Проект урока окружающего мира на тему: "Природные сообщества"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «Б», МБОУ «СОШ № 25».
Программа: «Школа России».
Учитель: Головачёва Н.П.
Тема: «Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоёма). Разнообразие растений и животных в природных сообществах»
Технология: проблемного обучения
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Дата проведения: 12.12.2013 г.
Цель: Формирование представления учащихся о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с понятием «природное сообщество»; учить самостоятельно получать информацию из различных источников; учить работать со схемами
Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически; развивать коммуникативные навыки при работе в паре, группе; развивать навыки самоконтроля и самооценки
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, к природе
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.
Оборудование: учебники, опорная схема «Природные сообщества (лес, луг, пресный водоём)», персональный компьютер, презентация «Алтайский край», фонограмма песни «Чудесный лес», карточки для групповой работы, карточки с деформированным текстом, альбомные листы, восковые мелки, цветовые сигналы, клей.
Структура урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)
2. Актуализация знаний. (2 мин.)
3. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.)
5. Реализация построенного проекта. (8 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (9 мин.)
7. Самостоятельная работа. (10 мин.)
8. Включение в систему знаний и повторение. (2 мин.)
9.Домашнее задание. (1 мин.)
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Желаю вам отличного настроения и удачной совместной работы. Повернитесь друг к другу и подарите одноклассникам тепло своих рук. Нам предстоит совершить ряд открытий, поэтому каждому будет важна помощь и поддержка окружающих.
- Занимаем свои рабочие места, начинаем урок.
2. Актуализация знаний. (3 мин.)
-В природе всё взаимосвязано, и разным объектам не обойтись друг без друга. Давайте совершим виртуальную экскурсию по родному краю и попробуем определить, что связывает растения и животных, живущих на одной территории. Внимание на экран.
(Мультимедийная презентация «Алтайский край» под фонограмму песни «Чудесный лес»)
-Итак, как вы считаете, какие связи существуют между объектами живой природы?
3. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)
- Тема сегодняшнего урока звучит так: «Природные сообщества. Разнообразие растений и животных в природных сообществах». Что нам уже известно по этой теме? Что предстоит узнать? Чему будем учиться?
- Итак, перед нами возникла проблема: мы не знаем, что такое сообщество и какие виды природных сообществ выделяют?
- Нам предстоит ответить на ряд вопросов. Что же такое природное сообщество? Какие живые организмы входят в состав природного сообщества? Как организмы природного сообщества взаимодействуют между собой?
(Карточки помещаются на доску)
- Как нам выйти из затруднения? Откуда можно получить новые знания? (Подумать самому, посоветоваться с одноклассниками, спросить у учителя, изучить материал в учебнике)
(Карточки помещаются на доску)
5. Реализация построенного проекта.
А) Работа в группах.
-Объединитесь в группы. Распределите растения и животных в сообщества. Подумайте, по какому признаку вы будете их объединять? Сколько сообществ получится? Какое определение понятию «природное сообщество» вы бы дали?
(Готовые схемы помещаются на доску)
Обсуждение гипотез.
Б) Знакомство с определением понятия.
- Словарь так трактует понятие природного сообщества: «Это группа растительных или животных организмов, живущих вместе. Все объекты сообщества тесно взаимосвязаны» (запись на доске).
-Запишите это определение в тетрадь.
- Как вы думаете, почему какие-то растения и животные живут вместе? Что их связывает?
Г) Разрешение проблемной ситуации.
- Вернёмся к нашему заданию. Какая из групп была ближе к истине? Как можно назвать эти сообщества? (Лес, луг, водоём)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А) Составление плана-конспекта с опорой на материал учебника.
- Переходим к работе в парах. Перед вами карточки с деформированным текстом. Пользуясь материалом учебника, вам предстоит составить конспект по каждому сообществу. Распределите роли в паре: 1 выбирает из текста пропущенные слова, 2 – записывает их на карточку.
