| I этап.
Самоопреде-ление к деятельности. (Организаци- онный момент) | Мы сегодня на уроке будем наблюдать, Выводы и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?
А почему?
Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Давайте улыбнёмся друг другу, как поётся в песне «От улыбки станет всем светлей…» Давайте оценим готовность к уроку.
|
С прекрасным, с хорошим.
Сегодня замечательная погода, у нас сегодня гости, нравится узнавать новое.
Интересным, с трудностями, с хитростями.
Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу;
Выходит ученик и оценивает готовность класса к уроку.
| Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм. Планируемые результаты на данном этапе: Личностные: - самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
|
Слайд№ 2
Слайд№ 3
| II этап.
Актуали- зация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
| Откройте тетради, запишите число. Отгадайте о чём я говорю. Слова отгадки записывайте столбиком с заглавной буквы. 1.Бывает живая она и неживая, Но дети и взрослые все понимают, Что нам без неё не прожить даже дня. Что это такое? Ответьте, друзья?
2.Деревья воздух очищают, А мы их вместе охраняем. Стоят, деревья – глаз лелеют В тенистой солнечной …
3.Не живая, а идёт, Не подвижна, а ведёт. Чтобы не топтать газоны Она с краю обойдёт.
4.Черна ягода, колюча, как сердитый ёжик. Но она совсем не злючка – колется немножко. Осторожно собирай небывалый урожай: Посмотри – за рядом ряд чудо ягоды висят.
5.Они среди нас живут - поживают, Домашних мы кормим, а дикие сам себе корм добывают. Общение с ними не доводи до беды, Они ведь являются частью окружающей среды.
Задание: Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму Посмотрите на экран. Проверьте. Поставьте плюсики, если у вас нет ошибок. Исправьте ошибки, если они есть. Поднимите руки, кто справился с заданием и отметил плюсиком свою работу.
К какой части речи относятся все слова. Докажите.
Соедините заглавные буквы слов. Что получилось? Сколько падежей в русском языке? А в татарском? А в английском?
А вот в венгерском – целых 22 падежа. Поиграем в игру «Вспомни падеж». Работаете в паре. Один ученик называет падеж, другой - вопросы этого падежа. Один называет вопросы падежа, а второй определяет падеж. Сколько вопросов будете задавать? Почему?
Запишите предложения под диктовку . В океане затерялся необитаемый остров. Мореплаватели открыли необитаемый остров. На остров отправились туристы.
Что общего в этих предложениях? Какое слово повторяется в этих предложениях?
На какой вопрос отвечает слово остров в предложениях?
Какие падежи имеют такой вопрос?
Какая же тема сегодняшнего урока ?
Ребята, вы можете с уверенностью сказать , что слово остров в этих предложениях стоит в одном и том же падеже? Как определить падеж?
Поворот судьбы удивительный: Изучаем мы падеж именительный, И винительный падеж надо знать, От именительного отличать.
|
Запись слов в тетради. Природа
Аллея
Дорога
Ежевика
Животные
+
Имена существительные. Отвечают на вопрос кто? что? Падеж В русском языке 6 падежей. В татарском языке 6 падежей. В английском языке 2 падежа.
Будем задавать по 2 вопроса, потому что есть падежи с одинаковым вопросом. Например, именительный падеж и винительный.
Запись предложений в тетради: В океане затерялся необитаемый остров. Мореплаватели открыли необитаемый остров. На остров отправились туристы.
Повторяется слово остров
Что?
Именительный и винительный
Тема урока: Именительный и винительный падежи имени существитель -ного
На доске карточки
Разные мнения детей.
| Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Планируемые результаты на данном этапе: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков;
|
Слайд№ 4
Слайд№ 5
Слайд№ 5
Слайд № 5
Слайд № 6
| III этап.
Открытие нового знания. Систематиза -ция знаний. Моделирование. 1. Постановка учебной задачи. 2. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с учебником | Сформулируйте своими словами основную проблему урока.
А почему их надо различать?
С чего начнём исследование?
Что вы знаете об именительном падеже?
Стихотворение на экране
Разобрать по членам предложения
Теперь вы сможете определить падеж слова остров в первом предложении?
(Проверка по мульмедиа)
Разбор второго предложения. Слово остров является подлежащим? – нет. Значит в каком падеже будет стоять? Какую роль в предложении играет?
Проверка
Определите падеж слова остров в третьем предложении. (Проверка по мультимедиа)Кто правильно определил? Молодцы! Поставьте себе плюс. Сделайте вывод
А что ещё можно сказать об именительном падеже? Мы узнаем из стихотворения – второе четверостишие (внимание на экран)
А может ли винительный падеж употребляться без предлогов? Посмотрите на наши предложения?
А с предлогами может употребляться? А вот с какими другими предлогами вы узнаете из правила на с.105. С какими же предлогами?
Как же различить именительный падеж от винительного? Расскажите по схеме. Сверим наши предположения с учебником. Прочитайте правило.
Совпали наши выводы.
| Как отличить именительный падеж от винительного?
Имеют одинаковый вопрос. Дополняется схема на доске:
Предложения детей.
Подлежащее всегда стоит в именительном падеже!
Дети разбирают вслух
Да, потому что остров отвечает на вопрос что? И является подлежащим
Во втором предложения слово остров не является подлежащим, можем предположить, что слово остров стоит в винительном падеже
+
Если слово – имя существительное отвечает на вопрос что? и является подлежащим, то оно стоит в именительном падеже. Если слово – имя существительное отвечает на вопрос что? и является второстепенным членом предложения, то оно стоит в винительном падеже. Схема на доске дополняется:
И.п. | В.п. | Что? | Что? | Главный член предложения | Второ степен ный член предложения
|
Именительный падеж употребляется без предлога.
Винительный падеж тоже может употребляться без предлога. Дополняется схема: И.п. | В.п. | Что? | Что? | Главный член предложения
без предлога | Второ степен ный член предложения
без предлога |
в, на, через, про, за
И.п. | В.п. | Что? | Что? | Главный член предложения
без предлога | Второ степен ный член предложения
без предлога с предлогами: в, на, через, про, за
|
Да | Цели этапа: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Построение алгоритма действий. Планируемые результаты на данном этапе: Коммуникативные: - постановка вопросов; - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; - владение монологической и диалогической формой высказывания; - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; Познавательные: - самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; - моделирование; - построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
|
| IV этап
Физминутка Первичное закрепление. | Ну, а теперь отдохнём. Но отдыхать будем с пользой. Если существительное в именительном падеже – то вы встаёте. (Показать на схеме). Если в винительном падеже – сидите. Через лужу, весна, вода, за речку, поляна, про животное, на дорогу. Молодцы!
|
| Цель этапа: Организация деятельности по применению новых знаний. Планируемые результаты на данном этапе: Регулятивные: - контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самоопределение;
|
Слайд № 7
Слайд № 8 | V этап
Включение в систему знаний и повторение. Тестовая работа по группам.
| Продолжаем работу. Разбейтесь на группы. Выполните небольшой тест.Работайте дружно, сообща. 1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? а) кто? что? б) кем? чем? в) кого? что? г) кого? чего? 2. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже? а) в, на, через б) без предлогов в) к, по г) у, из, до, около 3. Каким членом предложения являются имена существительные в винительном падеже? а) подлежащим б) сказуемым в) второстепенным членом 4. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении: «Природа дарит радость всем людям.» а)в именительном б) в родительном в) в творительном г) в винительном Проверка по мультимедиа. Если вы хорошо поработали в группе и справились с заданием без ошибок, поставьте на полях плюсик. Давайте вместе прочитаем предложение (на экране)
Природа будет щедра, если к ней бережно относится. Если с природой дружить, то она ответит добром.
Ребята как можно дружить с природой?
Как называется наука, которая занимается вопросами защиты и охраны окружающей среды? |
+
Природа дарит радость всем людям.
Не рвать цветы , не топтать траву, не бросать мусор, где попало, не разорять птичьи гнёзда, не ломать деревья.
Экология | Цели этапа: Осознанность восприятия. Первичное обобщение. Планируемые результаты на данном этапе: Регулятивные: - пошаговый контроль по результату; - оценка; - коррекция; Познавательные: - умение структурировать знания; Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировка собственного мнения и позиции;
|
Слайд № 9 | VI этап
Рефлексия деятельности.
Оценивание. Самооценка
| Какие цели ставили? Добились целей? Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке? Как вы умеете определять падеж имени существительного? Зачем нужно знать падежи?
Есть ещё другие способы, о которых вы узнаете на последующих уроках.
Оцените свою работу, работу своих товарищей, работу класса.
Я вам даю в руки микрофон, вы, используя слова на экране, скажете несколько слов об уроке.
|
Отвечают на поставленные вопросы.
По вопросу По роли в предложении
Оценивают свою работу, работу всего класса, отдельных ребят, делают выводы. Подсчитывают количество плюсов | Цели этапа: - умение делать выводы в результате совместной деятельности работы всего класса; - умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса. Планируемые результаты на данном этапе: Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов; Личностные: -смыслообразова- ние;
|