Урок окружающего мира. "Что такое природное сообщество?"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок по программе Л.В.Занкова. Учебник Н.ЯДмитриевой, А.Н.Казакова, 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira._kopyova.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
городского округа закрытое административно-территориальное образование
город Межгорье Республики Башкортостан
Урок окружающего мира
ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО?
Копьёва Галина Анатольевна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
2011- 2012 учебный год
Аннотация
Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире.
Данный урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации «Что такое природное сообщество?», дидактический материал групповой работы на уроке. Цели урока – ознакомить с понятием «природное сообщество», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны, с разнообразием сообществ, с естественными и искусственными сообществами; развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения; воспитывать экологическую культуру, помочь задуматься о ранимости природы, необходимости её охранять, воспитывать умение работать в коллективе.
Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных – это количество активно задействованных детей на каждом этапе урока. При работе в малых группах активность учащихся повышается, создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и естественного общения детей. Поэтому в предлагаемом конспекте урока используются активные методы обучения: работа с раздаточным материалом, работа в группах, решение экологических задач.
Тема. Что такое природное сообщество.
Цели: ознакомить с понятием «природное сообщество», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны, с разнообразием сообществ, с естественными и искусственными сообществами; развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения; воспитывать экологическую культуру, помочь задуматься о ранимости природы, необходимости её охранять, воспитывать умение работать в коллективе.
Предметные результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.
Метапредметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться:
- формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.
Личностные УУД:
-формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.
Регулятивные УУД:
-действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
Познавательные УУД:
-находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
Коммуникативные УУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.
Характеристика деятельности обучающихся:
- ставить учебную задачу урока;
- извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (атласов) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества;
- анализировать влияние современного человека на природу.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с изображением животных и растений, атлас, Бетховен « Лунная соната».
ХОД УРОКА
- Психологический настрой на урок.
- У каждого из вас есть лепестки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) .
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.
Те, кто выбрал красный — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота цветка зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
- Я желаю всем проявить активность , настойчивость в познании нового, желаю приятного общения, успехов на уроке.
- Рубрика «Это интересно» (Интересные факты из жизни растений и насекомых готовят обучающиеся)
Крот настолько прожорлив, что, если ему не удастся пообедать в течение всего лишь 12 часов, он может умереть?
Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а голубь только 9.
За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков.
Самый калорийный плод авокадо – 738 калорий в 100 граммах продукта, а самый низкокалорийный – огурец – 78 калорий на 100 грамм продукта.
- Актуализация знаний Слайд 2
Что такое окружающий мир? ( Это природа, объекты, сделанные руками человека)
Что такое природа? (Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека).
На какие две группы делится природа? ( Живая и неживая).
Назовите царства живой природы. (Человек, растения, животные, грибы и микробы). Слайд 3
А какие объекты относятся к неживой природе? (Солнце, воздух, вода, рельеф).
А есть ли взаимосвязь между живой и неживой природой?
На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить.
- Работа по теме урока
- Введение в тему.
Слайд 4
- Попробуйте определить, какое животное на картинке. (Картинка открывается по частям постепенно)
- Какое это животное? (София: Я думай, что это сайгак, так как видна степь и рога как у сайгака, а в степи нет больше животных с такими рогами)
- Чем питается сайгак? (Это травоядное животное)
2. Постановка учебной задачи. Работа в группах. (Обучающиеся учатся действовать в учебном сотрудничестве)
- Составьте схему, где обитает сайгак, климат, рельеф, какие животные его окружают, какие растения там растут.
- Индивидуальная работа
Илья составляет схему на интерактивной доске.
Приложение 1
- Проверка
- Что бы вы добавили к схеме, составленной Ильёй?
(Отвечает 2 группа; мы вспомнили растения степи: пион, тюльпан.
Отвечает 3 группа: Илья не написал животных: лису, мышь, еж, сурок)
Слайд 5
- Вы назвали сообщество, в котором живёт сайгак.
