Урок окружающего мира_4 класс_«Лес – природное сообщество»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель урока: способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество». Учить обобщать и систематизировать знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_-_prirodnoe_soobshchestvo.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
тема «Лес – природное сообщество».
Цель урока: способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество»
Учить обобщать и систематизировать знания .
Задачи:
Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».
Развивающая: способствовать развитию логического мышления.
Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.
Тип урока: урок изучения нового материала систематизации и обобщения материала.
Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.
Методы: частично - поисковый.
Средства: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков (1 часть), карточки, наборы открыток животных (звери, птицы ,насекомые, растения, грибы) компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока
1.Организация начала урока
Сообщение синоптиков.
Сегодня 11 декабря , на улице морозно, температура --- градусов. В классе тепло и уютно, все готовы к уроку.
Пусть этот урок станет уроком новых достижений для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения. (Поворачиваются друг к другу и в полголоса говорят: «Желаю успеха»)
2 Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока
У : Послушайте стихотворение, в нем спрятана тема урока.
Читает стихотворение ученик о лесе
Звучит музыка
Д: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный , сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
У: На все вопросы найдем ответы на уроке
Д: Мы сегодня будем слушать
думать
узнавать о лесе
У: Что такое лес?
Д: ( Ответы детей)
Слайд №1
Лес – наряд нашей планеты.
Слайд №2
Лес – грибные поляны и душистая земляника
Слайд №3
Лес – дом для зверей и птиц.
У: Что мы видим находясь в лесу?
Д: Деревья, кустарники и другие растения, животных, грибы и т. д.
У: Легко найти животных в лесу?
Д: Нет
У: Почему?
Д: Животных в лесу меньше, чем растений, они прячутся в листве деревьев и траве.
Сформулируйте тему урока.
Для чего нам это надо знать?
У: Объектом изучения будет лес. Табличка со словом Лес.
Тема урока на слайде №4
Открыли тетради и запишите тему урока. Жизнь леса. Лес - природное сообщество.
У: Объектом изучения будет лес. Табличка со словом Лес.
3 Повторение изученного ранее материала.
Поработаем над словом природа
У: Какая бывает природа
Д: Живая и неживая
У: Приведите примеры неживой природы
Д: Солнце, воздух, звезды, вода, камни ….
У: Что относится к живой природе?
Д: Животные, растения, грибы, люди Живая природа это живые существа, которые дышат, питаются, растут, приносят потомство и умирают.
Слайд 5
У: Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос.
Между живой и неживой природой есть связь? Докажи.
Д: Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы - воздух и вода.
У: Покажем это схемой.
Живая природа ------------------- Неживая
природа
Вывод: живая и неживая природа тесно связаны друг с другом
У: Вспомните, какие виды лесов составляют лесную зону России?
Выполни задание теста ( тест на доске)
Тест
А) лиственные
Б) хвойные
В) тропические
Г) смешанные
Д: Ответ ( АБГ)
У: В лесной зоне встречаются хвойные , смешанные и лиственные леса.
Какие из них встречаются в Ленинградской области?
Д: Все виды лесов.
4.Изучение нового материала
У: Мы рассматриваем лес как объект. Как вы считаете, какие составные части можно выделить в лесу?
Д: Животные, растения, грибы
.
На доске схема лес
растения животные грибы
У: Запишите это в тетрадь
5 Физминутка (подготовка рабочего места для работы в группах
6 Продолжение изучения нового материала
У: Для дальнейшей работы нам предстоит поделиться на три группы. Одна группа рассмотрит растения – это ботаники, другая выяснит, какие животные обитают в лесу – это зоологи, а третья группа - это микологи, они сообщат нам о грибах.
Задание 1.
Для ботаников:
1.Рассмотрите картинки.
2. Вспомните ярусы леса. Разбейте растения на группы, в соответствии с ярусами.
3.Заполните схему видов растений.
Растения
4. Запишите по 2-3 растения в каждую группу.
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.
Для зоологов
1.Рассмотрите наборы открыток.
2.Вспомните виды животных.
Разложите животных по видам.
3.Заполните схему:
животные
4.Запишите по 2-3 животных в каждую группу.
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.
Для микологов:
1.Рассмотрите наборы открыток.
2. Вспомните, какие группы грибов встречаются в лесу.
Разделите грибы на группы по видам.
3.Заполните схему:
Грибы
4.Запишите в каждую группу по 3-4 примера.
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.
У: Проверим работу наших групп.
