Словари.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Занятие № 31 к авторской программе "Речевая копилка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_31.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 31.
Словари.
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО
А) Из каких смысловых частей состоят слова:
чувствовал- ____________________________________________________
возвысь - _______________________________________________________
подпечь - _______________________________________________________
признаём - ______________________________________________________
Б) в соединении с каким именем существительным глаголы жал, лёг, мыл, стой превращаются в имена прилагательные?
________________________________________________________________
УМ НЕ В ЛЕТАХ, А В ГОЛОВЕ
Задание № 1. На наших занятиях мы уже не раз знакомились с различными словарями.
А знаешь ли ты, первые «словари» на Руси появились ещё в XIII веке? Это были небольшие списки слов с толкованиями, объяснениями и переводами, которыми переводчики и переписчики снабжали древние рукописи, стремясь их сделать доступными для читателя. Например: «Толкование о неразумных словесех».
От XVI-XVII веков до нас дошло уже значительное количество особых рукописных словарей, называемых тогда «Азбуковниками», «Алфавитами». Их использовали при обучении грамоте, переводческому делу.
Шеститомный словарь Академии Российской, выпущенный в 1789-1794 годах, открыл традицию толковых словарей русского языка. Вторая половина XIX века ознаменовалась выходом знаменитого Толкового словаря В.И. Даля и началом издания большого Словаря русского языка.
Существующие сегодня словари русского языка можно разделить на две группы:
А) толковые, или объяснительные, словари. Толковые словари – это справочники по значению слов, по грамматике и фразеологии. Существуют краткие и полные толковые словари.
Б) словари – справочники (орфографические, орфоэпические словари). Назначение этих книг в том, чтобы дать читателю необходимую справку в трудных и сомнительных случаях: как правильно написать слово, как его произнести, где поставить ударение.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ
Задание № 2. Давай поиграем! «Четыре по пять».
В каждом из черырёх имён существительных, пересекающихся между собой, последняя буква – А. Какие это слова?
А | ||||
- Синоним слова сырость.
- 2.Зелёный покров земли.
- Синоним слова известность.
- Стремительное нападение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка
В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...
Система работы с толковым словарем на уроках русского языка
В статье описывается опыт работы с толковым словарем Е.Леоновича в начальной школе...
Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Виды словарей".
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3-4 классов. познакомить с видами словарей русского языка; развивать умение работать со словарём по памятке; обогатить словарный запас детей; воспит...
СОЗДАНИЕ СЛОВАРЕЙ.Проект
Аннотация: учебное пособие «Школьные словари» создает основу для сознательного усвоения лингвистических и речеведческих знаний и их применений в устной и письменной речи учащихся....
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями (орфог...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»
Цели: вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;прививать любовь и уважение к родному языкуЗадачи:обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудици...