Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
В документе содержится : пояснительная записка, содержание учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование, КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 82.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой (приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»);
- письмомМинобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Цели и задачи курса:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству; формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
- социокультурнаяцель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- овладение способами орфографического действия;
- развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
- формирование учебной деятельности учащихся;
- формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа (они включены в корпус УМК)).
- усиленное формирование фонематического слуха.
Общая характеристика учебного курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
- Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
- Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
- Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
- Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Место предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУСОШ №2 п. Гигант на 2016-2017уч. год, а также государственными праздниками (23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая), данная программа рассчитана на 168 час. Из общего количества часов, отведённых на изучение курса, количество часов было сокращенно за счёт уплотнения в разделе «Морфология»(2 часа)
2. Содержание учебного предмета
Материал курса «Русский язык» представлен следующимисодержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика(морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.Изучение орфографических и пунктуационных правил,а также развитие устной и письменной речи учащихся служитрешению практических задач общения и формирует навыки,определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Фонетика и орфография
Закрепление общего правила обозначения фонетическихчередований на письме: чередующиеся в одном и том жекорне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствиис проверкой. Различные способы проверок подобныхнаписаний.Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.Написание двойных согласных в корне слова и на стыке морфем.Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.
Правописание предлогов.Разграничение на письме приставок и предлогов.Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса -ок- после шипящих. Звуко-буквенный разбор слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
- Выполнение звуко-буквенного анализа слова (определение количества слогов, выполнение элементарной транскрипции,нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристикасогласных и гласных звуков).
Лексика и лексикография
Многозначность слова. Прямое и переносное значениеслова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от
синонимов и омонимов. Антонимы.Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) длярешения орфографических и орфоэпических задач, а такжезадач развития речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
- Различение прямого и переносного значения слова;
- нахождение в тексте синонимов и антонимов;
- различение однокоренных слов, омонимов и синонимов;
- работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Морфемика и словообразование
Образование слов с помощью суффиксов. Образование словс помощью приставок. Образование слов с помощью приставкии суффикса одновременно. Сложные слова с соединительнымигласными.Чередования звуков, видимые на письме (историческиечередования). Системность подобных чередований при словообразованиии словоизменении.Разбор слова по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
- Сравнение слов, связанных отношениями производности: то бъяснение, какое из них от какого образовано, указание способа словообразования (с помощью приставки, с помощьюсуффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
- Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы,в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
- Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
Морфология
Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровненаблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение почислам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа(изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.Синтаксическая функция имен существительных в предложении.Три склонения существительных. Правописание безударныхпадежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и цв падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость отимени существительного в значениях числа, рода и падежа.Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.Правописание безударных падежных окончаний.Традиционное написание окончания -ого.Местоимение как часть речи (общее представление).Категориальное значение (значение указания на имя). Личныеместоимения. Изменение по лицам и числам.Глагол как часть речи. Категориальное значение (значениедействия). Неопределенная форма глагола как его начальнаяформа. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс-л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы-а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам.Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени породам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам.Связь форм лица с личными местоимениями.Синтаксическая функция глаголов в предложении.Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящихв неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
- Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
- Упражнения в различении на письме приставки и предлога.
- Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
- Различение названий падежей.
- Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
- Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшемвремени — по родам; в настоящем и будущем времени — полицам.
Синтаксис
Понятие о главных и неглавных членах предложения.Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.Формирование умения составлять схему предложения.Разбор простого предложения по членам предложения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
- Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное словои зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.
- Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения,обстоятельства, определения).
- Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
Развитие речи с элементами культуры речи
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом.Составление плана текста. Использование плана для пересказатекста, устного рассказа по картине, написания изложенияи сочинения. Освоение изложения как жанра письменнойречи.Различение текста-описания и текста-повествования.
Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.Сравнение научно-популярных и художественных текстов(интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).Различение развернутого научного сообщения на заданнуютему и словарной статьи на эту же тему.Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разныхтекстов и живописных произведений, посвященных разнымтемам (сравнение основной мысли или переживания). «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
- Определение темы и основной мысли (основного переживания) текста, составление плана текста и использование егопри устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.
