Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку 1 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Дополнительный час выделен с цельюликвидации пробелов в знаниях и более глубокого изучения ключевых тем основной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дополнительный час выделен с целью ликвидации пробелов в знаниях | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Алексеева Татьяна Анатольевна МБОУ «СОШ №24» г Альметьевск Республики Татарстан
Рабочая программа дополнительного часа по изучению русского языка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда маленький школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире; только начинает знакомиться с многообразием и красотой родного языка; пытается осмыслить свое место в родной культуре. Дополнительный час русского языка занимает важное место в решении практических задач, которое состоит в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Дополнительный час по изучению русского языка вводится с 01.09.2015 года по приказу МО и Н РТ №1432/15 10.09.2015г. и приказу УО №945 от 14.09.2015 года.
Новизна и актуальность: введение единого государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и заставило обратить особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся начальной школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе; знаний признаков и особенностей текста; формирование навыков анализа текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Цель программы: предупреждение пробелов при изучении трудных тем и ликвидация пробелов в знаниях по русскому языку.
Направленность: программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к изучению предмета в среднем звене: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Ведущим направлением курса русского языка в 1 классе является начальное овладение навыками письменной речи.
Данный курс русского языка решает следующие задачи:
1) воздействие на эмоционально-нравственное, речевое (чтение, письмо, говорение, слушание) и интеллектуальное развитие учащихся;
2) усвоение учащимися первоначальных знаний в области фонетики, графики, синтаксиса, орфографии, лексики;
3) обогащение словарного запаса учащихся;
4) воспитание у школьников уважения к русскому языку как к части нашей национальной культуры.
Эти положения реализуются в программе и учебно-методическом комплекте по изучению русского языка. В данный УМК входят:
∙ Андрианова, Т. М. Русский язык : учебник для 1 кл. четырехл. нач. шк. / Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. – М. : АСТ : Астрель, 2011;
∙ Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык» Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной : программ, методический рекомендации, поурочные разработки / Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина.
УМК «Планета знаний» является продолжением комплекта по обучению грамоте, состоящего из букваря, рабочей тетради к букварю, методических рекомендаций (автор Андрианова Т. М.), прописей (из 4 частей) и методических рекомендаций к ним (автор Илюхина В. А). В комплекте по обучению грамоте уже были представлены на пропедевтическом уровне многие разделы русского языка.
В 1 классе, после завершения курса обучения грамоте, учащиеся повторяют пройденное и получают возможность систематизации знаний о предложении и тексте, об оформлении предложения на письме. Первоначально разделяются понятия текст и предложение.
В разделе «Синтаксис» учащиеся продолжают знакомство со знаками препинания в конце предложения, работают с деформированным текстом и предложением, дополняют предложения недостающими словами, распространяют предложения, учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, делить текст на предложения, подбирать к тексту правильное название, составлять текст по заданной картинке.
В разделе «Фонетика и графика» отражен необходимый минимум понятий из области фонетики:
а) звук и буква, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
б) слог, слогообразующая роль гласных, перенос слов;
в) алфавит, его использование;
г) ударение, ударные и безударные гласные звуки, ударные и безударные слоги.
На простых словах (по образцу) дети учатся проводить звукобуквенный анализ слов. Учащиеся развивают также умение произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить его звуковой состав с буквенным.
На протяжении всего курса русского языка ведется систематическая орфографическая работа, целью которой является формирование у учащихся орфографической зоркости: умения видеть орфограмму в слове, объяснять ее и проверять. Дети учатся определять сильную и слабую позицию звука в слове («опасное место»). Пропедевтически вводится понятие «орфограмма» (без употребления этого термина) – буква, которая пишется по определенному правилу.
К таким орфограммам относятся:
1) правописание ударных и безударных гласных;
2) правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов;
3) обозначение на письме мягкости согласных с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь;
4) правописание гласных и, а, у после шипящих ж, ш, ч, щ и сочетаний чк, чн;
5) правописание большой буквы в словах, обозначающих имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных и некоторые географические названия;
6) правописание предлога с другими словами.
Особое внимание в данной программе уделяется формированию графического навыка и каллиграфического письма. На каждом уроке русского языка отводится 5–7 минут для работы по чистописанию. Целью работы по чистописанию является формирование четкого каллиграфического письма.
В процессе обучения предусмотрены и задания на проговаривание алгоритмов написания букв. Такие задания не только формируют у учащихся графический навык, но и развивают их монологическую речь.
На минутках чистописания ведется работа по развитию графической зоркости учащихся: они находят одинаковые элементы в разных буквах, отмечают части букв и места соединения букв в слове, учатся дописывать в буквах недостающие элементы, собирать из заданных элементов разные буквы, проводят графический анализ слов (учатся находить и исправлять графические ошибки), выполняют запись слов строго по заданному образцу (с соблюдением высоты, ширины, наклона, интервала между словами, правильности написания отдельных элементов), учатся группировать буквы по сходным элементам, анализируют начертание букв, учатся правильным и оптимальным приемам соединений букв в словах, упражняются в написании определенного количества букв в связке.
Для развития мышления, памяти и внимания учащихся используются устные и письменные графические диктанты. При выполнении устного графического диктанта учитель диктует написание буквы по отдельным ее элементам, то есть произносит алгоритм ее написания. Дети же, удерживая в памяти каждый из отдельных элементов, после проговаривания должны назвать заданную букву. При выполнении письменного графического диктанта описанная операция повторяется, но при этом каждый проговоренный элемент буквы тут же фиксируется учеником на бумаге.
Работа с карточками, которые предлагаются для прочтения, а также отгадывание буквы по алгоритму написания способствуют развитию речи учащихся, учат их наблюдению за связью слов в предложении, за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
В разделе «Слово» при обучении грамоте и русскому языку в первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы:
1) кто? что? (одушевленные и неодушевленные предметы),
2) какой? какая? какое? какие? (признаки предметов в форме единственного и множественного числа),
3) что делает? что делал? (действия предметов).
Дети учатся сами ставить вопросы к словам, определять, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?, какие слова обозначают один предмет, а какие – много, учатся подбирать слова к вспомогательным словам «он мой», «она моя», «оно мое» и т. д. Эти пропедевтические знания имеют большое значение для развития мышления детей и повышения их орфографической зоркости.
Лексическая работа проходит красной нитью через весь курс русского языка, начиная с обучения грамоте. Учащиеся систематически ведут наблюдения за значением слов, знакомятся со словами, близкими и противоположными по смыслу; ведут наблюдения за многозначностью слова; учатся использовать слова в прямом и переносном значениях. На представленных в учебнике примерах дети рассматривают приемы словообразования на базе родственных слов, учатся проводить аналогичную работу по образцу.
В УМК «Планета знаний» по русскому языку соблюдаются стержневые линии обучения, заложенные при изучении «Букваря» и работе с прописями:
• снятие психической перегрузки учащихся, что учтено в специально разработанных упражнениях;
• бережное отношение к здоровью детей (учитель продолжает формировать у детей навыки соблюдения санитарно-гигиенических норм).
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся к концу 1 класса.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- осмысливать необходимость изучения русского языка, осознавать значение языка в мировой культуре и литературе;
- гордиться богатством и красотой русского языка;
- усваивать и формировать моральные принципы на основе содержания текстов (понятие добра, милосердия и др.).
Познавательные УУД:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- систематизировать учебный материал;
- сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- владеть навыками рефлексивного анализа;
- уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались;
- уметь переводить устную речь в письменную.
Предметные УДД:
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- пользоваться энциклопедическим справочным материалом;
- самостоятельно работать с учебником;
- целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях;
- систематизировать и классифицировать информацию;
- использовать различные виды моделирования.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
Ведущим направлением курса русского языка в 1 классе является начальное овладение навыками письменной речи.
Данный курс русского языка решает следующие задачи:
1) воздействие на эмоционально-нравственное, речевое (чтение, письмо, говорение, слушание) и интеллектуальное развитие учащихся;
2) усвоение учащимися первоначальных знаний в области фонетики, графики, синтаксиса, орфографии, лексики;
3) обогащение словарного запаса учащихся;
4) воспитание у школьников уважения к русскому языку как к части нашей национальной культуры.
Учащиеся должны знать:
• звуки и буквы русского алфавита;
• алфавит;
• гласные и согласные звуки;
• гласные звуки ударные и безударные;
• согласные звуки твердые и мягкие; согласные звуки звонкие и глухие;
• правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
• правила переноса слов;
• правило написания большой буквы в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и географических названиях;
• правила оформления предложения на письме.
Учащиеся могут знать:
• правила проверки безударного гласного звука; правила оформления текста;
• более широкий спектр (по сравнению с представленным в учебнике) географических названий и правило их написания с большой буквы.
Учащиеся должны уметь:
• различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие (парные и непарные), звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки;
• вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
• распределять слова по алфавиту;
• вычленять из текста предложения, из предложения – слова, а из слов – слоги;
• делить слова на слоги и для переноса; определять в слове ударение;
• передавать различную интонацию предложения в устной речи;
• правильно оформлять предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• правильно списывать слова, предложения и текст (как рукописный, так и печатный варианты), проверять написанное, сравнивая с образцом;
• отвечать на вопросы словами текста, устно составлять 3–5 предложений на заданную тему;
• соотносить число букв с числом звуков в словах;
• обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв и, е, е, ю, я, ь;
• писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
• использовать большую букву в написании имен собственных (без введения термина);
• писать слова с непроверяемыми орфограммами, предназначенными для заучивания (словарь);
• знать гигиенические правила письма;
• четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
• соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1–2 буквы);
• соблюдать пробел между отдельными словами (должна свободно вписываться буква и);
• соблюдать красную строку (отступ 2 см от края строки);
• удерживать заданный отступ от края каждой следующей строки (5 мм);
• писать под диктовку текст (15–18 слов) с изученными орфограммами;
• списывать текст (13–15 слов).
Учащиеся могут уметь:
• находить в двусложных словах безударный гласный звук, требующий проверки;
• переносить слова с удвоенными буквами согласных звуков;
• находить родственные слова и обозначать их общую часть;
• распределять слова по алфавиту в более сложных случаях (с ориентированием на вторую, третью букву в слове);
• ставить самостоятельно вопросы к словам, обозначающим предметы, действия предметов, признаки предметов;
• записывать слова с предлогами;
• составлять небольшой текст (3–4 предложения) на заданную тему и записывать их самостоятельно.
Слова с непроверяемыми орфограммами (словарь): береза, ветер, воробей, ворона, девочка, заяц, медведь, мороз, Москва, ребята, Россия, русский, собака, сорока, тетрадь, ученик, фамилия, хороший, язык.
Содержание программы:
Букварный период-17 часов
Фонетика, орфоэпия, графика- +5 часов
Слово и его значение- +2 часа
Предложение и текст- +4 часа
Орфография-+ 5 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемый результат | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Выполнение рисунков в прописи. Гигиенические правила письма: посадка, положение прописи, ручки. Работа с образцами. | 1 | Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка | Уметь правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями; выполнять письмо квадратов, прямоугольников, флажков, узора на листе в клеточку; выполнять штриховку; повторять узор в клеточках ориентироваться в тетради писать наклонные линии, треугольники, узоры на листе в клеточку; писать цифры из коротких отрезков; повторять узор по образцу | выполнять письмо квадратов, прямоугольников, флажков, узора на листе в клеточку; выполнять штриховку; повторять узор в клеточках ориентироваться в тетради; писать наклонные линии, треугольники, узоры на листе в клеточку; | ||||
2 | Знакомство с разлиновкой прописи. Письмо горизонтальных и наклонных линий. Обведение предметов по контуру | 1 | Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка | Знать разлиновку прописи, границы рабочей строки. Уметь ориентироваться в тетради; выполнять письмо элементов букв на листе в узкую линию; писать горизонтальные и наклонные линии; обводить предметы по контуру; повторять узор по образцу | |||||
Букварный период-15 часов | |||||||||
3 | 1 | Знать разлиновку прописи, границы рабочей строки. Уметь ориентироваться в тетради; выполнять письмо элементов букв на листе в узкую линию; писать горизонтальные и наклонные линии; обводить предметы по контуру; повторять узор по образцу | Знать разлиновку прописи, границы рабочей строки. Уметь ориентироваться в тетради; выполнять письмо элементов букв на листе в узкую линию; писать горизонтальные и наклонные линии; обводить предметы по контуру; повторять узор по образцу | ||||||
4 | Написание элементов букв. Петля. Упражнение в написании изученных элементов | 1 | Изучение нового материала | Текущий. Фронтальный опрос Самостоятельная работа с проверкой по образцу | Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. | Знать, называть, различать по форме элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Уметь писать элементы букв, петлю, изученные элементы букв | |||
5 | Закрепление изученных букв. | 1 | Комбинированный
| Текущий. Индивидуальный опрос
