Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по русскому языку на тему
"Литература" для 6 класса под редакцией В.Я. Коровиной и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_6_klass_fgos.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» « РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на методическом совете на педагогическом совете Директор МКОУ «Светловская СОШ»
Протокол № 7 Протокол № 7 /О.Б.Титова
от «13» 2016 г. от «14» мая 2016 г Приказ № 55 от « 22 » мая 2016г
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса основного общего образования
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Приходько Н.С.
с.Светлое 2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Литература» для 6 класса составлена на основе
- Федерального закона от 29 декабря 2012г.№ 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ)
-Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе к УМК для 6 класса В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, Н.В. Беляевой;
-Основной общеобразовательной программой основного общего образования МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района»,
-Учебным планом МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края,
-Положением о рабочей программе МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края.
Место предмета «Литература» в учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации по новым федеральным стандартам предусматривает в VI классе – 205 часов (3 часа в неделю)/
Цели и задачи обучения.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.):
- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Содержание учебного курса
Содержание | Кол-во часов | Уроки развития речи | Уроки внеклас-сного чтения |
Введение. | 1 | ||
Устное народное творчество. | 4 | 1 | 1 |
Из древнерусской литературы. | 1 | ||
Из русской литературы ХVIII века | 1 |
| 1 |
Из русской литературы XIX века. | 50 | 6 | 5 |
Из русской литературы XX века. | 26 | 4 | 3 |
Из литературы народов России | 2 | ||
Из зарубежной литературы. | 17 | 3 | |
Уроки контроля | 4 | 2 | |
Всего часов | 105 | 13 | 13 |
Введение. 1ч. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО -4 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. 1 ч.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баcнописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 52 ч.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 28ч.
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12ч.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём.
Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Тематический поурочный план по литературе 6 класс
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Информационные ресурсы | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Введение | |||||
1 | Художественное произведение, автор, герои. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Учебник, презентация |
Устное народное творчество | |||||
2 | Обрядовый фольклор. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. | Учебник, презентация |
3 | Пословицы и поговорки | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Умеют заменять термины определениями. | Сборники пословиц и поговорок. Рабочая тетрадь ч.1. |
4 | Загадки (урок внеклассного чтения 1) | Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор | Сборники загадок. Учебник |
5 | Урок-посиделки «Русский фольклор» | Освоение личностного смысла учиться. | Умеют создавать связный текст | Структурируют знания. | Рабочая тетрадь 2. |
Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». | |||||
6 | Русская летопись | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Учебник. Рабочая тетрадь. |
Из литературы XVIII в. | |||||
7 | Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Презентация. Фонохрестоматия |
Из литературы XIX в. | |||||
8 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Определяют основную и второстепенную информацию. | Презентация. Фонохрестоматия |
9 | И. А. Крылов. «Листы и корни». | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Фонохрестоматия |
10 | И. А. Крылов. «Ларчик». | Фонохрестоматия | |||
11 | Русские басни (урок развития речи 2) | Освоение личностного смысла учиться. | Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Структурируют знания. | Рабочая тетрадь 2. Презентация |
12 | А. С. Пушкин. «И. И. Пущину». | Гражданский патриотизм. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Рабочая тетрадь. Презентация |
13 | А. С. Пушкин. «Узник» | Уважение личности и ее достоинства | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Рабочая тетрадь. Презентация |
14 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Фонохрестоматия |
15 | А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина (урок внеклассного чтения 2). | Фонохрестоматия. Рабочая тетрадь 2. | |||
16 | А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха (урок развития речи 3). | Выбор дальнейшего образовательного маршрута. | Оценивают достигнутый результат. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. | Учебник. Рабочая тетрадь |
17 | А.С.Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров. | Уважение ценностей семьи. | Определять цель выполнения заданий на уроке Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста | Учебник. Рабочая тетрадь |
18 | «Дубровский»: бунт крестьян. | Позитивная моральная самооценка. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | DVD |
19 | «Дубровский»: история любви. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют представлять конкретное содержание | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | Учебник. Рабочая тетрадь |
20 | «Дубровский»: протест Владимира Дубровского. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Учебник |
21 | «Дубровский»: композиция романа. | Определение роли композиции в романе. | Учебник | ||
22 | «Дубровский»: моё понимание романа Пушкина (урок контроля) | Уважение ценностей семьи. Позитивная моральная самооценка Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют представлять конкретное содержание | Умеют находить цитаты и составлять цитатный план. | Рабочая тетрадь 2. |
23 | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Дидактические материалы | |||
24 | А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои. | Уважение личности и ее достоинства. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Выделяют и формулируют проблему. | Учебник. Рабочая тетрадь |
25 | «Барышня-крестьянка»: особенности композиции. | Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. Структурируют знания. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Определение роли композиции в романе. Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст. | Учебник. Рабочая тетрадь |
26 | «Повести Белкина»: проблемы и герои (урок внеклассного чтения 3) | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют представлять конкретное содержание | Выделяют этапы развития сюжета повестей и элементов их композиции. Составляют письменный ответ на один из проблемный вопрос. | ||
27 | М.Ю.Лермонтов. «Тучи». | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Обмениваются знаниями между членами группы | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Учебник. Рабочая тетрадь Фонохрестоматия |