1 ряд – «Лес» (с. 175-180)
2 ряд – «Луг» (с. 182-187)
3 ряд – «Водоём» (с. 192-196)
Лес как природное сообщество
Лес называют природным сообществом, потому что все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. В лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Весь лес, от верхушек деревьев до земли, заселён ________________________________________________________________________________________________________________________________________
В лесу растения образуют ярусы: верхний – _______________________________________________, средний – _______________________________, нижний – ____________________________
В лесной подстилке живут___________________________________________
____________________________________________________________________
Луг как природное сообщество
Луг называют природным сообществом, потому что все обитатели луга живут совместно, тесно связаны между собой. На лугу рядом друг с другом растут разнообразные растения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На лугу живут____________________________________________________
____________________________________________________________________
Санитарами луга и леса называют______________________________________
Водоём как природное сообщество
Водоём называют природным сообществом, потому что все обитатели водоёма живут совместно, тесно связаны между собой. Растения водоёма это_________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Санитарами пресных водоёмов считают_________________________________ Живым фильтром называют____________________________________________ Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются _________________________С водоёмами связана жизнь_________________________________________________.Хищниками водоёмов являются__________________________________________________
Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что________________________________________________________________
(Проверка фронтально)
Б) Физминутка.
По родному краю дружно мы шагаем (марш на месте).
Справа от нас – зеленый луг (поворот).
Слева находится лес (поворот).
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок (прыжки на месте) Филин крыльями машет. Ух!
Аж, захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам (поворот головы).
Мы рады ягодам и грибам (наклоны).
7. Самостоятельная работа
-На доске вы видите опорные схемы по сообществам леса, луга и водоёма. Используя их, составьте три пищевых цепочки, по одной на каждое сообщество, и приготовьтесь защитить свою работу.
(В тетради, восковыми мелками)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Выполнение индивидуальных тестов. Обсуждение верных ответов. Взаимопроверка по ключу и критериям оценки с доски. (Ключ: 1б, 2в, 3а, 4б, в, 5б; критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок).
- Лес называют природным сообществом, потому что…
А) в лесу рядом друг с другом растут разные растения
Б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой
В) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными
- На лугу растут …
А) только травянистые растения
Б) мхи и лишайники
В) кустарники и травянистые растения
- Санитарами луга и леса называют…
А) жуков навозника и могильщика, дятла
Б) пчел, кабанов, соек
В) жуков-короедов, жужелиц
- Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?
А) жёлуди → мыши → совы
Б) мятлик → мыши → совы
В) остатки растений → дождевой червь → трясогузка
- Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
А) это плавает ряска
Б) много микроскопических водорослей
В) на дне много ила
9. Домашнее задание.
-На следующем уроке нам предстоит рассмотреть последствия вмешательства человека в жизнь каждого природного сообщества. Попробуйте предположить, какие экологические проблемы существуют в изученных сообществах, и создайте серию экологических знаков. (Обсуждение задания, запись в дневнике).
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Наш урок подходит к концу. Какой теме посвятили урок? Какие задачи перед нами стояли? Все ли задачи удалось реализовать?
- Какие задания наиболее удались? При выполнении каких заданий возникли трудности? Чему нам ещё предстоит учиться?
- Совсем скоро наступит Новый год, и в каждом доме появится нарядная красавица-ёлка. Давайте потренируемся ёё украшать при помощи цветовых сигналов. Оцените свои знания по теме урока при помощи цветовых сигналов. Красный – сам не смогу верно распределить объекты природы по сообществам, нужна помощь; жёлтый – могут возникнуть некоторые затруднения; зелёный – хорошо усвоил новый материал, сам смогу его применить.
Обсуждение результатов.
- В качестве оценки за урок поставьте в дневник оценку за выполнение теста. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Пустыни».
В данной работе разработана модель обучения на основе планируемых результатов....
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Тундра».
Модель-конструктор урок окружающего мира в 4 классе....
Урок окружающего мира по теме "Природные зоны России"
Данная разработка поможет учителю провести урок в интересной, занимательной форме....
Урок окружающего мира по теме: «Природные богатства нашей Родины»
Данная разработка урока знакомит с природными богатствами России и родного края. Предназначена для учащихся 1 класса по программе "Школа 2100"....
Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Тундра" 4 класс
Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС с использованием методов деятельностного типа....
Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.
Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...
Конспект урока окружающего мира по теме " Природные богатства и труд людей – основы экономики". Презентация к уроку.
Этот материал можно использовать в любом УМК, а также и на классном часе....