Развитие познавательных УУД в лингвистическом клубе "Долина слов"
план-конспект занятия по русскому языку (3, 4 класс) на тему
Данное лингвистическое занятие направлено на расширение словарного запаса младших школьников, на развитие умения работать со словарями. Форма занятия (игра-соревнование) способствует активизации учебных мотивов обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolina_slov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в Страну Русского языка
Станция «Долина слов»
Дорогие ребята!
Вы попали в Долину слов! Здесь вас ожидает встреча с очень интересным и знаменитым в России человеком – В.И.Далем. 53 года своей жизни он собирал одну очень необычную коллекцию – коллекцию слов!
А началось все совсем случайно: морозным мартовским днем 1819 года ехал он из Петербурга в Москву. Ямщик сказал незнакомое слово: «замолаживает». Оказывается, так говорили, когда становилось пасмурно. С этого слова и началась коллекция – «Толковый словарь живого великорусского языка»: 4 тома, более 200 тыс. русских слов!
Давайте заглянем в него!
1 ТУР «ЗНАКОМЫЕ СЛОВА» (см. Приложение 1).
В словаре есть слова, которые нам знакомы, но у каждого из них по нескольку значений. Решите, какое значение лишнее и поднимите соответствующий номер.
2 ТУР «АРХАИЗМЫ» (см. Приложение 2).
А теперь очень старинные слова, которые уже вышли из употребления. Чтобы их понять, надо иметь особое чутье родного языка. Итак, определите верное значение слова.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И так растет строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
3 ТУР «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ» (см. Приложение 3).
Живут-поживают слова в русском языке, пользуемся мы ими в отдельности. Но в какой-то момент сливаются-соединяются несколько слов в одно неделимое сочетание – фразеологизм – яркий, меткий оборот речи.
Вам необходимо соединить фразеологизм с общеупотребительным словом.
В 19 веке В.И.Даль говорил: «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный…»
Дорожите русским языком, ребята!
Подготовила: Честнокова Т.П.
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ №27»
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Деревня
1.крестьянское селение
2.пашня
3.груда срубленных деревьев
4.девичьи посиделки
Бубен
1.музыкальный инструмент
2.богатый человек
3.карточная масть
4.проигравший в карты человек
Волос
1.нити на теле
2.нарыв на пальце
3.тихий ветер
4.растение
Грамота
1.умение читать и писать
2.награда
3.всякая бумажка, письмо, записка
4.старинная денежная единица
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
балить
- танцевать на балу
- шутить, проказничать
- валить лес
баларужина
- дружина князя
- лужа
- большая жемчужина
дрягать
- дрожать
- тянуть
- плохо петь
воскорица
1.восковая свеча
2.бойкая девушка
3.болезнь
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В час по чайной ложке…
Рукой подать…
Повесить нос…
Раз, два и обчелся…
Куры не клюют…
Кожа да кости…
медленно
близко
грустить
мало
много
худой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей
Задача учителя расширять у детей круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения, научить осознанно, разумно и рацио...
Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей
Задача учителя расширять у школьников круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения....
Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации
Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....
Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.
В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка....
Тема «Знакомство с различными видами лингвистических словарей. Слово как языковый знак» . Урок по русскому языку 4 класс УМК "Перспектива"
Цель: помочь детям понять необходимость лингвистических словарей.Задачи:- познакомить с особенностями лингвистических словарей; понять их сходство и различие.-способствовать формированию умения ...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АКТИВНУЮ РАБОТУ СО СЛОВОМ.
Как на уроках русского языка воспитывать вкус к речи и к слову, как основной единице речи, чтобы дети ощущали удовольствие от речи, подмечали её «вкусности» и испытывали потребности изъясн...