдова», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений об обозначении фонемы <о> после шипящих в личных окончаниях глаголов.Задачи урока:Дидактические: вспомнить правило правописания окончаний имён существитель...