- Что же такое сообщество? Как вы поняли? ( Где обитает животное, какие растения растут, какие животные его окружают)
- Может ли лось жить в данном сообществе, как вы думает?
(Антон: я думаю, что может, травы много, а лось это травоядное животное.
Даша: я с Антоном не согласна, он еще питается ветками деревьев, грибами, когда заболеет ему нужны мухоморчики, а где в степи мухоморчики?)
- Откройте учебник на странице 126 и прочитайте научное определение природного сообщества.
- Запишите в словарь в рабочей тетради новое слово «сообщество».
- Придумайте синонимы к этому слову. ( Совместно, вместе)
- Где еще вы можете получить информацию об этом слове? ( В толковых словарях, в Интернете)
- Назовите природные сообщества.
- Попробуйте назвать природные сообщества, о которых не упоминается в учебнике. ( Море, огород, лужа, пруд)
Слайд 6
-На какие 2 группы можно распределить данные сообщества? (Созданные природой и созданные человеком)
- Эти группы называются естественные и искусственные.
- Попробуйте распределить данные сообщества на группы. (Естественные- луг, поле, река, лес, море, лужа; искусственные- пруд, огород, поле)
- Работа в группах. (Каждой группе раздаются карточки)
(Обучающиеся учатся находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям)
Приложение2
Слайд 7
-Найдите лишний объект. Докажите, почему данное растение или животное лишнее.
-Для каждой группы определите сообщество. Слайд 8
(Цапля, лягушка,… - болото;
крот. кузнечик. …- луг;
окунь, щука…. -река;
лось, кабан,…-лес.)
- Какие объекты отнесли к сообществу болото? Можно ли отнести к данному сообществу лису? Почему? (Она не живет на данной территории. Нет условий. Лиса живет в норе, питается грызунами, птицей, зайцами)
- Какими объектами дополнили луг? Можно ли к данному сообществу отнести птицу клёст? (Не живет на данной территории, нет питания для неё на луг, так как питается семенами шишек, живет на деревьях)
- Какие объекты находятся на территории леса? Почему нельзя к данному сообществу отнести сайгака? (Не живет на данной территории, это стадное животное которому нужны открытые места, цвет шерсти под цвет выжженной травы степи) )
- Какие объекты отнесли к реке? Почему нельзя отнести морского конька к данному сообществу? (Не живет в реках, нет питания, т.к. питается рачками и креветками, которые обитают в морях)
4. Первичное закрепление. Работа в группах (Учатся организовывать и строить учебное сотрудничество)
- Работа с разрезными карточками из приложения к рабочей тетради и атласом.
Приложение 3,4
-Дополните оставшиеся объекты подходящими растениями и животными.
-Докажите, почему вы добавили именно эти объекты.
( Отвечает 1 группа. Мы дополнили сообщество «болото» растениями: рогоз, камыш; животными жук-плавунец, утка. Камыш и рогоз растут там, где много воды, утка прячется в зарослях камыша.
Отвечает 2 группа. У нас растения, растущие на лугу: клевер, мышиный горошек; животные: шмель. Мы еще выбрали пчелу, хотя картинки такой нет, потому что для пчелы на лугу очень много цветущих растений. Мы в магазине даже видели мед луговой.
Отвечает 3 группа. Наша группа решила дополнить сообщество «река» растениями: водоросли, кувшинка; животными : стрекоза, язь. Стрекоза откладывает яйца в воде, язь питается водорослями, кувшинка тоже любит чистую речную воду.
Отвечает 4 группа. Мы выбрали сосну, клен, берёзу, тетерева, гадюку, рысь Для того чтобы росли деревья в лесу нужен влажный не жаркий климат, иначе деревья погибнут, тетерев питается ягодой, почками, сережками березы рысь питается тетеревами, оленями, грызунами )
Физкультминутка( проводится обучающими)
IV. Закрепление изученного
–Что произойдет, если нарушить это единство? Об этом узнаете, прочитав в учебнике на странице 126 - 1,2 , 3 абзац.
