Разработка урока в 4 классе "Понятие о глаголе как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи; уточнение представлений о функциях глаголов в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по русскому языку в 4 классе | 198.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Понятие о глаголе как части речи»
Цель: Совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи; уточнение представлений о функциях глаголов в речи.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о существительном и прилагательном;
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи.
Развивающие:
- развитие устной речи учащихся;
- умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
- формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Воспитательные: создание условий для коммуникативных умений.
Демонстративный материал: таблица о частях речи на печатной основе, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: цветные карандаши, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, колонки, экран.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы научимся распознавать и выделять из текста нужную часть речи по вопросу, роли, значении. Научимся выделять глагол среди других частей речи.
II. Чистописание, словарная работа. (5 мин)
Словарная работа. На доске вывешены карточки со словарными словами (с пропущенными в них буквами). Нужно определить, что это за слово, вставить пропущенную букву, поставить ударение, объяснить изученные орфограммы, которые встречаются в этих словах. (Сигнализируйте карточками).
Работа по учебнику.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, я хочу рассказать вам об истории возникновения слова ГЛАГОЛ. Глагол образовано от слова глаголить, говорить. Когда-то очень давно люди делали орудия для труда и для охоты. Им надо было рассказать друзьям и соседям - как и из чего эти орудия были сделаны. Так появились слова, обозначающие действия. Глаголы – большие труженики. Они всегда что-то делают. Глаголы занимают II место после существительных.
1.Откройте учебник на стр. 194. В конце урока мы должны ответить на вопрос Почемучки: «Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
Задание на доске. (7 мин)
- Подберите к именам существительным однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делает? Выделите корень.
(Распространенные и нераспространенные предложения)
Учитель (что делает?) учит.
Летчик (что делает?) летает.
Пахарь (что делает?) пашет.
Водитель (что делает?) водит.
Прочитайте правило на стр. 195 (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета).
Физкультминутка. (Зарядка для глаз) (2 мин)
Упражнение № 524. (10 мин) Прочитайте текст. А теперь прочитайте текст без глаголов. Что изменилось? (Нет действий предметов) (Глаголы оживляют речь, делают ее более точной)
- Какие буквы пропущены в словах? (Безударные гласные) Помните: чтобы узнать, какую букву нужно писать, необходимо прежде всего выяснить, в какой части слова она находится. Найдите главные члены предложения. Обозначьте какой частью речи выражено сказуемое в каждом предложении.
Вопрос: Каким членом предложения является глагол?
В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.
Работа в парах. (5 мин)
- Укажи строку, в которой приведены только глаголы:
- Воздух, девять, холодный
- Купание, находка, полет
- Рыбный, пушистый, речной
- Побелить, молодеть, повторить.
- В каком предложении два глагола:
- Медленно шагает караван верблюдов.
- Капля камень точит.
- Утреннее солнце осветило крыши домов.
- Лежу на спине и слушаю пение птиц.
Физминутка (2 мин)
- Я прочитаю короткие фразы. Если в них будут глаголы, вы хлопните в ладоши два раза, если глаголов нет – не хлопаем.
Машина едет. Красивое здание. Корабли плывут. Прилежные ученики. Дома красивая кошка. Книга лежит. Скучный человек. Дети поют. (Дыхательные упражнения)
Игра «Существительные», «Прилагательные», «Глаголы» (5 мин)
Работа в парах. Играем в игру «Вопрос – ответ».
Ребята-существительные задают вопрос ребятам-прилагательным, а ребята-прилагательные задают вопрос ребятам-глаголам.
Например:
(кто?) котенок
(какой?) пушистый
(что делает?) играет, мурлычет, мяукает
(что?) подснежник
(какой?) ароматный, белый, первый
(что делает?) пахнет, растет
(кто?) собака
(какая?) сторожевая
(что делает?) охраняет, стережет, лает
(что?) листья
(какие?) желтые, кленовые, осенние
(что делают?) падают, лежат, осыпаются, стелятся
Задание «Верные и неверные утверждения». (2 мин) Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности, обосновать свое мнение.
Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
(Если вы согласны с утверждением - покажите зелёный цвет, если нет - красный).
Закрепление нового материала (2 мин)
- Откройте свои блокнотики и давайте запишем в них, что же мы знаем о глаголе.
- Что нового узнали на уроке?
- Чем отличается глагол от других частей речи?
Домашнее задание.
Упражнение № 523.
Рефлексия.
У вас есть смайлики. Поднимите тот, который больше всего подходит вам в завершении урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Анализ глагола как части речи" (программа УМК "Гармония")
Цель урока: закрепить навыки и умения разбирать глагол как часть речи, используя памятку. Задачи: 1. Привести в систему имеющиеся зания о глаголе; 2. Развивать орфографическую память и зоркость; 3. Ра...
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи".
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи". На этом уроке идёт обобщение и систематизация полученных знаний о глаголе, совершен...
Открытый урок по русскому языку "Глагол как часть речи".
Предлагаю вниманию коллег разработку открытого урока по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" ( первый урок по теме)....