| Письмо букв, буквосочетаний. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки | Знать алгоритм написания заглавных букв. Уметь выполнять письмо заглавных букв писать слова, предложения , различать печатные и прописные буквы | |||
6 | Письмо строчной буквы н. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа с проверкой по образцу. Работа в парах | Письмо строчной буквы н | Знать алгоритм написания строчной буквы н. Уметь выполнять письмо строчной буквы н; писать слоги, слова с буквой н | |||
7 | Закрепление изученных букв. | 1 | Комбинированный
| Текущий. Индивидуальный опрос Фронтальный опрос | Письмо букв, буквосочетаний. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки | Знать, что звуки делятся на гласные и согласные; формы изученных письменных букв. Уметь писать цифры 1 и 4; писать буквы на основе двигательных элементов по определённому алгоритму | |||
8 | Письмо строчной буквы р. | 1 | Комбинир | Самостоятельная работа с проверкой по образцу Тематический | Письмо строчной буквы и заглавной | Знать алгоритм написания строчной буквы р. Уметь выполнять письмо строчной буквы р; Р писать слоги, слова с буквой р и Р | |||
9 | Письмо под диктовку слов с изученными буквами | 1 | Комбинированный | Текущий | Письмо слов мама, мыла, рама, лимон | Уметь писать и произносить слова с изученными буквами | |||
10 | Парные звонкие и глухие согласные звуки | 1 | Комбинированный | Текущий. Фронтальный опрос | Уметь находить в словах звонкие и глухие звуки; составлять из слов предложения; объяснять написание выделенных букв; решать ребусы; Сноб сноп; бар пар; гриб грипп; | Заменять в словах парные звонкие согласные на парные глухие. Наблюдать за парными звонкими согласными согласными в сильной и слабой позиции. | |||
11 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная ра-бота с проверкой по образцу | Знать какие буквы обозначают всегда звонкие звуки, а какие – всегда глухие звуки Уметь называть в словах глухие (звонкие) парные согласные звуки; подчеркивать буквы, обозначающие непарные звонкие (глухие) согласные звуки; дополнять пред-ложения подходящими по смыслу словами; подбирать близкие по значению слова; объяснять право-писание слов с парными согласными на конце слова по образцу; подбирать противоположные слова по образцу; правильно писать словах | Определять непарные сог-ласные звуки (звонкие и глухие). Подбирать близкие по значению слова с противоположным значением. Дополнять предложение подходящими по смыслу словами. | |||
12 | Списывание с печатного текста. | 1 | Комбинированный | Текущий. Индивидуальный | Уметь сравнивать количество звуков и букв в слове; | Сравнивать в словах количество букв и звуков. | |||
13 | Письмо слов | 1 | Комбинированный | Тематический | Письмо изученных букв. Письмо слов | Уметь анализировать алгоритм написания схожих письменных букв; писать слова и предложения под диктовку, делить слова на слоги, ставить ударение; сравнивать произношение согласных звуков | |||
14 | Письмо предложений под диктовку | 1 | Комбинированный | Текущий. Фронтальный опрос | Письмо букв, буквосочетаний, предложений. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки | Уметь писать слова и предложения под диктовку, делить слова на слоги, ставить ударение | |||
15 | Списывание с печатного текста с взаимопроверкой | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа с проверкой по образцу | Письмо изученных букв. Письмо слов | Интеллектуальный марафон | |||
16 | Письмо под диктовку | 1 | Комбинированный | Текущий. индивидуальный опрос | Письмо слов | Уметь писать предложения под диктовку. | |||
17 | Списывание с печатного текста. | 1 | Комбинированный | Тематический. Списывание слов | Уметь списывать вставляя пропущенные буквы; работать с этимологическим словарем; восстанавливать текст; записывать предложение под диктовку | Списывать текст, расставлять знаки препинания. Контролировать написание слов Анализировать слова и объяснять их происхождение (самостоятельно и со словарем) | |||
Фонетика и графика-5 часов | |||||||||
18 | Слог. | 1 | Комбинированный
| Текущий. Фронтальный опрос Самостоятельная работа с проверкой по образцу | Знать что слова делятся на слоги; сколько в слове гласных, сколько слогов Уметь различать односложные, двусложные и т.д. слова; определять количество слогов в слове; произносить слово по слогам; выписывать слова со слогами ло; списывать пословицы, соблюдая пра вила письма; правильно писать и говорить слова (дорога, гусеница, ракушка) | Объяснять слогообразующую роль гласного звука. Опреде-лять количество слогов в сло-ве. Восстанавливать слова с нарушенным порядком сло-гов, конструировать слова из слогов. | |||
19 | Перенос слова. | 1 | Комбинированный
| Текущий. Индивидуальный опрос | Знать правила переноса слова Уметь списывать, разделяя, где можно, слово для переноса; находить слова, которые переносить нельзя; делить слова на слоги и для переноса; называть слова, у которых существует только один вариант переноса; дополнять предложения; объяснять смысл пословиц; правильно писать и про-износить слова (язык, язычок, языкознание) | Обсуждать необходимость переноса слов. Сравнивать деление слов на слоги и для переноса. Запоминать посло-вицу и записывать ее по памяти. | |||
20 | Звуки и буквы. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа с проверкой по образцу | Знать понятия «звуки» и «буквы»; буквы русского алфавита Уметь правильно употреблять термины «звук» и «буква»; находить слова, в которых звуков меньше, чем букв; определять количество букв и количество звуков в словах; находить ошибки в предложениях; правильно писать и произносить слова (березка, березка, подберезовик Знать что в русском алфавите 33 буквы; название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения Уметь находить букву в алфавитном столбике; называть буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки; записывать слова по алфавиту; | Объяснять смыслоразличи-тельную роль звуков речи. Выполнять звукобуквенный анализ. Корректировать слова путем замены букв. Правильно называть буквы русского алфавита. Объяс-нять необходимость сущест-вования алфавита. Приво-дить примеры использования алфавита в своей учебной и жизненной практике. Распре-делять слова по алфавиту. Договариваться об очеред-ности действий при работе в паре (кто первый, кто второй) | |||
21 | Звуки и буквы. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа с про-веркой по образцу | Уметь определять количество букв и количество звуков в словах; находить ошибки в предложениях; правильно писать и произносить слова (березка, березка, подберезовик Знать что в русском алфавите 33 буквы; название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения Уметь находить букву в алфавитном столбике; | Выполнять звукобуквенный анализ. Корректировать слова путем замены букв. Правильно называть буквы русского алфавита. Объяс-нять необходимость сущест-вования алфавита. Приво-дить примеры использования алфавита в своей учебной и жизненной практике. | |||
22 | Ударные и безударные гласные. | 1 | Комбинированный | Знать какие слоги называются ударными, а какие – безударным Уметь называть слоги без ударения; отмечать точкой внизу безударный слог; сравнивать произношение слов в единственном и множественном числе | Находить в словах безудар-ные гласные звуки. Фиксировать случаи расхож-дения произношения глас-ных и обозначение их буквами. Восстанавливать пословицы, используя возможные варианты | ||||
Слово и его значение-2 часа | |||||||||
23 | Большая буква в фамилиях, именах, отчествах. | 1 | Комбинированный | Текущий. Индивидуальный опрос. Словарный диктант | Знать что фамилии, имена, отчества людей пишутся с большой буквы Уметь писать с большой буквы фамилии, имена, отчества людей; объяснять написание больших букв в тексте; составлять предло-жения из данных слов; дописывать предложение; правильно писать слова (отец, отчество, отечество) Знать что клички животных пишутся с большой буквы | Различать имена собствен-ные и нарицательные (без использования терминов). Сопоставлять (при работе в парах) полные и краткие имена. Произносить имя собеседника с интонацией вежливого обращения. Находить информацию по заданной теме (имена отчества писателей и поэтов | |||
24 | Повторение по теме «Письмо слов с большой буквы» | 1 | Комбинированный | Тематический | Уметь выделять слова, обозначающие предметы; делить слова на группы по вопросам (кто? Что?); составлять предложения из данных слов; задавать вопросы к словам; | Подбирать имена людям и клички животным. Состав-лять рассказ с опорой на рисунок. Узнавать и объяснять происхождение своей фамилии (простые случаи). Придумывать названия новым улицам | |||
Предложение и текст-4 часа | |||||||||
25 | Слово и предложение | 1 | Комбинированный | Тематический | Уметь объяснять значение слов и их правописание; дополнять текст; записывать предлоги со словами; писать по памяти; решать ребусы | Узнавать о происхождении слов из этимологического словарика в конце учебника (система заданий). Запоми-нать правильное произно-шение слов, предложенных в рубрике «Говорим правиль-но!» (система заданий) | |||
26 | Предложение и текст | 1 | Комбинированный | Тематический | Знать понятия «предложение», «текст» Уметь сравнивать записи и выбирать текст; подбирать название к тексту; находить и выписывать из текста первое и последнее пред-ложение; восстанавливать деформированный текст; толковым слов | Соотносить тексты и заголо-вки к ним. Выбирать наблю-дение подходящий заголо-вок из ряда предложений. Анализировать и восстанав-ливать непунктированные и деформированные тексты. Составлять устный рассказ с опорой на рисунок. | |||