Почему же лес засох? (Вырубили кустарник, удалили траву, изгнали жуков и пауков).
Так кто же нарушил единство в лесном природном сообществе? (Человек!)
Слайд 8
- Какие ошибки допущены человеком и что грозит сообществам?
(Вырубка леса – улетают птицы, покидают эти места животные.)
(Осушение болот- исчезновение растений и животных)
(Свалка мусора- загрязнение почв, водоёмов, гибель растений, распространение инфекции, болезни)
(Разлив нефти- гибель растений и животных, отравление воды, болезни людей)
V. Итог урока
-Какой вывод можно сделать? (В природе все взаимосвязано и человек не должен вмешиваться в природное сообщество, нанося ему вред)
Сообщение читает Арина. Народный писатель Башкортостана Гайса Хусаинов в своей статье «Живая книга» пишет: «Природа- это живая книга. Только страницы в ней – это птицы. звери, леса, горы, реки. Сегодня она сильно поистрепалась, многие страницы вырваны безжалостно.
Люди, нужно сберечь земной шар от катастрофы, спасти леса, реки и моря. Земля- наш дом, нам в нём жить!»
- Что нужно делать для охраны водоемов, лесов, рек? (Ответы обучающихся)
- Особо охраняемые территории – государственные заповедники. На карте они изображены чёрными кружочками. В заповедниках охраняются все природные объекты.
Откройте атласы «Природоведение» и посмотрите, сколько много заповедников в нашей стране.
- На территории какого заповедника находится наш город? ( На территории Южно-Уральского заповедника)
И вы, ребята, хотя еще и не взрослые, но должны заботливо относиться к природе.
Что можете сделать вы для сохранения природы? (Не ломать деревья, не рвать охапками цветы, не разорять гнезда, не сорить)
- Какие природные сообщества в окрестностях нашего города Межгорье? (лес, пруд)
- К естественному или искусственному сообществу относится лес? пруд?
- Стихотворения читают ученики
Ученик 1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Ученик 2. Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
- Скажите, а зачем мы сегодня так много говорили о сообществах, зачем это нужно вам? (София: чтобы больше знать о растениях, животных.
Луиза: знания пригодятся в старшей школе.
Галия: чтобы беречь и охранять природу)
- Что же такое природное сообщество?
VI. Домашнее задание (по выбору)
- Вопрос на стр. 126 учебника
- Составить кроссворд из названий сообществ
- Приготовить сообщение о Южно-Уральском заповеднике
VII. Рефлексия деятельности в форме синквейна Слайд 10
- Напоминаю, что в синквейне 5 строчек. Напишите что вы делали на уроке, как вы это делали и как себя чувствовали на уроке.
(Синквейны обучающихся:
- мы
- активные, дружные
- думали, искали, находили
- интересно работать вместе
- молодцы!
- мы
- дружные, любознательные
- спорили, думали, отвечали
- скучать было некогда
- мыслители)
VIII. Выставление оценок за работу на уроке
- Вы работали в группах. Какую оценку вы поставите своей группе за урок, кто был самым активным, может кто-то вывел группу из тупика.
Слайд 11
- Спасибо за урок!
САЙГАК
степь- равнина, поросшая трав.раст.
Лето жаркое и сухое; зима снежная, солнечная, холодная
Ковыль, типчак, ветреница, гусиный лук
Суслик, степной орел, волк, ящерицы, дрофа, журавль-красавка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Пустыни».
В данной работе разработана модель обучения на основе планируемых результатов....
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Тундра».
Модель-конструктор урок окружающего мира в 4 классе....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Использование пакета MS Power Point на уроках окружающего мира при изучении природных зон.
Квалификационная работа: теоретические основы + разработки уроков....
Урок окружающего мира "Жизнь леса. Природное сообщество-лес"
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру (4 класс)...
Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.
Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...
Конспект урока окружающего мира по теме " Природные богатства и труд людей – основы экономики". Презентация к уроку.
Этот материал можно использовать в любом УМК, а также и на классном часе....