(По ходу выступления групп на доске появляется схема)
лес
растения животные грибы
деревья кустарники травы звери птицы насекомые съедобные несъедобные
У: Спасибо, вам за проделанную работу. Как мы видим, лес действительно живет своей жизнью, которую порой мы не видим, а иногда просто не замечаем. Поэтому вам снова предлагаю поработать в группах и обсудить вопрос о взаимосвязях составных частей леса.
Задание 2
Дома вы подготовили короткие сообщения. Ваша задача: Соединить все сообщения в небольшой рассказ.
1 сообщение Могут ли растения прожить без животных? Докажите это на примерах. Как вы считаете, нужны ли растениям грибы? Почему?
2 сообщение Могут ли животные прожить без растений? А без грибов? Докажите на примерах.
Животные питаются растениями. Животные распространяют плоды и семена растений. Грибы помогают деревьям расти а для многих животных служат пищей…………………….
3 сообщение Какую роль играют грибы в жизни растений и животных? Приведите примеры.
Д : Грибы помогают деревьям расти а для многих животных служат пищей…………
Ответы групп.
Слайд №6
У: Какой вывод можно сделать?
Д: Все составные части леса взаимосвязаны и не могу существовать отдельно .Одна составная часть не может существовать без другой.
У: Лес – сообщество растений, животных и грибов. Разберем слово «сообщество».
Слайд №7
В словаре Ожегова это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе. Значит, все обитатели живут как?
Д; Вместе , сообща ,связаны друг с другом.
У: Что бы вы изменили в схеме?
Д: Надо поставить взаимные стрелки между частями леса.
На доске появляется схема
растения
лес
животные грибы
У: Как мы видим на схеме в лесу все взаимосвязано и неразрывно.
Лес – это сообщество растений, животных и грибов.
А если нарушить эти связи то, что произойдет?
Д: Нарушится экологическое равновесие
6. Разбор экологических ситуаций
У: Какая наука занимается охраной природы?
Д: Экология.
Слайд №8
У: В 1971 г. создан ГРИНПИС, а в 1990г. ГРИНТИМ детская экологическая организация. Многие животные и растения занесены в красную книгу
Мы должны всегда помнить слова замечательного писателя М. М. Пришвина.
Слайд №10
Охранять природу – значит охранять Родину.
М.М. Пришвин
Правила поведения в лесу
Вспомним правила поведения в лесу
На доске готовые ответы ( ответы закрыты полосками).
Не шуми
Не жги костры
Не оставляй мусор
Не ломай ветки
Не рви с корнями растения
Ходи по тропинкам, не топчи
Не разоряй гнезд
У: Нашей задачей остается любить лес, соблюдать правила поведения в лесу, береч этот мудрый дар природы.
Спасибо вам за ответы. Как видите, каждый из нас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век, тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.
7. Итог урока. Рефлексия.
Что вам понравилось на уроке?
Что нет?
Что не получалось?
У: Наш урок подходит к концу. Какой вывод можете сделать, изучив составные части леса и установив между ними взаимосвязь?
Д: Лес - это природное сообщество, где все составные части тесно связаны между собой, живут совместно.
Как мы должны относиться к природе ?
У: Бережно
У: Какие навыки обобщения материала сегодня использовали?
Д: Составление схемы, где выделение объекта и его составных частей
У: Где можно применить полученные умения по обобщению материала?
Д: составлять такие схемы можно на любых уроках
У: Кому скажем «спасибо» за работу на уроке? (Заслушать мнение обучающихся)
У: Спасибо, вам за правильные ответы, за умение работать в группе и выслушивать ответы одноклассников
8. Домашнее задание
.
Написать мини-сочинение на тему «Лес - природное сообщество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. "Что такое природное сообщество?"
Урок по программе Л.В.Занкова. Учебник Н.ЯДмитриевой, А.Н.Казакова, 3 класс....
Урок окружающего мира "Жизнь леса. Природное сообщество-лес"
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру (4 класс)...
Проблемные ситуации для уроков окружающего мира при изучении природных ообществ 3 класс
В материале даны проблемные ситуации по 2 на каждое природное сообщество...
Проект урока окружающего мира на тему: "Природные сообщества"
Урок изучения нового материала...
Тест по окружающему миру на тему "Природные сообщества"
Тест составлен для учащихся 3 класса по программе "Перспективная начальная школа", он является итоговым по блоку "Природные сообщества"...
Урок по окружающему миру. Тема: "Лес - природное сообщество" (Школа России)
Цель урока: Способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество»Учить обобщать и систематизировать знания . Задачи:Дидактическая: способствовать систем...
Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.
Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...