Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (4 класс)

Валова Юлия Анатольевна

В материале представлены виды активных методов обучения, их особенности. Подробно рассмотрен такой метод как деловая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

р.п. Крестцы Новгородская область

Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе

                                                Подготовила учитель начальных классов

         Валова Юлия Анатольевна

р.п. Крестцы

2024 г.

Внедрение государственных образовательных стандартов на основе системно – деятельностного подхода определило необходимость обновления содержания, методического сопровождения школьного образования и достижения на этой основе качества его результатов.

Ориентация на воспитание поколения граждан страны, владеющих компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в стремительно изменяющихся условиях, актуализирует поиск новых методов, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий, которые и являются основой развития компетентностей. Такими методами являются методы активного обучения.

Активные методы обучения (далее АМО) – система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение процесса обучения и воспитания, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.

Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, сотрудничества.

 Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки воспитанников, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения, соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться :

-по содержанию, когда обучающийся,  имеет возможность корректировки направленности получаемого образования;

- по объему, что позволяет способным и заинтересованным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях (для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины),

- по времени, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и формой их подготовки.

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться в соответствии с изменениями в социуме, что позволяет снизить инерционность системы образования.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Особенности АМО:

- групповая форма организации работы участников учебного процесса;

- использование деятельностного подхода к обучению;

- практическая направленность деятельности участников учебного процесса;

- игровой и творческий характер обучения;

- включение в работу диалога;

- использование знаний и опыта обучающихся;

- рефлексия процесса обучения его участниками.

На уроках в начальной школе, в том числе и на уроках русского языка  можно использовать следующие виды АМО:

- Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.

- Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам.

- Круглый стол – метод, позволяющий закрепить полученные знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.

- Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных методов организации активной познавательной деятельности учащихся. Метод развивает способность к анализу жизненных и производственных ситуаций, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

- Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучающихся. Главная задача учителя: приобщить ученика к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с учителем ученики открывают для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

- Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые умения.

- Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:

* наличие задачи и проблемы распределения ролей между участниками их решения;

* взаимодействие участников игрового процесса, обычно посредством проведения дискуссии;

* ввод педагогом в процесс занятия корректирующих условий. Так учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи.

- Игровое производственное проектирование - игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:

* наличие исследовательской проблемы (задачи), которую сообщает обучаемым учитель;

* разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи);

* проведение заключительного заседания, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные ими варианты решений.

Выбор конкретного активного метода обучения определяется дидактической задачей урока.

дидактическая цель занятия

активный метод обучения

Обобщение изученного материала

мозговой штурм, круглый стол

Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала

мозговой штурм, деловая игра

Развитие способности к самообучению

деловая игра, разыгрывание ролей анализ конкретных ситуаций,

Повышение учебной мотивации

деловая игра,  игровое производственное проектирование

 На уроках русского языка я использую все вышеперечисленные методы активного обучения, но хочу остановиться на деловой игре.

Деловая игра позволяет знакомый материал преподнести по -  новому. Она воспитывает у учащихся чувство ответственности каждого за общее дело. Класс делится на группы 4-5 человек. В помощь учителю выбираются консультанты, которые помогают ему организовать работу группы, а так же контролируют качество выполнения заданий.

Учитель ставит перед детьми  учебную задачу. Затем идет работа в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта – учителя.

Уроки  в форме деловой игры я провожу в 3 – 4 классе в конце изучения тем по частям речи.  Урок проводится в форме заседания редакционного совета газеты, например газеты «Глагол». Я выступаю в роли главного редактора газеты, мои помощники – начальниками отделов: отдела новостей, отдела писем, отдела спорта и т.д. В каждой группе идет выполнение предложенных заданий, консультанты помогают, я только наблюдаю и корректирую работу по мере необходимости.  В конце урока мы получаем макет газеты, выполненной на листе ватмана.

Используя в своей педагогической деятельности активные методы обучения я не только формирую положительную учебную мотивацию, но и повышаю познавательную активность учащихся на уроках, активно вовлекаю учащихся в образовательный процесс, развиваю навыки самостоятельного умственного труда и творческие способности детей.

Литература

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995.

2. Активные формы активизации уроков русского языка. -  ЛПИ, 1989.

3. Кривошеев В.Ф, Ян К.М.  Активные формы, методы и средства обучения в общеобразовательной школе.- М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

В работе  показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского  языка в начальной школе...

Использование игрового метода обучения на уроках английского языка в начальной школе.

Каждый преподаватель (учитель) стремится внедрить свою методику обучения иностранным языкам в программу общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, а также неязыковых ву...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...

Тема «Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...

"Активные методы обучения на уроках русского языка в начальной школе"

Проблема орфографической зоркости обучающихся в условиях преподавания русского языка приобретает доминирующее значение. Дальнейшее успешное обучение по русскому языку во многом зависит от того, как бу...