Технологическая карта по русскому языку «Понятие о глаголе как части речи» (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кузьмина Анастасия Андреевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речи

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение распознавать глаголы;
  2. формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление во время изучения материала;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе усвоения нового знания;
  3. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25_04_glagol_kak_chast_rechi.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 19.04.2022

Школа: МОУ АСОШ №1

Класс: 3

Урок: 2

Время: 13:50-14:20

Кабинет:223

Студент: Кузьмина Анастасия

Группа: 46

Учитель: Баязитова Г.З

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речи

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение распознавать глаголы;
  2. формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление во время изучения материала;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе усвоения нового знания;
  3. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, пенала, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

Сегодня на уроке мы с вами будем добывать новые знания.А вот какие, вы узнаете чуть позже. Желаю вам удачи в постижение новых знаний. Приступаем к работе. Откройте ваши тетради, сядьте прямо, ноги стоят ровно, наклоните тетрадь правильно. Запишите число, классная работа.

(образец числа на доске)

Показывают готовность к уроку.

Предметные: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради;

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Л: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проводит разминку, подводящую к теме урока:

 - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.

У Р Р А Б О Т А; Р У Р И С У Н О К Й Р; Ц У Ж И Н Р Х; Т З А В Т Р А К П В; Р М О Р О З А Н

- Какая буква встречается чаще всего?

- Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «р».

- В этих буквах спрятались слова. Найдите их.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Запишите эти слова себе в тетрадь.

Ученики отгадывают загадки.

- р

- Работа, рисунок, ужин, завтрак, мороз.

-  Они словарные.

Предметные:  уметь правильно писать строчную букву «р»

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      

Проблемный метод: подводящий диалог

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

- К какой части речи относятся слова, которые вы записали?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Добавьте признак к этим словам, чтобы придать предметам более красочное описание.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- Измените эти слова так, чтобы они обозначали действие предмета.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Как будут называться эти слова?

- Как вы думаете, о чем, на сегодняшнем уроке, пойдет речь?

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Верно. Тема нашего урока – «Понятие о глаголе как части речи»

Как вы считаете, какую же цель мы с вами можем поставить?

Молодцы. Вы смогли сформулировать тему и цель урока. Приступаем к дальнейшей работе.

Отвечают на вопросы:

- К именам существительным.

- обозначает предмет, отвечают на вопросы кто? что?

- Сложная работа, красивый рисунок, вкусный ужин, поздний завтрак, крепкий мороз.

- К именам прилагательным.

- обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

- Работать, рисовать, ужинать, завтракать, морозить.

- Что делать?

- Глаголы.

- о глаголах

- «Понятие о глаголе как части речи»

- узнать глагол как часть речи

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор. Слайд с темой урока и целью.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа

Практический метод: упражнение

Знакомит с новым материалом:

- На странице 101 найдите определение в рамочке и прочитайте его.

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Итак, откройте учебник на странице 100 и прочитайте упражнение 169.

- Прочитайте первое задание к упражнению. К какой части речи относятся слова каждой группы?

- По каким признакам вы это определили?

- Прочитайте второе задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?

- По очереди выходите к доске, записываете одно предложение и выделяете грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?

Физкультминука.

Изучают новый материал:

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

- Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.

Выполняют задание.

Ученик выполняет задание у доски.

- Первая группа – имена существительные. Вторая группа – глаголы.

- Составить и записать нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркнуть в предложениях основу.

- Сказуемым.

Предметные: уметь правильно определять глаголы

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебник.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового материала.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа

Практический метод: упражнение

Выполняет упражнения на закрепление нового материала:

- На странице 101 найди упражнение 171 и прочитайте текст.

- О чём говорится в тексте? Какой заголовок подойдёт к тексту?

- Объясните значение слова половник.

- Прочитайте второе задание к упражнению. Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина.

- Прочитайте третье задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?

Физкультминутка.

Выполняют упражнения на закрепление нового материала:

- Половник - большая разливательная ложка для супа.

- Бежал, налетел, вернулся, налетает, бьёт, клюёт, злится, поджидал, набрасывался, налетит, боялся.

- Выписать из предложений только глаголы и подчеркнуть те, которые отвечают на вопрос что сделал?

Ученики выполняют физкультминутку.

Предметные:  уметь правильно определять глаголы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Словесный метод: беседа

Практический: выполнение самостоятельной работы

Организует выполнение самостоятельной работы:

Итак, сейчас пришло время выполнить самостоятельную работу на закрепление нового материала. На экране показаны слова. Ваша задача - подбрать и записать к существительному больше слов со значением действия. Не забудьте подписать свои работы. Приступайте к выполнению.

Мальчик, птица, рыба, снежок.

Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается.

Собирает работы:

Работа окончена. Проверьте, чтобы работы были подписаны. Теперь передайте работы с последней парты каждого ряда на первую.

Выполняют самостоятельную работу.

Сдают работы.

Предметные: уметь самостоятельно определять глаголы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Форма: фронтальная, индивидуальная, групповая

Словесный метод: беседа

Практический: задание

Организует выполнение задания:

- Продолжаем работу по теме урока.

- Сейчас, необходимо разделиться на 3 группы. 1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд, 3 группа – 3 ряд.

У каждой группы есть текст. Вам необходимо подчеркнуть глаголы и задать к ним вопрос. На работу у вас 3 минуты. Пристуайте.

1 группа.

Вот скоро птички запоют,
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели. (И.Суриков)

2 группа.

И вот опять пришла весна,
И снова зеленеет поле,
Давно уж верба расцвела…
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает! (И.Суриков)

3 группа.

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник. (С.Маршак)

- Молодцы! Справились с заданием.

Выполняют задание.

Проверяют выполнение задания.

- (что сделают?) запоют

(что сделали?) зазеленели

(что сделает?) выгонит

(что сделает?)заиграет

(что сделала?)пришла

(что сделает?) зеленеет

(что сделала?)расцвела

(что делает?)расцветает

(что делает?) глядит

(что делает?) пригревает

(что делает?) звенит

(что делают?) бегут

(что сделают?) выйдут

(что делает?) пробирается

(что делать?)петь

(что сделал?) расцвел

Предметные: уметь определять глаголы и задавать к ним вопросы

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная, индивидуальная

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

Наш урок подходит к концу, поэтому давайте вспомним, какая тема урока у нас была?

Какую цель мы поставили в начале урока?

- Что мы сегодня изучали на уроке?

- Что такое «глагол»?

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- А сейчас, запоните небольшую анкету, которая лежит на ваших столах.

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Спасибо за работу на уроке.

Отвечают на вопросы:

-  Глаголы.

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

- Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.

Заполняют анкету.

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"

Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер....

Технологическая карта с презентационным сопровождением по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" в 4 классе.

Технологическая карта по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" предназначена для учащихся 4 класса. В ней представлены цель,задачи, ресурсы урока, этапы уроков, задачи этапов, испол...

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...

Технологическая карта урока русского языка «Контрольный диктант по теме «Части речи»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Контрольный диктант по теме «Части речи»»Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков по тем...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о новой части речи - местоимении, ознакомление с его значением и употреблением в речи.Задач...