27 | Предложение и текст | 1 | комб | тем | Знать когда в конце предложения ставиться точка, вопросительный и восклицательный знаки Уметь определять количество предложений в тексте; объяснять, как выбрать знак в конце предложения; работать с этимологическим словарем; разыгрывать диалог с другом; придумывать и задавать вопросы с вопросительными словами; | Определять соответствие ин-тонационных средств смыс-лу предложения. Воспроиз-водить одно и то же предло-жение с логическим ударе-нием на разных словах. Придумывать вопроситель-ные предложения и задавать эти вопросы товарищу (работа в паре) | |||
28 | Списывание текста | 1 | Комб | тем | Уметь списывать текст; пра-вильно писать и произносить слова (класс, задал, задала, задали | Наблюдать за словарными словами (система заданий). Узнавать о происхождении слов из этимологического словарика в конце учебника (система заданий). Запоми-нать правильное произно-шение слов, предложенных в рубрике «Говорим правиль-но!» (система заданий Соотносить тексты и заголо-вки к ним. Выбирать наблю-дение подходящий заголо-вок из ряда предложений. Анализировать и восстанав-ливать непунктированные и деформированные тексты | |||
Орфография-5 часов | |||||||||
29 | Безударные гласные | 1 | комб | тематич | Знать какие гласные называются ударными, а какие – безударным Уметь называть слоги без ударе-ния; отмечать точкой внизу безударный слог; сравнивать произношение слов в единственном и множественном числе; дополнять пословицу подходящими по смыслу словами; правильно писать слова (Россия, россияне) | Совместно вырабатывать порядок проверки безудар-ного гласного в слове. Объяснять наличие словар-ных слов на страницах учебника и необходимость их запоминания. Конструиро-вать слова с помощью перестановки букв (решать анаграммы) | |||
30 | Парные твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | ком | индивид | Знать что согласными звуками называются звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы, язык)Уметь подчеркивать буквы, кото-рые обозначают согласные звуки; работать с толковым словарем; восстанавливать текст; озаглавливать текст; вставлять пропущенные согласные буквы; правильно писать слова (карандаш, карандашик, карандашный) | Дифференцировать твёрдый и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме. Осознавать отсутствие специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. | |||
31 | Парные звонкие и глухие согласные звуки | 1 | комб | тематический | Знать что согласные звуки бывают парными по звонкости и глухости Уметь сравнивать пары слов, называть звуки, которыми они раз-личаются; работать с толковым словарем; определять буквы, кото-рые обозначают парные звонкие и глухие согласные; давать характе-ристику звукам, обозначенным вы-деленными буквами; правильно писать слова | Дифференцировать в словах парные звуки (по твёрдости – мягкости и по - глухости). Контролировать правиль-ность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Работать с толковым словариком в конце учебника. | |||
32 | Шипящие согласные звуки. | 1 | комб | тематический | Знать буквы, которые обозначают шипящие согласные звуки; что буквы «ч», «щ» обозначают всегда мягкие согласные звуки, буквы «ж», «ш» - всегда твердые согласные звуки Уметь сравнивать в словах произношение шипящих звуков; вставлять пропущенные буквы, ко-торые обозначают шипящие звуки; подбирать рифму; правильно гово-рить и писать слова (что, чтобы, потому что, учитель, учительница, учительская) | Находить и правильно называть повторяющиеся звуки в скороговорках. Диф-ференцировать в словах шипящие звуки ж, ш, ч, щ. запоминать правильное произношение слов, предложенных в учебнике. | |||
33 | Повторение по теме «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн». | 1 | комб | тематический | Уметь списывать вставляя пропущенные буквы; работать с этимо-логическим словарем; восстанавливать текст; записывать предложение по памяти; правильно говорить и писать слова (счет, счастье, считать, считалочка, ягода, ягодка, ягодное варенье) | Списывать текст, расставлять знаки препинания. Восста-навливать текст стихотворе-ния, подбирая рифмы по смыслу. Контролировать написание слов с буквосочетаниями жи-ши, чу-ща, чу-щу, ЧК-че. Выбирать и запоминать предложение, записывать его по памяти. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку в 3-4 классах
Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку в 3-4 классах...
Рабочая программа дополнительного часа по английскому языку (1 класс)
Рабочая программа дополнительного часа по английскому языку (1 класс)...
Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку Школа России 3 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку
Рабочая программа дополнительных занятий (кружка) по русскому языку в 3 классе. Программа рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку для 3 класса
Данная программа составлена для занятий по русскому языку для 3 класса....
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"
Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к изучению предмета в среднем звене...
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"...