Проект урока окружающего мира на тему: "Природные сообщества"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Головачёва Надежда Петровна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mir.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «Б», МБОУ «СОШ № 25».
Программа: «Школа России».

Учитель: Головачёва Н.П.
Тема:  «Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоёма). Разнообразие растений и животных в природных сообществах»
Технология: проблемного обучения

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Дата проведения: 12.12.2013 г.

Цель: Формирование представления учащихся о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов
Задачи:
Обучающие
: познакомить учащихся с понятием «природное сообщество»; учить самостоятельно получать информацию из различных источников; учить работать со схемами
Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически; развивать коммуникативные навыки при работе в паре, группе; развивать навыки самоконтроля и самооценки
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, к природе
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:  учебники, опорная схема «Природные сообщества (лес, луг, пресный водоём)», персональный компьютер, презентация «Алтайский край», фонограмма песни  «Чудесный лес», карточки для групповой работы, карточки с деформированным текстом, альбомные листы, восковые мелки, цветовые сигналы, клей.

Структура урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)

2.  Актуализация знаний. (2 мин.)

3. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.)

5. Реализация построенного проекта. (8 мин.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (9 мин.)

7. Самостоятельная работа. (10 мин.)

8. Включение в систему знаний и повторение. (2 мин.)

9.Домашнее задание. (1 мин.)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)

Продолжительность урока: 40 минут.

Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Желаю вам отличного настроения и удачной совместной работы. Повернитесь друг к другу и подарите одноклассникам тепло своих рук. Нам предстоит совершить ряд открытий, поэтому каждому будет важна помощь и поддержка окружающих.

- Занимаем свои рабочие места, начинаем урок.

2.  Актуализация знаний. (3 мин.)

-В природе всё взаимосвязано, и разным объектам не обойтись друг без друга. Давайте совершим виртуальную экскурсию по родному краю и попробуем определить, что связывает растения и животных, живущих на одной территории. Внимание на экран.

(Мультимедийная презентация «Алтайский край» под фонограмму песни  «Чудесный лес»)

-Итак, как вы считаете, какие связи существуют между объектами живой природы?

3. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)

- Тема сегодняшнего урока звучит так: «Природные сообщества. Разнообразие растений и животных в природных сообществах». Что нам уже известно по этой теме? Что предстоит узнать? Чему будем учиться?
- Итак, перед нами возникла проблема: мы не знаем, что такое сообщество и какие виды природных сообществ выделяют?

- Нам предстоит ответить на ряд вопросов. Что же такое природное сообщество? Какие  живые организмы входят в состав природного сообщества? Как организмы природного сообщества взаимодействуют между собой?

(Карточки помещаются на доску)

- Как нам выйти из затруднения? Откуда можно получить новые знания? (Подумать самому, посоветоваться с одноклассниками, спросить у учителя,  изучить материал в учебнике)

(Карточки помещаются на доску)

5. Реализация построенного проекта.

А) Работа в группах.

-Объединитесь в группы. Распределите растения и животных в сообщества. Подумайте, по какому признаку вы будете их объединять? Сколько сообществ получится? Какое определение понятию «природное сообщество» вы бы дали?

(Готовые схемы помещаются на доску)

Обсуждение гипотез.

Б) Знакомство с определением понятия.

- Словарь так трактует понятие природного сообщества: «Это группа растительных или животных организмов, живущих вместе. Все объекты сообщества тесно взаимосвязаны» (запись на доске).

 -Запишите это определение в тетрадь.

- Как вы думаете, почему какие-то растения и животные живут вместе? Что их связывает?

Г) Разрешение проблемной ситуации.

- Вернёмся к нашему заданию. Какая из групп была ближе к истине? Как можно назвать эти сообщества? (Лес, луг, водоём)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А) Составление плана-конспекта с опорой на материал учебника.

- Переходим к работе в парах. Перед вами карточки с деформированным текстом. Пользуясь материалом учебника, вам предстоит составить конспект по каждому сообществу. Распределите роли в паре: 1 выбирает из текста пропущенные слова, 2 – записывает их на карточку.

1 ряд – «Лес» (с. 175-180)

2 ряд – «Луг» (с. 182-187)

3 ряд – «Водоём» (с. 192-196)

Лес как природное сообщество

Лес называют природным сообществом, потому что все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. В лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Весь лес, от верхушек деревьев до земли, заселён ________________________________________________________________________________________________________________________________________

В лесу растения образуют ярусы: верхний – _______________________________________________, средний – _______________________________, нижний – ____________________________

В лесной подстилке живут___________________________________________

____________________________________________________________________

        

Луг как природное сообщество

Луг называют природным сообществом, потому что все обитатели луга живут совместно, тесно связаны между собой. На лугу рядом друг с другом растут разнообразные растения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На лугу живут____________________________________________________

____________________________________________________________________

Санитарами луга и леса называют______________________________________

Водоём как природное сообщество

Водоём называют природным сообществом, потому что все обитатели водоёма живут совместно, тесно связаны между собой. Растения водоёма это_________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Санитарами пресных водоёмов считают_________________________________ Живым фильтром называют____________________________________________ Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются _________________________С водоёмами связана жизнь_________________________________________________.Хищниками водоёмов являются__________________________________________________

Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что________________________________________________________________

(Проверка фронтально)

Б) Физминутка.
По родному краю дружно мы шагаем (
марш на месте).
Справа от нас – зеленый луг (
поворот). 
Слева находится лес (
поворот).
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок 
(прыжки на месте) Филин крыльями машет. Ух!
Аж, захватывает дух! (
махи руками)
Солнце над березами светит нам (
поворот головы). 
Мы рады ягодам и грибам (
наклоны).

7. Самостоятельная работа

-На доске вы видите опорные схемы по сообществам леса, луга и водоёма. Используя их, составьте три пищевых цепочки, по одной на каждое сообщество, и приготовьтесь защитить свою работу.

(В тетради, восковыми мелками)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Выполнение индивидуальных тестов. Обсуждение верных ответов. Взаимопроверка по ключу и критериям оценки с доски.  (Ключ: 1б, 2в, 3а, 4б, в, 5б; критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок).

  1. Лес называют природным сообществом, потому что…

А) в лесу рядом друг с другом растут разные растения

Б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой

В) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными

  1. На лугу растут …

А) только травянистые растения

Б) мхи и лишайники

В) кустарники и травянистые растения

  1. Санитарами луга и леса называют…

А) жуков навозника и могильщика, дятла

Б) пчел, кабанов, соек

В) жуков-короедов, жужелиц

  1. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?

А) жёлуди → мыши → совы

Б) мятлик → мыши → совы

В) остатки растений → дождевой червь → трясогузка

  1. Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…

А) это плавает ряска

Б) много микроскопических водорослей

В) на дне много ила

9. Домашнее задание.

-На следующем уроке нам предстоит рассмотреть последствия вмешательства человека в жизнь каждого природного сообщества. Попробуйте предположить, какие экологические проблемы существуют в изученных сообществах, и создайте серию экологических знаков.  (Обсуждение задания, запись в дневнике).

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Наш урок подходит к концу. Какой теме посвятили урок? Какие задачи перед нами стояли? Все ли задачи удалось реализовать?

- Какие задания наиболее удались? При выполнении каких заданий возникли трудности? Чему нам ещё предстоит учиться?

- Совсем скоро наступит Новый год, и в каждом доме появится нарядная красавица-ёлка. Давайте потренируемся ёё украшать при помощи цветовых сигналов. Оцените свои знания по теме урока при помощи цветовых сигналов. Красный – сам не смогу верно распределить объекты природы по сообществам, нужна помощь; жёлтый – могут возникнуть некоторые затруднения; зелёный – хорошо усвоил новый материал, сам смогу его применить.

Обсуждение результатов.

- В качестве оценки за урок поставьте в дневник оценку за выполнение теста.   Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Природные зоны России"

Данная разработка  поможет учителю провести урок в интересной, занимательной форме....

Урок окружающего мира по теме: «Природные богатства нашей Родины»

Данная разработка урока знакомит с природными богатствами России и родного края. Предназначена для учащихся 1 класса по программе "Школа 2100"....

Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Тундра" 4 класс

Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС с использованием методов деятельностного типа....

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.

Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...