- Членение текста на абзацы, оформляя это членение написьме.
- Оформление писем элементарного содержания.
Словарь
Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон,винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер,
космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец,однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное,победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета,рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус,ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство,шоссе, шофёр, экскурсия, январь (всего 75 слов).
Диктантов – 9
Развитие речи – 30
Контрольных работ – 2
Контрольное списывание – 3
Самостоятельная работа – 12
Словарный диктант – 17
Критерии оценки
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написананебрежно.
Оценка "2"ставитсяза диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написананеряшливо.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.
"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;
"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;
"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;
"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.
Аналогично оцениваются словарные диктанты (объём – 10 слов) .
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.
"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
«Фонетика и графика»
Учащиеся 3 класса научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Учащиеся 3 класса получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
«Орфоэпия»
получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.
«Состав слова (морфемика)»
Учащиеся 3 класса научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
Учащиеся 3 класса получит возможность научиться
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
«Лексика»
Учащиеся 3 класса научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Учащиеся 3 класса получит возможность научиться:
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
«Морфология»
Учащиеся 3 класса научится:
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Учащиеся 3 класса получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
«Синтаксис»
Учащиеся 3 класса научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Учащиеся 3 класса получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
«Орфография и пунктуация»
Учащиеся 3 класса научится:
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объемом 70—80 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 60—75 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащиеся 3 класса получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
«Развитие речи»
Учащиеся 3 класса научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковыхи неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Учащиеся 3 класса получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 3-м классе является формирования следующих умений:
- формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий в линии, которая называется «Азбука вежливости»;
- формирование ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых в методическом аппарате, наряду с анализом их языковых и структурных особенностей (описание, повествование, научный или научно-популярный текст, главная мысль и главное переживание), затрагиваются нравственно-этические и экологические проблемы;
- формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) построено на основе анализа литературных текстов, а также на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями - формирование опыта нравственных и эстетических переживаний(опыта примерок: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, целькоторых– опереться на социальный и личностный опыт ребёнка.
Обучающие получат возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
В области познавательных УУД (общеучебных) обучающиеся научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений;
- находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление"; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
- находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам;
В области коммуникативных УУД обучающиеся должны уметь:
- в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
- в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
- находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
Обучающие получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.
В области регулятивных УУД:
- контроль и самоконтроль учебных действий
- осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Обучающие получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
4. Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | |
Фонетика и орфография | 20 | Выполнение звуко-буквенного анализа слова (определение количества слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков). | ||
Лексика и лексикография | 15 | Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов, омонимов и синонимов. Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений). | ||
Морфемика и словообразование | 18 | Сравнение слов, связанных отношениями производности:объяснение, какое из них от какого образовано, указание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно,сложением основ с соединительным гласным). Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательногоанализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс). Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме). | ||
Морфология | 70 | Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога. Упражнения в различении на письме приставки и предлога. Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода. Различение названий падежей. Изменение прилагательного по числам, падежам и родам. Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам. | ||
Синтаксис | 15 | Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос. Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения). Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения. | ||
Развитие речи с элементами культуры речи | 30 | Определение темы и основной мысли (основного переживания) текста, составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении. Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме. Оформление писем элементарного содержания. | ||
ИТОГО: | 168 |
Приложение 1
Календарно тематическое – планирование
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 «Б» класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
I четверть | |||
1 | 01.09.2016 | Что такое орфограмма? | 1 |
2 | 02.09.2016 | Повторение изученных орфограмм | 1 |
3 | 05.09.2016 | Р/Р Для чего нужна речь? Какие бывают предложения | 1 |
4 | 06.09.2016 | Непроизносимый согласный в корне | 1 |
5 | 07.09.2016 | Повторение изученных орфограмм в корне | 1 |
6 | 08.09.2016 | Разделительные Ъ и Ь. Правописание суффиксов -чик- и -ок- | 1 |
7 | 09.09.2016 | Звуко-буквенный разбор слова. Словарный диктант | 1 |
8 | 12.09.2016 | Р/Р Текст, его тема и основная мысль | 1 |
9 | 13.09.2016 | Повторение и закрепление. Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
10 | 14.09.2016 | Входной контрольный диктант № 1 | 1 |
11 | 15.09.2016 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
12 | 16.09.2016 | Имя существительное как часть речи | 1 |
13 | 19.09.2016 | Р/Р Последовательность предложений в тексте | 1 |
14 | 20.09.2016 | Одушевленные и неодушевленные существительные | 1 |
15 | 21.09.2016 | Словообразование существительного. Существительное как член предложения. Контрольное списывание | 1 |
16 | 22.09.2016 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
17 | 23.09.2016 | Прилагательное. Правописание орфограмм в прилагательных | 1 |
18 | 26.09.2016 | Р/Р Работа с картиной. Устное сочинение | 1 |
19 | 27.09.2016 | Глагол как часть речи | 1 |
20 | 28.09.2016 | Словообразование существительных от глаголов и прилагательных. Значение существительного как части речи | 1 |
21 | 29.09.2016 | Глагол. Правописание приставок | 1 |
22 | 30.09.2016 | Многозначность слова | 1 |
23 | 03.10.2016 | Р/Р Главное переживание автора, выраженное в тексте | 1 |
24 | 04.10.2016 | Прямое и переносное значение слова | 1 |
25 | 05.10.2016 | Работа со словарями. Словарный диктант | 1 |
26 | 06.10.2016 | Местоимение как часть речи | 1 |
27 | 07.10.2016 | Личные местоимения | 1 |
28 | 10.10.2016 | Р/Р Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин | 1 |
29 | 11.10.2016 | Предлоги и приставки | 1 |
30 | 12.10.2016 | Научные названия главных членов предложения | 1 |
31 | 13.10.2016 | Нахождение и выделение главных членов предложения | 1 |
32 | 14.10.2016 | Синонимы | 1 |
33 | 17.10.2016 | Р/Р План текста | 1 |
34 | 18.10.2016 | Подбор синонимов. Работа со словарями | 1 |
35 | 19.10.2016 | Изменение существительных по числам | 1 |
36 | 20.10.2016 | Изменение существительных по падежам | 1 |
37 | 21.10.2016 | Изменение существительных по падежам. Подготовка к диктанту | 1 |
38 | 24.10.2016 | Р/Р Порядок абзацев в тексте | 1 |
39 | 25.10.2016 | Контрольный диктант № 2 | 1 |
40 | 26.10.2016 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
