ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Рыжова Оксана Валерьевна

Урок русского языка во 2 классе (автор учебника Полякова А.В. )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_glagole_kak_chasti_rechi.docx107.99 КБ
Файл ponyatie_o_glagole_kak_chasti_rechi.pptx910.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме:

ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ

Тема

ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ

Цель темы

  • ознакомление учащихся с частью речи – глаголом.
  • формирование представления о функциях глагола в речи.
  • повторение и обобщение знаний об уже известной части речи – имени существительном.
  • формировать нравственные качества, умение общаться и слушать
  • формировать и развивать умение думать, анализировать, обобщать,  сообразительность

Планируемый результат

Знать правило рапознания глаголов в речи

Уметь распознавать глаголы среди других частей речи;

Уточнить представлений о функции глаголов в речи.

Уметь составлять предложения.

Уметь находить синонимы к словам.

Основные понятия

 Глагол

Действие предмета

Глагольные вопросы

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Полякова А.В. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2009.

Методическое пособие, интернет, диск «Развивающие задания по русскому языку».

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

I этап.  Организационный момент.

На СЛАЙД 1 пословица: «В одиночку не одолеешь и кочку»

- Ребята, посмотрите на экран, прочитайте то, что здесь написано, подумайте: что это? (пословица)

- Попробуйте объяснить ее смысл. (Одному человеку не  легко, а вместе – любая работа по силам).

- Замечательно. Вот мы все вместе и будем трудиться на уроке.

- Расскажите правила поведения на уроке.

II этап. Чистописание.

СЛАЙД 2        а  о   с   у   э   б 

- Догадайтесь какую букву будем писать сегодня: она обозначает глухой парный согласный звук? (с)

Сс   сс  Ссс  ссс  - Продолжите.

Один у доски.

 III этап. Словарно-орфографическая работа.

- Слово, с которым мы познакомимся сегодня, спряталось в круге.

СЛАЙД 3 

- Определите СУО этого слова.

- Что можете сказать о этом слове? (существительное, одушевленное, в ед. числе, ж.р. )

IV этап. . Актуализация знаний.

- Запишите ответ на вопрос: что делает собака?

Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет. (один у доски)

- Что обозначают все эти слова? (действия предмета)

- Вспомните, как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о глаголе)

ГЛАГОЛ

– Мы должны выяснить, для чего нужны глаголы в речи.

– А что такое глагол?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам… (глагол).

V этап.  Изучение нового материала.

  1. И г р а  «Лишнее слово».

– Выписать из каждой строчки лишнее слово.

СЛАЙД 4 

снег   зима   идет   дождь

прыгают   игра   мяч   кукла

загадки   дети   люди   нарисует

– Какие слова записали? (Идет, прыгают, нарисует.)

– Что можно сказать о записанных словах?

– Что они обозначают?

Действия предмета

- На какие вопросы отвечают?

Что делает?

Что делают?

Что сделает?

– Что же такое глагол? Какой вывод можно сделать?

В ы в о д.: глагол – это слово (часть речи), которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что делают? и т. п.

2. Работа с текстом. СЛАЙД 5

- С древних времен собака живет рядом с человеком. Многие считают ее своим помощником и верным другом.  Вот о таких друзьях следующее  задание. Работать будете в парах.

Коля ________________ овчарку Дуську. Они ________________ на площадку. Дуська ____________________ команды. А мальчик __________________ её сахаром.

Слова для справок: позвал, пошли, отправились, выполняла, кормил, угощал.

- Прочитайте текст. Что заметили?

-  Какое задание можете предложить?

- Выполните задание на листочках, помня правила сотрудничества.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Так для чего же нужны в речи глаголы?  (речь оживает, глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое)

 - Запишите текст в тетрадь.

- Продолжите текст, допишите 1 предложение самостоятельно.

- Прочитайте свои варианты.

VI этап.  Закрепление изученного.

  1. Работа с загадками.

Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой
оброс,
Ну конечно это ...

Четверо
стелют, двое светят, один лежит, никого не пустит

В будке
спит,
Дом
сторожит.
Кто к хозяину
идёт,
Она
знать даёт.

Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не
знает,
То
рычит она, то лает.

- Прочитайте все загадки. Отгадайте их.

- Самостоятельно подчеркните глаголы.

- Поменяйтесь листочками с соседом, проверьте.

- Затем СЛАЙД 6, 7, 8, 9.

2. Работа с учебником. (один у доски)
 Упражнение 251, с.7

- Прочитайте слова.

- На какие две группы можно распределить эти слова? (существительные и глаголы)

- Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

- Что можете сказать о словах первого столбика? (это одушевленные существительные)

- На какой вопрос отвечают слова второго столбика? (что делать?)

- Что они обозначают? (действие)

3. «Найди пару синонимов» - работа в парах.

- Перед вами таблица. В первом столбике записаны слова. Что вы можете о них сказать? (Это глаголы, обозначают действие, отвечают на вопрос что делать?)

- Также вы видите отдельные карточки с глаголами. Вы должны найти пары глаголов – синонимов.

Бояться

Трусить

Бранить

Ругать

Загореться

Зажечься

Закрывать

Запирать

Исчезать

Пропадать

Спешить

Торопиться

Плакать

Рыдать

Погасить

Потушить

Покупать

Приобретать

Работать

Трудиться

Радоваться

Веселиться

Разрешать

Позволять

Смеяться

Хохотать

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Итак наш урок подошел к концу. О какой части речи мы говорили сегодня?

- Давайте воспользуемся глаголами и дадим характеристику нашей работе на уроке с их помощью.

(На уроке мы наблюдали, составляли, обсуждали, писали, отгадывали, дружили, сотрудничали, говорили …)

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:      

                                                                           

                                             знаю

  Я                                          запомнил

                                             смог                     

VI. Домашнее задание. Упражнение 248, с. 6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« В одиночку не одолеешь и кочку »

Слайд 2

а о с у э б

Слайд 4

Собака что делает?

Слайд 5

снег зима идет дождь прыгают игра мяч кукла загадки дети люди нарисует

Слайд 6

Коля _______ овчарку Дуську. Они _____на площадку. Дуська ________команды . А мальчик ________её сахаром.

Слайд 7

Он сидит послушный очень, Лаять он совсем не хочет , Шерстью он большой оброс , Ну конечно это ...

Слайд 8

Четверо стелют , двое светят , один лежит , никого не пустит.

Слайд 9

В будке спит , Дом сторожит . Кто к хозяину идёт , Она знать даёт .

Слайд 10

Проживает во дворе, В личном доме-конуре, И на всех, кого не знает , То рычит она, то лает .

Слайд 11

Я знаю запомнил смог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Понятие о глаголе как части речи",2 класс.

Конспект  урока  предлагается для учителей. работающих во 2 классе....

Разработка урока в 4 классе "Понятие о глаголе как части речи"

Совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи; уточнение представлений о функциях глаголов в речи....

Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"

Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер....

Проект урока по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Понятие о глаголе как части речи"

Паспорт урокаадрес, телефон, сайт, эл. почта  Республика Татарстан, г.Мамадыш, ул.Давыдова,д.38 телефон: 89172634258, gulnara.zagid@mail.ruАвторы разработки урокаФИО, степень, звание, e-mail...

Конспект урока "Понятие о глаголе как части речи" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умений узнавать слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?; выделение существенных признаков у этой группы слов; подведение под понятие Часть речи - глаг...

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...

Технологическая карта по русскому языку «Понятие о глаголе как части речи» (УМК "Школа России" 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи урокаДидактические:формировать умение распознавать глаголы;формироват...