Правописание слов с суффиксами - ик-, -ек-
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока во 2 классе по русскому языку. УМК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slov_s_suffiksami_-_ik-_-ek-_barantseva_o.i.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
ГБОУ школы № 337 Невского района
Санкт-Петербурга
Баранцева Ольга Игоревна
Предмет: | Русский язык («Начальная школа XXI века») | ||
Класс: | 2 класс | ||
Раздел программы: | Состав слова | ||
Тема: | «Правописание слов с суффиксами - ик-, -ек-» | ||
Тип урока: | Открытие новых знаний и способов действий | ||
Цель: | Создать условия для ознакомления с суффиксами - ик-, -ек-, применения написания суффиксов -ик-, -ек-, понимания значения функции суффиксов в слове; развивать критическое мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. | ||
Задачи: |
- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; - познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; - коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
| ||
Основные понятия: | Суффиксы -ик-, -ек-. Правила написания суффиксов –ик-, -ек-. Значение суффиксов. | ||
Методы (методические приёмы): Формы работы: | Словесные (беседа, фронтальный опрос); Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы); Практические (упражнения); Поисковые (частично-поисковые); Аналитический; Самостоятельная работа учеников (письменная работа, выполнение трудных заданий). фронтальная, индивидуальная, парная | ||
Оборудование: | ЭОР, Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы по русскому языку: В 2ч. (1 часть, авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.); – М.: Вентана-Графф, 2012; | ||
рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть; | |||
карточки для индивидуальной работы и работы в парах; опорные таблицы с суффиксами и значениями суффиксов, | |||
мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация PowerPoint, | |||
Этап урока: | Время | Содержание | Формируемые УУД |
| 2 мин. | - Прозвенел уже звонок, нам пора начать урок. Ножки вместе, спинки ровно. И к уроку всё готово. Слушаем – запоминаем, Ни минуты – не теряем. Чтение стихотворения учителем: «Один неграмотный человек пришёл с поклоном к грамотею. - Будь другом, напиши письмо, а то я не умею. - Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. - Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт. - Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. - Нет, мне по адресам с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, Но без меня моё письмо никто не разберёт». (В.Гончаров) - Ребята, что нужно было грамотею для того, чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать). - Что значит правильно? (Без ошибок и грамотно). - Умению грамотно писать мы учимся на каждом уроке русского языка. | Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) |
| 4 мин. | Внимание на экран! - Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать? Котик, рыбка, сапожник, дедушка. (Все слова - это имена существительные, одушевленные, единственного числа, образованы суффиксальным способом, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы). - Какие суффиксы помогли образовать эти слова? (Эти слова образованны при помощи суффиксов -ик, -к, -н, -ушк). - Как вы думаете, о какой морфеме пойдет сегодня речь на уроке? (На уроке мы будем говорить о суффиксе). - Сегодня вы станете грамотнее, узнав новое правило написания суффиксов. Но сначала – чистописание. К ко ок ке ек ик очк - Если ручкой я пишу, Не верчусь и не спешу, Буква к букве по линейке Аккуратно ввожу. - А пока вы прописываете соединения букв мы с помощью цветика - семицветика перенесёмся в страну Орфографию, в сказочный город, где жили суффиксы. (А какие вы узнаете чуть позже). - Скажите, какие соединения букв являются суффиксами? | Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов. Умение писать и объяснять правописание суффиксов в слове. Умение выделять суффиксы. |
| 10 мин. | Графический диктант (работа в парах). - Сейчас мы с вами проведем графический диктант и выясним, что вы знаете о данной морфеме? Перед вами таблица. Отметьте истинные и ложные утверждения. - Возьмите карточки и поставьте «+» рядом с верным утверждением. 5) Суффиксы: -евн-, -евич, -овн-, - ович, -ич-, -ичн- – образуют отчества. Все суффиксы придают слову уменьшительно-ласкательное значение. Проверим на экране! - У кого получилась цифра «5», тот отлично справился с заданием. - С какой целью мы выполнили это задание? Дети делают выводы. - Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока. (Кто допустил ошибку, вам необходимо поработать над теорией по теме «Суффикс») - Давайте повторим правило! После корня он стоит Перед окончанием. Обозначу уголком, Называю суффиксом. Если суффикс заменю, Другое слово получу. - А теперь назовите алгоритм нахождения суффикса в слове! 1.Выдели окончание (измени форму слова). 2.Выдели основу слова. 3.Выдели корень (подбери однокоренные слова). 4.Выдели суффикс. Подведём итог. - Что вы сейчас делали? (Повторяли правило о суффиксе; вспоминали, где находится суффикс и для чего он служит, как правильно его выделять). - Эти знания помогут нам в дальнейшей работе. | Умение применять алгоритм, правило в самостоятельной деятельности Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
4 . Постановка учебной задачи (работа в группах). | 7 мин. | Словарная работа. Образуйте новые слова с помощью суффиксов и запишите их. (Березонька, тетрадочка, городок, деревенька, платочек, карандашик). Самопроверка – на доске (устно придумайте предложение со словом.) - Так для чего же служит суффикс в данном случае? (для образования новых слов); - Для чего ещё служат суффиксы? (для названия жителей городов, страны; с помощью суффиксов образуют отчества, названия профессий или род занятий; уменьшительно-ласкательные значения). - Зачем нужно столько суффиксов? (чтобы речь была богатой, красивой, точной, выразительной). - Как называется способ образования слов с помощью суффикса? (суффиксальный). - В каких словах у вас вызвало затруднение в написании суффикса? - Значит, вы не знаете какое-то правило (недостаточно знаний), которое нужно применить. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
5.Физминутка | 2 мин. | Музыкальная физминутка (на экране.) | |
6. Этап изучения новых знаний и способов деятельности (решение учебной задачи) | 10 мин. | - Послушайте сказку, которую придумал пятиклассник (ЭОР). - Кто может теперь назвать тему урока? Ну и это ещё не всё. - Посмотрите отрывок из сказки Лии Борисовны Гераскиной «В стране невыученных уроков». - Как разрешил проблему Виктор Перестукин? - Чем мы будем заниматься на уроке? - Какие задачи поставим перед собой? - Знаете ли вы как пишутся суффиксы -ик-, -ек-? - Давайте теперь попробуем составить алгоритм написания суффиксов -ик-, -ек- (презентация) - Какой можно сделать вывод? (Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному); - Какое значение имеют эти суффиксы? – уменьшительно-ласкательное). - Что обозначает «беглая гласная»? (та, которая при изменении формы слова исчезает). Задание по цепочке: (на экране). (Носик, носочек, зайчик, мячик, замочек, глоточек, фонарик, мостик, листик, дождик). - Прочитайте правило в учебнике. Упр.1 устно. - Самостоятельно выполните упр.2 (письменно). | Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности в условиях решения задач и выполнения упражнений. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | 7 мин. | Подведём итог! - Какой части слова был посвящён урок сегодня? 3. Знаю три значения, которые может иметь суффикс. Рефлексия - Нарисуйте своё настроение на полях в тетради! Оцените себя. - Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов -ик-, - ек-. - Вы проделали серьёзную научную работу. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
8. Домашнее задание | 3 мин. | Домашнее задание. Стр.107, упр. № 2. Творческое задание (по желанию) - Сочинить четверостишье по рифме или придумать сказку про суффиксы: Пенёчек-грибочек, денёчек-цветочек. Пенёк-грибок, денёк-цветок. - Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок, Перемену ждут ребята. Поиграть, попрыгать надо. - Спасибо всем за урок! | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.
Русский язык. 2 класс. Урок с презентацией....
Правописание слов с суффиксами -ек, -ик Русский язык 3 класс "Школа России"
формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики;способствовать...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)
Тема: Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-. ...
Методическая разработка урока для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Правописание слов с суффиксами -ик,-ек".
Предлагаю методическую разработку урока, на котором в интересной и доступной для детей форме раскрывается сложный программный материал по првописанию суффиксов -ик, -ек. Единая сюжатная линия, правило...
урок русского языка во 2 классе ,по теме :"Правописание слов с суффиксами -ик-,-ек_. УМК"Начальная школа 21 век"
Урок открытия нового знания, технология построения урока-урок исследования, на уроке формировалось умение писать суффиксы -ек-, -ик-, было организовано наблюдение за условием выбора суффиксов -ек-, -и...
Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "
Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...
Русский язык 2 урок открытия нового знания проблемно-диалогическая Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-.
Задачи урока - формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; Цель урока − организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ п...