Сценарий урока русского языка с использованием компьютерных медиаресурсов, содержащего учебную ситуацию.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Хурматуллина Ландыш Ильгизовна

Урок разработан по ОС «Школа 2100». На уроке применяются разнообразные формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и в группах. В течение урока используется слайдовая презентация, позволяющая оптимально (быстро, наглядно, интересно) представить материал. На каждом этапе работы перед детьми возникает проблема, что способствует заинтересованности ребёнка в обучении и развитию его интеллекта.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка с использованием компьютерных медиаресурсов, содержащего учебную ситуацию.

Класс: 4

Тема: Именительный и винительный падежи имени существительного.

Цели урока:

1.Развитие умений извлекать информацию, представленную в виде схемы, ключевых слов, овладение навыками анализа, наблюдения, обобщения и систематизации.

2. Развитие умений отличать сходные формы И.п. или В.П., определять падеж существительных в тексте.

3. Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь отличать сходные формы И.п. или В.П;

-  уметь определять падеж существительных в тексте;
- уметь работать с текстом;
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»;

Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства (алгоритм) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной речи;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
-обобщать;
Коммуникативные:
- владеть диалогической формой коммуникации;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Методы: игра, проблемные ситуации, метод свободного выбора, самостоятельная работа, творческая работа, коллективная работа.

Время реализации урока: 45 минут.

Авторский медиапродукт: презентация из 9 слайдов (среда PowerPoint).

Структура медиапродукта для учителя: последовательные кадры презентации.

слайда

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Цели, планируемые результаты

I  этап. 

Самоопреде-ление к деятельности. (Организаци-

онный момент)

Мы сегодня на уроке будем наблюдать,

Выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?

А почему?

Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким?
Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Давайте улыбнёмся друг другу, как поётся в песне «От улыбки станет всем светлей…»
Давайте оценим готовность к уроку.

С прекрасным, с хорошим.

Сегодня замечательная погода, у нас сегодня гости, нравится узнавать новое.

 Интересным, с трудностями, с хитростями.

 Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу;

Выходит ученик и оценивает готовность класса к уроку.

Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
Планируемые результаты на данном этапе:
Личностные: - самоопределение;
Регулятивные: - целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Слайд№ 2

Слайд№ 3

II этап. 

Актуали-

зация знаний и фиксация затруднений в   деятельности.

Откройте тетради, запишите число.

Отгадайте о чём я говорю. Слова отгадки записывайте столбиком с заглавной буквы.

1.Бывает живая она и неживая,

Но дети и взрослые все понимают,

Что нам без неё не прожить даже дня.

Что это такое? Ответьте, друзья?

2.Деревья воздух очищают,

А мы их вместе охраняем.

Стоят, деревья – глаз лелеют

В тенистой солнечной …

3.Не живая, а идёт,

Не подвижна, а ведёт.

Чтобы не топтать газоны

Она с краю обойдёт.

4.Черна ягода, колюча, как сердитый ёжик.

Но она совсем не злючка – колется немножко.

Осторожно собирай небывалый урожай:

Посмотри – за рядом ряд чудо ягоды висят.

5.Они среди нас живут - поживают,

Домашних мы кормим, а дикие сам себе корм добывают.

Общение с ними не доводи до беды,

Они ведь являются частью окружающей среды.

Задание:

Поставьте ударение.  Подчеркните орфограмму

Посмотрите на экран. Проверьте.

Поставьте плюсики, если у вас нет ошибок. Исправьте ошибки, если они есть. Поднимите руки,  кто справился с заданием и отметил плюсиком свою работу.

К какой части  речи относятся  все слова.

Докажите.

Соедините заглавные буквы слов. Что получилось?

Сколько падежей в русском языке? А в татарском? А в английском?

 А вот в венгерском – целых 22 падежа.

Поиграем в игру «Вспомни падеж».  Работаете  в паре. Один ученик называет падеж,  другой  - вопросы этого падежа. Один называет вопросы падежа, а второй определяет падеж. Сколько вопросов будете задавать?  Почему?  

Запишите предложения под диктовку .

  В океане затерялся необитаемый остров.

Мореплаватели открыли необитаемый остров.

На остров отправились туристы.

Что общего в этих предложениях? Какое слово повторяется в этих предложениях?

На какой вопрос отвечает  слово остров в предложениях?

Какие падежи имеют такой вопрос?

Какая же тема сегодняшнего урока ?

 

Ребята, вы можете с уверенностью сказать , что слово остров в этих предложениях стоит в одном и том же падеже?  Как определить падеж?

Поворот судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать. 

Запись слов в тетради.

Природа

Аллея

Дорога

Ежевика

Животные

+

Имена существительные.

Отвечают на вопрос кто? что?

                                                                         Падеж

В русском языке 6 падежей.

В татарском языке 6 падежей. В английском языке 2 падежа.

Будем задавать по 2 вопроса, потому что есть падежи с одинаковым вопросом. Например, именительный падеж и винительный.

Запись предложений в тетради:

В океане затерялся необитаемый остров.

Мореплаватели открыли необитаемый остров.

На остров отправились туристы.

Повторяется слово остров

Что?

Именительный и винительный

Тема урока: Именительный и винительный падежи имени существитель

-ного

На доске карточки

И.п.

В.п.

                 

Разные мнения детей.

Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.
Планируемые результаты на данном этапе:
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков;

Слайд№ 4

Слайд№ 5

Слайд№ 5

Слайд № 5

Слайд № 6

III этап.

Открытие нового знания. 

Систематиза

-ция знаний. Моделирование.
1. Постановка учебной задачи.
2. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с учебником

Сформулируйте своими словами основную проблему урока.

А почему их надо различать?

С чего начнём исследование?

Что вы знаете об именительном падеже?

Стихотворение на экране

Разобрать по членам предложения

     

Теперь вы сможете определить падеж  слова остров в первом предложении?

(Проверка по мульмедиа)

Разбор второго предложения.

Слово остров является подлежащим? – нет. Значит в каком падеже будет стоять? Какую роль в предложении играет?

Проверка

Определите падеж  слова остров в третьем предложении.

(Проверка по мультимедиа)Кто правильно определил? Молодцы! Поставьте себе плюс.

Сделайте вывод

А что ещё можно сказать об именительном падеже?  Мы узнаем из стихотворения – второе четверостишие (внимание на экран)

А может ли винительный падеж употребляться без предлогов?

Посмотрите на наши предложения?

А с предлогами может употребляться?

А вот с какими другими предлогами вы узнаете из правила на с.105.

С какими же предлогами?

Как же различить именительный падеж от винительного?

  Расскажите по схеме. 

Сверим наши предположения с учебником.  Прочитайте правило.

Совпали наши  выводы.

Как отличить именительный падеж от винительного?

Имеют одинаковый вопрос.

Дополняется схема на доске:

И.п.

В.п.

Что?                

Что?                

Предложения детей.

Подлежащее всегда стоит в именительном падеже!

Дети разбирают вслух

Да, потому что остров отвечает на вопрос что? И является подлежащим

Во втором предложения слово остров не является подлежащим, можем предположить, что слово остров стоит в винительном падеже

+

Если слово – имя существительное отвечает на вопрос что? и является подлежащим, то оно стоит в именительном падеже.

Если слово – имя существительное отвечает на вопрос что? и является второстепенным членом предложения, то оно стоит в винительном падеже.

Схема на доске дополняется:

И.п.

В.п.

Что?                

Что?                

Главный   член    

предложения  

Второ               степен                        ный

член

предложения

Именительный падеж употребляется без предлога.

Винительный падеж тоже может употребляться без предлога.

Дополняется схема:

И.п.

В.п.

Что?                

Что?                

Главный   член    

предложения  

без предлога

Второ               степен                        ный

член

предложения

без предлога

в, на, через, про, за

И.п.

В.п.

Что?                

Что?                

Главный   член    

предложения  

без предлога

Второ               степен                        ный

член

предложения

без предлога

с предлогами:

в, на, через, про, за

Да

Цели этапа: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Построение алгоритма действий.
Планируемые результаты на данном этапе:
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- владение монологической и диалогической формой высказывания;
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
Познавательные:
- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
- моделирование;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

IV этап

Физминутка

Первичное закрепление.

Ну, а теперь отдохнём. Но отдыхать будем с пользой. Если существительное в именительном падеже – то вы встаёте. (Показать на схеме). Если  в винительном падеже – сидите.

Через лужу, весна, вода, за речку, поляна, про животное, на дорогу. Молодцы!