41 | 27.10.2016 | Именительный падеж | 1 |
42 | 28.10.2016 | Родительный падеж | 1 |
II четверть | |||
43 | 07.11.2016 | Р/Р Устное изложение | 1 |
44 | 08.11.2016 | Предлоги родительного падежа | 1 |
45 | 09.11.2016 | Дательный падеж | 1 |
46 | 10.11.2016 | Винительный падеж | 1 |
47 | 11.11.2016 | Родительный и винительный падежи | 1 |
48 | 14.11.2016 | Р/Р Письменное изложение | 1 |
49 | 15.11.2016 | Творительный падеж | 1 |
50 | 16.11.2016 | Предлоги творительного падежа | 1 |
51 | 17.11.2016 | Предложный падеж. Словарный диктант | 1 |
52 | 18.11.2016 | Предлоги предложного падежа | 1 |
53 | 21.11.2016 | Р/Р Как правильно написать письмо | 1 |
54 | 22.11.2016 | Контрольный диктант № 3 | 1 |
55 | 23.11.2016 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
56 | 24.11.2016 | Антонимы | 1 |
57 | 25.11.2016 | Подбор антонимов к многозначным словам | 1 |
58 | 28.11.2016 | Р/Р Текст-описание и текст-повествование | 1 |
59 | 29.11.2016 | Различение падежей | 1 |
60 | 30.11.2016 | Определение падежей | 1 |
61 | 01.12.2016 | Самостоятельная работа по определению падежей | 1 |
62 | 02.12.2016 | Что такое устойчивые выражения | 1 |
63 | 05.12.2016 | Р/Р Работа с картиной. Устное сочинение | 1 |
64 | 06.12.2016 | Склонения имен существительных | 1 |
65 | 07.12.2016 | Существительные первого склонения | 1 |
66 | 08.12.2016 | Существительные второго склонения | 1 |
67 | 09.12.2016 | Существительные третьего склонения | 1 |
68 | 12.12.2016 | Р/Р Работа с картиной. Письменное сочинение | 1 |
69 | 13.12.2016 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 |
70 | 14.12.2016 | Проверка орфограммы -нн- с помощью словообразования | 1 |
71 | 15.12.2016 | Повторение изученных орфограмм. Словарный диктант | 1 |
72 | 16.12.2016 | Различение склонений существительных | 1 |
73 | 19.12.2016 | Р/Р Текст-описание и текст-повествование | 1 |
74 | 20.12.2016 | Правописание падежных окончаний | 1 |
75 | 21.12.2016 | Контрольный диктант № 4 | 1 |
76 | 22.12.2016 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
77 | 23.12.2016 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1 |
78 | 26.12.2016 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | 1 |
79 | 27.12.2016 | Контрольное списывание | 1 |
80 | 28.12.2016 | Повторение изученного материала | 1 |
III четверть | |||
81 | 11.01.2016 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 |
82 | 12.01.2016 | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | 1 |
83 | 13.01.2016 | Самостоятельная работа по правописанию безударных окончаний существительных в единственном числе | 1 |
84 | 16.01.2016 | Р/Р Устное изложение | 1 |
85 | 17.01.2016 | Как пишутся приставки | 1 |
86 | 18.01.2016 | Приставки, оканчивающиеся на –з-, -с- | 1 |
87 | 19.01.2016 | Правописание приставок, оканчивающихся на –з-, -с- | 1 |
88 | 20.01.2016 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Словарный диктант | 1 |
89 | 23.01.2016 | Р/Р Письменное изложение | 1 |
90 | 24.01.2016 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 |
91 | 25.01.2016 | Контрольный диктант № 5 | 1 |
92 | 26.01.2016 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
93 | 27.01.2016 | Значения слов. Повторение старого и открытие нового | 1 |
94 | 30.01.2016 | Р/Р Составляем рассказ по рисунку | 1 |
95 | 31.01.2016 | Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе | 1 |
96 | 01.02.2016 | Правописание безударных окончаний существительных 1 и 2 склонения в единственном числе | 1 |
97 | 02.02.2016 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | 1 |
98 | 03.02.2016 | Безударные окончания существительных 3 склонения в единственном числе | 1 |
99 | 06.02.2016 | Р/Р Учимся писать сочинение | 1 |
100 | 07.02.2016 | Правописание безударных окончаний существительных 3 склонения в единственном числе | 1 |
101 | 08.02.2016 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | 1 |
102 | 09.02.2016 | Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 |
103 | 10.02.2016 | Упражнения в написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 |
104 | 13.02.2016 | Р/Р Азбука вежливости. Как правильно вести себя | 1 |
105 | 14.02.2016 | Контрольный диктант № 6 | 1 |
106 | 15.02.2016 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
107 | 16.02.2016 | Жизнь корня в составе слов разных частей речи | 1 |
108 | 17.02.2016 | Нахождение и выделение корня всоставе слов разных частей речи. Словарный диктант | 1 |
109 | 20.02.2016 | Р/Р Научный текст | 1 |
110 | 21.02.2016 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | 1 |
111 | 22.02.2016 | Окончания существительных во множественном числе | 1 |
112 | 24.02.2016 | Окончания существительных во множественном числе в Им.п. | 1 |
113 | 27.02.2016 | Р/Р Научный текст | 1 |
114 | 28.02.2016 | Окончания существительных во множественном числе в Р.п. | 1 |
115 | 01.03.2016 | Окончания существительных во множественном числе в Р.п. | 1 |
116 | 02.03.2016 | Существительные с суффиксом ИЩ | 1 |
117 | 03.03.2016 | Написание существительных с суффиксом ИЩ | 1 |
118 | 06.03.2016 | Р/Р Устное изложение | 1 |
119 | 07.03.2016 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 1 |
120 | 09.03.2016 | Правописание окончаний существительных во множественном числе в разных падежах | 1 |
121 | 10.03.2016 | Самостоятельная работа по правописанию окончаний существительных во множественном числе в разных падежах. Словарный диктант | 1 |
122 | 13.03.2016 | Р/Р Письменное изложение | 1 |
123 | 14.03.2016 | Существительные с суффиксом ОК | 1 |
124 | 15.03.2016 | Написание суффикса ОК после шипящих | 1 |
125 | 16.03.2016 | Контрольный диктант № 7 | 1 |
126 | 17.03.2016 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
127 | 20.03.2016 | Р/Р Работа с картиной. Устное сочинение | 1 |
128 | 21.03.2016 | Имя прилагательное. Как изменяется имя прилагательное | 1 |
129 | 22.03.2016 | Изменение прилагательных по родам и числам | 1 |
130 | 23.03.2016 | Изменение прилагательных по падежам | 1 |
131 | 24.03.2016 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Им.п. и В.п. | 1 |
IV четверть | |||
132 | 03.04.2016 | Р/Р Азбука вежливости. Как правильно говорить по телефону. Учимся слушать и говорить | 1 |
133 | 04.04.2016 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Им.п. и В.п. | 1 |
134 | 05.04.2016 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п. | 1 |
135 | 06.04.2016 | Падежные окончания прилагательных | 1 |
136 | 07.04.2016 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 1 |
137 | 10.04.2016 | Р/Р Сочиняем басню по картине | 1 |
138 | 11.04.2016 | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме.Е и О – беглые гласные | 1 |
139 | 12.04.2016 | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме.Е и О – беглые гласные | 1 |
140 | 13.04.2016 | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные | 1 |
141 | 14.04.2016 | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные | 1 |
142 | 17.04.2016 | Р/Р Устное изложение | 1 |
143 | 18.04.2016 | Склонение прилагательных во множественном числе | 1 |
144 | 19.04.2016 | Окончания прилагательных во множественном числе в Им.п. и В.п. | 1 |
145 | 20.04.2016 | Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. | 1 |
146 | 21.04.2016 | Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п. и Т.п. | 1 |
147 | 24.04.2016 | Р/Р Письменное изложение | 1 |
148 | 25.04.2016 | Второстепенные члены предложения. Определение | 1 |
149 | 26.04.2016 | Контрольный диктант № 8 | 1 |
150 | 27.04.2016 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
151 | 28.04.2016 | Слова с удвоенной буквой согласного | 1 |
152 | 02.05.2016 | Глагол. Начальная форма глагола. Суффикс ТЬ (ТИ, ЧЬ) | 1 |
153 | 03.05.2016 | Определение начальной формы глагола | 1 |
154 | 04.05.2016 | Роль постфикса СЯ в глаголе. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ | 1 |
155 | 05.05.2016 | Правописание ТСЯ и ТЬСЯ | 1 |
156 | 08.05.2016 | Суффиксы глагола. Словарный диктант | 1 |
157 | 10.05.2016 | Прошедшее время глагола | 1 |
158 | 11.05.2016 | Настоящее время глагола | 1 |
159 | 12.05.2016 | Будущее время глагола | 1 |
160 | 15.05.2016 | Написание Ь после шипящих во всех формах глагола | 1 |
161 | 16.05.2016 | Написание Ь после шипящих во всех формах глагола | 1 |
162 | 17.05.2016 | Контрольный диктант № 9 | 1 |
163 | 18.05.2016 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
164 | 19.05.2016 | Контрольное списывание | 1 |
165 | 22.05.2016 | Р/Р Учимся писать сочинение по наблюдениям | 1 |
166 | 23.05.2016 | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 |
167 | 24.05.2016 | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 |
168 | 25.05.2016 | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
Рабочая программа для 3 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК Перспективная Начальная школа
Рабочая программа по русскому языку 1 класс. УМК ПНШ...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана по ФГОС...
Рабочая программа по Русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по Русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждения...