Как тебя зовут? (продолжение)
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Занятие № 11 к авторской программе "Речевая копилка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_11.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 11.
Как тебя зовут?
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО
А) Слово «коло» в древнем русском языке значило «круг». Реши, какие слова произошли от древнерусского «коло», если они называют:
Героя сказки - ______________________________________________________
Предмет в форме круга - _____________________________________________
Рубашку из металлических колец - ____________________________________
След от колеса; вокруг чего-либо - ____________________________________
Окраина деревни - __________________________________________________
Б) В древнем русском языке слово «око» значило «глаз», а «очи» - «глаза». Реши, какие слова произошли от этих древнерусских слов, если их значения:
Отверстие в стене для света и воздуха - ________________________________
Прибор для тех, кто плохо видит - ____________________________________
В) Назови однокоренные слова, произошедшие от древнего глагола «хитить» (красть). Раньше существовало слово «похитник» (вор).
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ГДЕ НЕ БЫЛО НАЧАЛА, НЕ БУДЕТ И КОНЦА
В сказке писателя Лагина мальчик Волька Костыльков нашёл старую бутылку, открыл её, а оттуда появился джинн. Его звали Хасан Абдуррахман- ибн-Хоттаб. Волька стал звать старика Хоттабычем. Почему? Какое значение имеет отчество? Что означает русское «-вич»?
Отчества разного типа существуют не только в России. Пользуются им и другие народы. А зачем?
Когда грузин хочет отметить, что такой-то является сыном своего отца, он прибегает к частице «-швили»: «Зеделашвили» - сын Зеделая. В таких же случаях армянин пользуется частицей «-ян», «-яни». «Мкртичян» значит «сын Мкртича». У турок ипостоянно встречаются полуимена, полуфамилии, в которых за самым настоящим именем отца следует соединённое с ним слово «оглу» (у татар «оглы»). Это словечко – особая форма от слова «оглу», означающего «парень», «сын». Фразу «Керим Ахмат-оглу» можно перевести на русский язык так: «Керим, сын Ахмата». У иранцев тюркское «оглу» уступает место слову «заде», имеющему тот же смысл и значение.
Писатель Лев Успенский в книге: «Ты и твоё имя. Имя дома твоего» пишет так: «Вообще говоря, это просто. Разве не почётнее иметь отца-лётчика, чем сына-первоклассника, даже если этот первоклассник семи пядей во лбу? А так как подобные мысли приходили людям в голову везде и всюду, то и возник давным-давно обычай, обращаясь к сыну, дополнять его имя именем его отца, уважения ради: тебя-то, мол, мы ещё не знаем, но авансом уважаем в тебе заслуги отца твоего.
Вместо того чтобы долго рассказывать, что мальчик Юра есть сын некоего Андрея, мы можем применить самый обыкновенный «-вич». Мы скажем просто: он – Юрий Андреевич, - и дело будет сделано; мы добились своего, не употребив ни слова «сын», ни слова «отец».
Задание № 1. А теперь попробуй решить такую задачу:
-Моего соседа зовут Сергей Александрович. А его деда зовут Николай Петрович. Как зовут отца моего соседа? ________________________________
- Попробуй придумать похожую задачу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Сегодня Лёня Китайчиков сказал ни с того ни с чего:
- А моего папу зовут Алексей Ильич!
А Витя Парамонов не растерялся и ответил:
- А моего – Степан Иванович!
- А моего – Константин Аркадьевич, - сказала Наташа Иванова.
- А моего – Борис! – сказал Дима Ушаков.
- А моего – Лёша! – сказал Женя Бобин.
- А твоего папу как зовут? – спросили ребята у Пети Быкова.
- Папа, - ответил Петя.
- Так не бывает, - сказал Лёня Китайчиков. – Папа – это не имя. Папа – это вроде как прозвище.
- Нет, имя, - обиделся Петя. – Все его так зовут.
- И мама? – спросили ребята.
- Да, - сказал Петя.
- И соседи?
- Да, сказал Петя.
- И бабушка?
- Бабушка не зовёт, она уехала в Среднюю Азию.
Но ребята ему не очень поверили.
- Мы и не знали, что ты, оказывается, обманщик.
- Ребята, - вмешался я. – Может, Петя и не обманщик. Может, и правда его папу зовут Папа? Может, у него имя иностранное.
Ребята уже почти совсем согласились со мной, как вдруг Вадик Бакирский спросил у Пети:
- А как тебя зовут по имени-отчеству? Пётр Папович?
А Петя весь надулся и ответил:
- А вот и не Папович. Пётр Николаевич, вот какое моё отчество.
М. Разумовская
- Как звали Петиного папу?__________________________________
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ
Задание № 3. Давай поиграем! «Подбери словечко».
- Найди общее определение к каждой «тройке» слов.
Воздух, журнал, хлеб - ___________________________________________
Верёвка, тетрадь, работа - _________________________________________
Ящик, город, сад - _______________________________________________
Ответ, голос, шов -_______________________________________________
Связь, дружба, нитка - ____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"
Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100" по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....
Туапсе - город воинской славы (продолжение)
продолжение презентации Туапсе - город воинской славы...
«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)
Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...
“Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче… “
Епистиния Степанова: “Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче…“На больших руках усталой материУмирал её последний сын.Полевые ветры тихо гладилиСеребристый лен его седин.Гимна...
Заседание круглого стола «Я тебя слышу, я тебя понимаю.»
Заседание круглого стола«Я тебя слышу, я тебя понимаю.»...
" 7 чудес России"-продолжение продолжения
Презентация...
Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: "Зима, любви к тебе я не скрываю, тебе стихи я посвящаю»
Урок комплексного применения знаний. На уроке создаются условия для развития творческих способностей учащихся через повторение и обобщение пройденного материала, через создание авторс...