Цель этапа: Организация деятельности по применению новых знаний.
Планируемые результаты на данном этапе:
Регулятивные:
- контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
- самоопределение;

Слайд № 7

Слайд № 8

V этап

Включение в систему знаний и повторение. Тестовая работа по группам.

Продолжаем работу.  Разбейтесь на группы. Выполните небольшой тест.Работайте дружно, сообща.

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

а) кто? что?               б) кем? чем?

в) кого? что?              г) кого? чего?

2. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

а) в, на, через            б) без предлогов

в) к, по                        г) у, из, до, около

3. Каким членом предложения являются имена существительные в винительном падеже?

а) подлежащим          б) сказуемым

в) второстепенным членом

4. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении: «Природа дарит радость всем людям.»

а)в именительном         б) в родительном

в) в творительном         г) в винительном

Проверка по мультимедиа.  Если  вы хорошо поработали в группе и справились с заданием без ошибок, поставьте на полях плюсик.

Давайте вместе прочитаем предложение (на экране)

Природа будет щедра, если к ней бережно относится. Если с природой дружить, то она ответит добром.

Ребята как можно дружить с природой?

Как называется наука, которая занимается вопросами защиты и охраны окружающей среды?  

+

Природа дарит радость всем людям.

Не рвать цветы , не топтать траву, не бросать мусор, где попало, не разорять птичьи гнёзда, не ломать деревья.

Экология

Цели этапа: Осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Планируемые результаты на данном этапе:
Регулятивные:
- пошаговый контроль по результату;
- оценка;
- коррекция;
Познавательные:
- умение структурировать знания;
Коммуникативные:
-
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировка собственного мнения и позиции;

Слайд

№ 9

VI этап

Рефлексия деятельности.

Оценивание. Самооценка

Какие цели ставили? Добились целей?

Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке?

Как вы умеете  определять падеж имени существительного? Зачем нужно знать падежи?

Есть ещё другие способы, о которых вы узнаете на последующих уроках.



Оцените свою работу, работу своих товарищей, работу класса.

Я вам даю в руки микрофон,  вы,  используя слова на экране, скажете несколько слов об уроке.

Отвечают на поставленные вопросы.

По вопросу

По роли в предложении

Оценивают свою работу, работу всего класса, отдельных ребят, делают выводы.
Подсчитывают количество плюсов

Цели этапа:
- умение делать выводы в результате совместной деятельности работы всего класса;
- умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса.
Планируемые результаты на данном этапе:
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
- осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов;
Личностные:
-смыслообразова-

ние;

VII этап

Домашнее задание.

Выучить правило на с. 105.

Творческое задание

Подготовить ответ на вопрос: «Почему не может быть языков с одним падежом?»

Цель этапа: Оформление своих мыслей в письменной форме с учётом творческих учебных возможностей.
Планируемые результаты на данном этапе:
Регулятивные:
- проявлять познавательную инициативу в учебном творчестве;
Познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 1 классе с компьютерной поддержкой на тему "Строчная буква "е" по системе "Перспективная начальная школа".

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Интнресны методы и приёмы по обучению написания строчной буквы "е". Даётся подробное описание формируемым на уроке УУД: регулятивным, поз...

Сценарий урока русского языка во 2 классе "А" с элементами исследовательской деятельности и компьютерной поддержкой ( 2014г.)

Современный урок - это не только "основная форма организации учебного процесса", но и место встречи с личностью обучающегося. Урок русского языка построен в нетрадиционной форме, с использованием совр...

Формирование фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка с использованием компьютерных средств обучения

В статье автор рассказывает о важности формирования фонематического слуха у учащихся младших классов. Рассказывает о способах и методах формирования фонематического слуха учащихся с помощью компьютерн...

Доклад "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ"

Для создания новой образовательной среды в  школах появилось  современное учебно-лабораторное оборудование, которое позволяет не только  наиболее эффективно применять традиционные педаг...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему" Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Умение задавать вопросы." (УМК "Начальная школа 21 века")

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему " Речевая ситуация: приглашение на экскурсию, Умение задавать вопросы." Используется УМК "Начальная школа 21 века". Учебник и тетради на печатной ...

Сценарий урока русского языка с использованием интерактивных карточек Учи.ру

Сценарий урока русского языка с использованием карточек платформы Учи.ру....