28 | М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». | Любовь к природе. | Выделяют и формулируют проблему. Выделяют и формулируют познавательную цель. | Учебник. Рабочая тетрадь Фонохрестоматия | |
29 | М.Ю.Лермонтов. «Листок». | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. | ||
30 | М.Ю.Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…» | ||||
31 | М.Ю.Лермонтов. Лирика (урок развития речи 5). | Освоение личностного смысла учиться. | Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Структурируют знания. | Дидактические материалы |
32 | Рабочая тетрадь 2. | ||||
33 | И.С.Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. | Позитивная моральная самооценка. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Учебник. Презентация Рабочая тетрадь 1. |
34 | «Бежин луг»: образы крестьянских детей. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им Уважение ценностей семьи. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Понимают возможность различных точек зрения. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Устанавливают причинно-следственные связи. | Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
35 | «Бежин луг»: картины природы. | Любовь к природе. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Строят логические цепи рассуждений. | Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
36 | И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника» (урок внеклассного чтения 4). | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Рабочая тетрадь 2. |
37 | Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...». | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Презентация Фонохрестоматия. Рабочая тетрадь |
38 | Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся...». | Любовь к Родине. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Фонохрестоматия. Рабочая тетрадь |
39 | Ф. И. Тютчев. «Листья». | Представление результатов самостоятельной работы. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Фонохрестоматия. Рабочая тетрадь |
40 | А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Фонохрестоматия. Рабочая тетрадь. Учебник |
41 | А. А. Фет. «Еще майская ночь» | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | |||
42 | А. А. Фет. «Учись у них – у дуба, у березы…» | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | |||
43 | Ф.И.Тютчев и А. А. Фет. Лирика (урок развития речи 6). | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Дидактические материалы | ||
44 | Н.А.Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ. | Доброжелательное отношение к окружающим. Оптимизм в восприятии мира | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Презентация Фонохрестоматия. Рабочая тетрадь |
45 | Н.А.Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. | Уважение русского народа как творца и созидателя. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Рабочая тетрадь |
46 | Урок контроля. | Освоение личностного смысла учиться. | Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Дидактические материалы. Рабочая тетрадь 2. |
47 | Н.С.Лесков. «Левша»: народ и власть. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
48 | «Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. | Любовь к Родине. | Составляют план и последовательность действий. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
49 | «Левша» (урок развития речи 7) | Чувство гордости за свою страну. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. | Дидактические материалы. Рабочая тетрадь 2. |
50 | Н.С.Лесков. «Человек на часах» (урок внеклассного чтения 5) | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | ||
51 | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь |
52 | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. | Любовь к Родине. | Составляют план и последовательность действий. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | |
53 | А.П.Чехов. Рассказы (внеклассного чтения6) | Гражданский патриотизм. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Дидактические материалы. Рабочая тетрадь 2. |
54 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри какая мгла…». | Экологическое сознание. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учатся принимать решение и реализовывать его | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь. Фонохрестоматия |
55 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е.А.Баратынский. «Весна, весна!...», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». | Экологическое сознание. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь. Фонохрестоматия |
56 | Романсы на стихи русских поэтов. А.С.Пушкин. «Зимний вечер»; М.Ю.Лермонтов. «Парус»; Ф.И.Тютчев. «Ещё в полях белеет снег…» | Любовь к родной природе. | Оценивают достигнутый результат. Планируют общие способы работы. | Выполняют операции со знаками и символами. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 2. Фонохрестоматия |
57 | А.И.Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся принимать решение и реализовывать его. | Реальная основа и содержание рассказа. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь. |
58 | «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. | Уважение ценностей семьи. | Осознают качество и уровень усвоения. Проявляют внимание к личности другого. | Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор» | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 2. |
59 | А.С.Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Выражают структуру задачи разными средствами. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь. |
60 | «Алые паруса»: Ассоль и Грей | Доброжелательное отношение к окружающим. | Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 2. |
61 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. | Оптимизм в восприятии мира. | Оценивают достигнутый результат. Стремление устанавливать доверительные отношения. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Учебник. Рабочая тетрадь. |
62 | А.П.Платонов. Рассказы «Цветок на земле»,»Корова» и др.(урок внеклассного чтения 7) | Оптимизм в восприятии мира. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. | Учебник. Рабочая тетрадь 2. |
63 | К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». | Готовность к равноправному сотрудничеству | Составляют план и последовательность действий. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Презентация. Учебник. Фонохрестоматия |
64 | Д.С.Самойлов. «Сороковые». | Уважение ценностей семьи. | Составляют план и последовательность действий. Описывают содержание совершаемых действий . | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Презентация. Учебник. Фонохрестоматия |
65 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. | Чувство гордости за свою страну. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
66 | «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. | Любовь к природе. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | |
67 | В.П.Астафьев. «Конь с розой гривой» (урок развития речи 8) | Освоение личностного смысла учиться. | Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Структурируют знания. | Рабочая тетрадь 2. |
68 | В.Г.Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
69 | «Уроки французского»: стойкость главного героя. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Оценивают достигнутый результат. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | Выделяют и формулируют проблему. | Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
70 | В.Г.Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна. | Понимание конвенционального характера морали. | Составляют план и последовательность действий. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Рабочая тетрадь 2 |
71 | В.М.Шукшин. «Критики»: образ «старинного» героя. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | Оценивают достигнутый результат. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Рабочая тетрадь 1, 2 |
72 | В.М.Шукшин. «Чудик», «Срезал» (урок внеклассного чтения) | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Рабочая тетрадь 1,2 |
73 | Ф.И.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Оценивают достигнутый результат. Проявляют уважительное отношение к партнерам. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
74 | «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Умеют слушать и слышать друг друга. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Рабочая тетрадь 2 |
75 | Классное сочинение по произведениям | Освоение личностного смысла учиться. | Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | |
76 | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. Фонохрестоматия |
77 | С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша» | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. Фонохрестоматия |
78 | А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Составляют план и последовательность действий. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. Фонохрестоматия |
79 | Н.М.Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. Фонохрестоматия |
80 | Н.М.Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа (урок внеклассного чтения 9) | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Составляют план и последовательность действий. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. Фонохрестоматия |
81 | Урок-праздник(урок развития речи 9) Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Рабочая тетрадь 2. Репродукции картин. | |
82 | Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе (урок развития речи 10) | Освоение личностного смысла учиться. | Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Структурируют знания. | |
83 | Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга». | Любовь к малой Родине, родной природе. | Оценивают достигнутый результат. Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
84 | К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…» | Экологическое сознание. | Строят логические цепи рассуждений. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. | |
85 | Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
86 | Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
87 | Древнегреческие мифы ( урок внеклассного чтения 10) | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Рабочая тетрадь 2. |
88 | Геродот. «Легенда об Арионе» | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
89 | Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. | Освоение общемирового культурного наследия. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Строят логические цепи рассуждений. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
90 | Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма | Осознают качество и уровень усвоения. | Выделяют и формулируют проблему. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. | |
91 | Гомер. «Одиссея» (урок внеклассного чтения 11) | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Рабочая тетрадь 2. Дидактические материалы |
92 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»:жизнь героя в воображаемом мире | Освоение общемирового культурного наследия. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Выделяют и формулируют проблему. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Презентация. Учебник. |
93 | «Дон Кихот»: породия на рыцарские романы. | ||||
94 | «Дон Кихот»: нравственный смысл романа. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. | |||
95 | «Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве. | ||||
96 | Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблема благородства, достоинства и чести. | Освоение общемирового культурного наследия. | Осознают качество и уровень усвоения. Умеют слушать и слышать друг друга. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Презентация. Учебник. |
97 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Выделяют и формулируют проблему. | Презентация. Учебник. | |
98 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства.. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. | Выделяют и формулируют проблему. | |
99 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые. | Освоение общемирового культурного наследия. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выделяют и формулируют проблему. | Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь 1. |
100 | «Маленький принц» как философская сказка-притча. | Рабочая тетрадь 1. | |||
101 | «Маленький принц»: вечные истины в сказке (урок внеклассного чтения 12) | Рабочая тетрадь 2. | |||
Уроки контроля | |||||
102 | Выявление уровня литературного развития учащихся. | Основы социально-критического мышления. | Оценивают достигнутый результат. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Структурируют знания. | Дидактические материалы |
103 | Рабочая тетрадь 2. | ||||
Итоговые уроки | |||||
104 | Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» | Основы социально-критического мышления. | Оценивают достигнутый результат. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Структурируют знания. | Рабочая тетрадь 2. Фонохрестоматия |
105 |
Результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты освоения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
- умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения литературы ученик
должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2015
- Р.Г. Ахмадулина. Литература. Рабочая тетрадь.
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2016
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
- Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
- Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
Материально-техническое обеспечение
Информационно-коммуникативные средства:
1.Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
3.ЦОРы Сети Интернет
4. Мультимедийные презентации.
5.Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001
6.Альбомы иллюстраций к произведениям.
Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, экран
Печатные пособия (репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Б.М, Неменского...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Б.М, Неменского...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Русский язык" для 6 класса под редакцией Т.А, Ладыженской...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Русский язык" для 5 класса под редакцией Т.А, Ладыженской...
Адаптированные рабочие программы для детей с РАС (расстройства аутистического спектра) (вариант 8.2) по учебным предметам для 3 класса основного общего образования на 2019 -2020 учебный год
Адаптированные рабочие программы для детей с РАС (расстройства аутистического спектра) (вариант 8.2) по учебным предметам:1. Математика2. Русский язык3. Русский родной язык4. Литературное чтение...