Урок окружающего мира. "Что такое природное сообщество?"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок по программе Л.В.Занкова. Учебник Н.ЯДмитриевой, А.Н.Казакова, 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira._kopyova.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1»

городского округа закрытое административно-территориальное образование

 город Межгорье Республики Башкортостан

Урок окружающего мира

ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО?

Копьёва Галина Анатольевна

учитель начальных классов первой квалификационной категории

2011- 2012 учебный год

Аннотация

      Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире.

 Данный  урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации «Что такое природное сообщество?», дидактический материал  групповой работы на уроке.  Цели урока – ознакомить с понятием  «природное сообщество», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны, с разнообразием сообществ, с естественными и искусственными сообществами; развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения; воспитывать экологическую культуру, помочь задуматься о ранимости природы, необходимости её охранять, воспитывать умение работать в коллективе.

Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных – это количество активно задействованных детей на каждом этапе урока.  При работе в малых группах активность учащихся повышается, создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и естественного общения детей. Поэтому в предлагаемом конспекте урока используются активные методы обучения: работа с раздаточным материалом, работа в группах, решение экологических задач.

Тема. Что такое природное сообщество.

Цели: ознакомить с понятием  «природное сообщество», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны, с разнообразием сообществ, с естественными и искусственными сообществами; развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения; воспитывать экологическую культуру, помочь задуматься о ранимости природы, необходимости её охранять, воспитывать умение работать в коллективе.

Предметные результаты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять  свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:

- формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

-формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

-действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

-находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Характеристика деятельности обучающихся:

- ставить  учебную задачу урока;

- извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (атласов) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения;

- характеризовать влияние человека на природные сообщества;

- анализировать влияние современного человека на природу.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с изображением животных и растений, атлас, Бетховен « Лунная соната».

ХОД УРОКА

  1. Психологический настрой на урок.

- У каждого из вас есть лепестки  разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) .

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота  цветка  зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

- Я желаю всем проявить активность , настойчивость в познании нового, желаю приятного общения, успехов на уроке.

  1. Рубрика «Это интересно»  (Интересные факты из жизни растений и насекомых готовят  обучающиеся)

Крот настолько прожорлив, что, если ему не удастся пообедать в течение всего лишь 12 часов, он может умереть?

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а голубь только 9.

За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков.

Самый калорийный плод авокадо – 738 калорий в 100 граммах продукта, а самый низкокалорийный – огурец – 78 калорий на 100 грамм продукта.

  1. Актуализация знаний Слайд 2

Что такое окружающий мир? ( Это природа, объекты, сделанные руками человека)

Что такое природа? (Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека).

На какие две группы делится природа? ( Живая и неживая).

Назовите царства живой природы. (Человек, растения, животные, грибы и микробы). Слайд 3

А какие объекты относятся к неживой природе? (Солнце, воздух, вода, рельеф).

А есть ли взаимосвязь между живой и неживой природой?

На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить.

  1. Работа по теме урока
  1. Введение в тему. 

Слайд 4

- Попробуйте определить, какое  животное на картинке. (Картинка открывается по частям постепенно)

- Какое это животное?  (София: Я думай, что это сайгак, так как видна степь и рога как у сайгака, а в степи нет больше животных с такими рогами)

- Чем питается сайгак?  (Это травоядное животное)

2.  Постановка учебной задачи.  Работа  в группах. (Обучающиеся учатся действовать в учебном сотрудничестве)

- Составьте схему, где обитает сайгак, климат, рельеф, какие  животные его окружают, какие растения там  растут.

  1. Индивидуальная работа

Илья  составляет схему на интерактивной доске.

  Приложение 1

  1. Проверка

- Что бы вы добавили к схеме, составленной Ильёй?

(Отвечает 2 группа; мы  вспомнили  растения степи: пион, тюльпан.

Отвечает 3 группа: Илья не написал животных: лису, мышь, еж, сурок)

Слайд 5

- Вы назвали сообщество, в котором живёт сайгак.

- Что же такое сообщество? Как вы поняли?  ( Где обитает животное, какие растения растут, какие  животные его окружают)

- Может ли  лось жить в данном сообществе, как вы думает?

(Антон: я думаю, что может, травы много, а лось это травоядное животное.

Даша: я с Антоном не согласна, он еще питается ветками деревьев, грибами, когда заболеет ему нужны мухоморчики, а где в степи мухоморчики?)

- Откройте учебник на странице 126 и прочитайте научное определение природного сообщества.

- Запишите в словарь в рабочей тетради новое слово «сообщество».

- Придумайте синонимы к этому слову. ( Совместно, вместе)

- Где еще вы можете получить информацию об этом слове? ( В толковых словарях, в Интернете)

- Назовите природные сообщества.

- Попробуйте назвать природные сообщества, о которых не упоминается  в учебнике. ( Море, огород, лужа, пруд)

Слайд 6

-На какие 2 группы можно распределить данные сообщества? (Созданные природой и созданные человеком)

- Эти группы называются естественные и искусственные.

- Попробуйте распределить данные сообщества на группы. (Естественные- луг, поле, река, лес,  море,  лужа; искусственные- пруд, огород, поле)

  1. Работа в группах. (Каждой группе раздаются карточки)

(Обучающиеся учатся находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям)

Приложение2

Слайд 7

-Найдите лишний объект. Докажите, почему данное растение или животное лишнее.

-Для каждой группы определите сообщество. Слайд 8

(Цапля, лягушка,… - болото;

крот. кузнечик. …- луг;

окунь, щука…. -река;

лось, кабан,…-лес.)

- Какие объекты отнесли к сообществу болото? Можно ли отнести к данному сообществу лису? Почему? (Она не живет на данной территории. Нет условий. Лиса живет в норе, питается грызунами, птицей, зайцами)

- Какими объектами дополнили луг? Можно ли к данному сообществу отнести птицу клёст? (Не живет на данной территории, нет питания для неё на луг, так как питается семенами шишек, живет на деревьях)

- Какие объекты находятся на территории леса? Почему нельзя к данному сообществу отнести сайгака?  (Не живет на данной территории, это стадное животное которому нужны открытые места, цвет шерсти под цвет выжженной травы степи) )

- Какие объекты отнесли к реке? Почему нельзя отнести морского конька к данному сообществу? (Не живет в реках, нет питания, т.к. питается рачками и креветками, которые обитают в морях)

4. Первичное закрепление. Работа в группах (Учатся организовывать и строить учебное сотрудничество)

  1. Работа с разрезными карточками  из приложения к рабочей тетради и  атласом.

Приложение 3,4

-Дополните оставшиеся объекты подходящими растениями и животными.

-Докажите, почему вы добавили именно эти объекты.

( Отвечает 1 группа. Мы дополнили сообщество «болото» растениями: рогоз, камыш; животными жук-плавунец, утка. Камыш и рогоз растут там, где много воды, утка прячется в зарослях камыша.

Отвечает 2 группа. У нас растения, растущие на лугу: клевер, мышиный горошек; животные: шмель. Мы еще выбрали пчелу, хотя картинки такой нет, потому что для пчелы на лугу очень много цветущих растений. Мы в магазине даже видели мед луговой.

Отвечает 3 группа. Наша группа  решила дополнить сообщество «река»  растениями:  водоросли, кувшинка; животными : стрекоза, язь. Стрекоза откладывает яйца в воде, язь питается водорослями, кувшинка тоже любит чистую речную воду.

Отвечает 4 группа.  Мы выбрали сосну, клен, берёзу, тетерева, гадюку, рысь  Для того чтобы росли деревья в лесу нужен влажный не жаркий климат, иначе деревья погибнут,  тетерев питается ягодой, почками, сережками березы рысь питается тетеревами, оленями, грызунами )

   

Физкультминутка( проводится обучающими)

IV.  Закрепление изученного

 –Что произойдет, если нарушить это единство? Об этом узнаете, прочитав  в учебнике на странице 126 -  1,2 , 3 абзац.

Почему же лес засох? (Вырубили кустарник, удалили траву, изгнали жуков и пауков).

Так кто же нарушил единство в лесном природном сообществе? (Человек!)

 Слайд 8

- Какие ошибки допущены человеком и что грозит сообществам?

(Вырубка леса – улетают птицы, покидают  эти места животные.)

(Осушение болот- исчезновение растений и животных)

(Свалка   мусора- загрязнение почв, водоёмов, гибель растений, распространение инфекции, болезни)

(Разлив нефти- гибель растений и животных, отравление воды, болезни людей)

V. Итог урока

-Какой вывод можно сделать? (В природе все взаимосвязано и человек не должен вмешиваться в природное сообщество, нанося ему вред)

Сообщение читает Арина. Народный писатель Башкортостана Гайса Хусаинов в своей статье «Живая книга» пишет: «Природа- это живая книга. Только страницы в ней – это птицы. звери, леса, горы, реки. Сегодня она сильно поистрепалась, многие страницы вырваны безжалостно.

Люди, нужно сберечь земной шар от катастрофы, спасти леса, реки и моря. Земля- наш дом, нам в нём жить!»

- Что нужно делать для охраны водоемов,  лесов, рек? (Ответы обучающихся)

- Особо охраняемые территории – государственные заповедники. На карте они изображены чёрными кружочками. В заповедниках охраняются все природные объекты.

Откройте атласы «Природоведение» и посмотрите,  сколько много заповедников в нашей стране.

- На территории какого заповедника находится наш город? ( На территории Южно-Уральского заповедника)

И вы, ребята, хотя еще и не взрослые, но должны заботливо относиться к природе.

Что можете сделать вы для сохранения природы? (Не ломать деревья, не рвать охапками цветы, не разорять гнезда, не сорить)

- Какие природные сообщества в окрестностях нашего города Межгорье? (лес, пруд)

- К естественному или искусственному сообществу относится лес? пруд?

  1. Стихотворения читают ученики                          

                     Ученик 1.     Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

                                  Все это называется – природа,

                                  Давайте же всегда ее беречь!

Ученик 2. Любите родную природу –

 Озера, леса и поля.

 Ведь это же наша с тобою

 Навеки родная Земля.

На ней мы с тобой родились,

 Живем мы с тобою на ней.

 Так будем же, люди все вместе

 Мы к ней относиться добрей!

- Скажите, а зачем мы сегодня так много говорили о сообществах, зачем это нужно вам? (София: чтобы больше знать о растениях, животных.

Луиза: знания пригодятся в старшей школе.

Галия: чтобы беречь и охранять природу)

- Что же такое природное сообщество?

VI. Домашнее задание (по выбору)

  1. Вопрос на стр. 126 учебника
  2. Составить кроссворд из названий сообществ
  3. Приготовить сообщение о Южно-Уральском заповеднике

VII. Рефлексия деятельности в форме синквейна Слайд 10

- Напоминаю, что в синквейне 5 строчек.  Напишите  что вы делали на уроке, как вы это делали и как себя  чувствовали на уроке.

(Синквейны обучающихся:

  1. мы
  2. активные, дружные
  3. думали, искали, находили
  4. интересно работать вместе
  5. молодцы!

  1. мы
  2. дружные, любознательные
  3. спорили, думали,  отвечали
  4. скучать было некогда
  5. мыслители)

VIII. Выставление оценок за работу на уроке

- Вы работали в группах. Какую оценку вы поставите своей группе за урок, кто был самым активным, может кто-то   вывел группу из тупика.

Слайд 11

- Спасибо за урок!

САЙГАК

степь-  равнина, поросшая трав.раст.

Лето жаркое и сухое; зима снежная, солнечная, холодная

Ковыль, типчак, ветреница, гусиный лук

Суслик, степной орел, волк, ящерицы, дрофа, журавль-красавка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Использование пакета MS Power Point на уроках окружающего мира при изучении природных зон.

Квалификационная работа: теоретические основы + разработки уроков....

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Природное сообщество-лес"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру  (4 класс)...

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.

Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...