Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей
статья по русскому языку на тему
Задача учителя расширять у детей круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения, научить осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_razvitiya_yazykovoy_lichnosti_i_lingvisticheskogo_obrazovaniya_detey.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей.
Лингвист М.П.Панов писал: «Русский язык – явление необычайно загадочное, постоянно меняющееся заставляющее думать …»
Как же учить русскому языку, чтобы дети почувствовали, что действительно им открывается «явление необычайно загадочное …», научились думать, рассуждать, самостоятельно работать с книгой, пользоваться справочной литературой? Подобные вопросы задают себе учителя. Первоклассник, придя в школу, уже владеет языком, речью. Задача учителя расширять его круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения.
Информационная среда вокруг наших детей обширна и богата: ресурсы Интернета, книги (литературные произведения, энциклопедии, справочники, словари), устное и письменное общение со сверстниками (друзьями), родителями, педагогами. Очень жаль, что не всегда эта информация является положительной. Задача педагога: научить школьников осознанию, разумно и рационально использовать различные источники информации. Организация такой деятельности необходима в младшем школьном возрасте, ведь именно тогда закладывается ряд ценностных качеств и отношений.
С 2004 года работаю по УМК «Гармония». Идея авторов комплекта близка мне, но самое главное, я верю, что эта система помогает моим детям в развитии, образовании. Учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», входящий в комплект и тетрадь- задачник, формируют у младших школьников интерес к изучению русского языка, помогают им постигать тайны русского языка, развивать языковую личность. В самом названии скрыта интрига, приглашение во что-то неизвестное, таинственное, что всегда интересно детям. Каждый раздел учебника начинается с проблемной ситуации, цель которой – «озадачить» ученика. Во время решения проблем, где ребята являются активными участниками, делают «открытия, происходит восприятие изучаемых объектов, выбирается поисковый путь. Прием диалога с персонажами: дошкольником Антоном и мальчиком – иностранцем положительно влияет на развитие речи детей, на их умение общаться, строить научно-деловые высказывания, анализировать чужую точку зрения и анализировать свою. Сочетания индивидуальной, парной, групповой формы работы позволяет формировать коммуникативные навыки, не только коллективное мнение, но и стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Уже с первого класса школьники, работая по учебнику «К тайнам нашего языка» получая разнообразные задания, начинают обращаться к различным словарям: орфографическим, толковым, этимологическим, др. последовательная и целенаправленная работа с различными словарями, несомненно, влияет на уровень культуры речи учащихся. Общение со сверстниками вовлекло моих учеников в исследовательскую деятельность по теме «Семья». Ребята с интересом работали с родственными словами, фразеологическими оборотами речи по теме, пословицами и поговорками. В толковом словаре были найдены слова, подкрепляющие родственные связи. Работая с текстами учебника, перед глазами ребят проходят высокохудожественные тексты выдающихся авторов литературы, образцы правильности, выразительности и богатства речи. Так на уроке русского языка в 4 классе после отгадывания загадки о гусе, дети читали информацию об этих птицах в энциклопедии «Что такое» Кто такой?», познакомились с лексическим значением в толковом словаре. Потом обратились к словарю В.И.Даля с толкованием слова «Хопер» (так как мы живем в городе Новохоперск на реке Хопер). Русское слово «Хопер» означает: «притон диких гусей». Дальше по содержанию урока дети работали с текстом из учебника русского языка А. Куприна о гусях: искали «заблудившееся» предложение, решали орфографические задачи. После работы над упражнением детям была рекомендована книга Е.Носова «Белый гусь». Такая работа на уроке помогает детям разобраться с краеведческим материалом, любить свой край, проявлять интерес к общению с книгой, русскому слову.
В результате целенаправленной систематической работы вырабатываются требования к хорошему тексту. Учащиеся с удовольствием составляют свои словесные зарисовки, кулинарные рецепты, сочиняют сказки, воспоминания о своей жизни. Которые очень важны для развития речи.
Хочется, надеется, что «великий могучий русский язык», а не то негативное, нецензурное, которое иногда слышим вокруг, поможет обогатить и сделать добрее, чище всех нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность проблемы развития творческих способностей и познавательной активности воспитанников детского дома.
Выступление Шаровой Н.С. в детском доме, на малых католиковских чтениях....
Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей
Задача учителя расширять у школьников круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения....
Публикация на тему: "Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста и опыт их решения"
Из опыта работы...
Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций педагогических работников в условиях реализации ФГОС ДО
Программа курсов повышения квалификации работников дошкольных образовательных организаций. Программа имеет рецензию кафедры дефектологии АССОУ...
« Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования»
Международная научно-практическая конференция « Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования»...
Статья " Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи"
Статья предназначена для учителей начальной школы , из рубрики " Логопед учителю"...
Актуальные проблемы и перспективы цифровизации в начальном образовании.
Презентация на тему: "Актуальные проблемы и перспективы цифровизации в начальном образовании"...