мастер - класс Создание учебной ситуации на уроках русскогоязыка в начальной школе
методическая разработка по теме
Мастер-класс был проведен во время конкурса Учитель года 2012 . Материал содержит практический материал , который будет интересен учителям начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новотаволжанская СОШ имени Героя Советского Союза И.П.Серикова Шебекинского района Белгородской области»
Создание учебных ситуаций на уроке русского языка в начальной школе
Выполнила: Опанасенко С.Н.
учитель начальных классов
2012год
Цель: познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач.
Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься.
Китайская пословица
I. Вступительное слово (слайд 1)
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?
Я хочу рассказать об учебных ситуациях, которые я использую на уроках русского языка в начальной школе.
II.Проведение мастер-класса
1шаг: Презентация педагогического опыта.
В Федеральном компоненте государственного стандарта второго покаления подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. (слайд 2)
Учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь.(слайд 3)
Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться проверять безударные гласные .» , но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?
2 шаг: Представление системы учебных занятий.
Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка.
- Ситуация выбор. (слайд 4)
(до)ехал (до)б...рёзы
(по)бежал (по)д...ревне
(про)читал (про) город
(на)кричал (на)с...баку
Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и прилагательные
У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
- Ситуация неопределенность.(слайд 5)
Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова , одинаковые по звучанию.
- Ситуация несоответствие.(слайд 6)
Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.
Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.
Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.
- Ситуация неожиданность.(слайд 7,8)
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.
Приемы создания проблемной ситуации
Прием создания проблемной ситуации | Вопросы и предложения для противоречия | Вопросы и предложения для формулирования проблемы |
1.Предъявить противоречивые факты | Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? | Какой вопрос возникает? |
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием | Сколько мнений? | Какова будет задача урока? |
3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» | Что вы предполагали сначала? Что получилось? | Сформулируйте проблему. |
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. | Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? | Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? |
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. | Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? | Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? |
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. | Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? | Какова будет тема урока? |
3 шаг: Проведение имитационной игры.
Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь.
Предлагаю вам «роль» учеников. Представьте себя на уроке русского языка в 4 классе.
1. Самоопределение к деятельности.
Учитель (У.):
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растет.
О какой части речи говорится в этом четверостишии?
Дети (Д.): Речь идет о глаголе.
2. Актуализация знаний и мотивация (подготовка мышления детей к проектировочной деятельности).
У.: Что вы знаете о глаголе?
Д.: Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы …, обозначает
действие и состояние, имеет три времени, в прошедшем времени изменяется
по родам, имеет начальную форму,
I и II спряжения.
У.: Для чего нужно уметь определять спряжение?
Д.: Чтобы правильно писать окончания глагола._
3. Постановка проблемы (проблемная ситуация создается на основе затруднения при выполнении практического задания «несоответствие»).
У.: Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на листочках. (слайд 9)
Поставь ударение, определи спряжение
и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
(работа в парах)
У.: Какие окончания вы вставили?
Обратите внимание: задание было одно, а получились разные варианты.
Что вам нужно было сделать?
Д.: Поставить ударение, определить спряжение, вставить пропущенную
букву.
У.: Почему возникло затруднение?
Д.: Окончания безударные.
У.: Следовательно, чему нам надо научиться сегодня?
Д.: Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.
У.: Итак, какая тема нашего урока?
На доске: (слайд 10)
Правописание безударных личных окончаний глаголов
У.: На какие вопросы нам нужно найти ответ?
На доске:
Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?
Какую гласную букву надо писать у глаголов I спр., II спр.?
4. «Открытие» нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).
У.: Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как
определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Если дети затрудняются с ответом, учитель продолжает:
У.: Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. Попросим компьютер помочь нам. (слайд 11)
На экране:
I спр. II спр.
Собрать просить
Лаять благодарить
Проспать хвалить
Полоть клеить
У.: Компьютер разделил слова на две группы. Что общего у этих слов?
Д.: Формообразующий суффикс _ть.
У.: Чем эти слова различаются?
Д.: Глагольным суффиксом.
На экране выделяются суффиксы.
У.: Какой вывод мы можем сделать?
Д.: Если в неопределенной форме глагола суффикс _и_, то это глагол
II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.
У.: Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?
На экране появляется алгоритм: (слайд 12)
1.Поставить ударение. Выделить окончание глагола. | |
2. Если окончание ударное, то: -е, -ут (ют) – I спр. -и, - ат –(ят) – II спр | 2. Если окончание безударное, то: поставить глагол в неопределенную форму (что делать ? что сделать? ) |
3. Выделить глагольный суффикс | |
4. Если –и,то II спр. | |
5. Если -а,-е, -о, - у, то I спр. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на данном этапе урока используется индивидуальная форма деятельности: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая свои ответы с эталоном).
У.: Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам
задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут вы_
брать задание на зеленых карточках:
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках:
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
У.: Сравните свою работу с эталоном.( слайд 13 )
I спр. | II спр. |
украшает | остановит |
стареешь | кормит |
молодеешь | портит |
не засеешь |
4 шаг: Моделирование.
Наверное, самый сложный этап: Сделай – и ты научишься.
Используя, ситуации поставьте учебную задачу.
1 группа
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
2 группа
Картинки :
Солнце, сердце, лестница.
У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам
Запись слов: Солнце, сердце, лестница.
- Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.
- Какое было задание? (Записать слова под диктовку.)
- Проверим.
Доска открывается.
- Смотрим, сравниваем.
Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.
- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.
- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?
- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)
- … , ты почему не написал согласную … в слове … ? (Согласную не слышно при
произношении.)
- У кого другое мнение?
Дети поднимают руки. Если нет, сама нахожу ребёнка сделавшего другую запись или
предлагаю свою.
- … , а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести,
значит её надо писать.)
- Чем похожи записанные слова?
- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если
её не слышно.)
- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать
- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные … Где ? В корне слова)
Да. Тема нашего урока (открываю) Непроизносимые согласные в корне слова. И чему же мы должны сегодня научиться? (писать слова с непроизносимыми согласными)
5шаг: Рефлексия.
Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное.
Вы сегодня были …(самой активной)
У вас ситуация была …(интересная)
Закончите предложения:
После «Мастер-класс» я буду в своей работе использовать…
Мне понравилось…
Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Несоответствие
Ситуация, рассматривающая противоположности.
Конфликт
Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.
Неожиданность
Неоднозначные решения ввиду недостатка данных.
Неопределенность
Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
Выбор
Виды ситуаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках "Здоровья" в начальной школе.
Мы познакомим вас с нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья» в начальной школе....
Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»
Мастер-класс по проведению урока "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....
Мастер-класс "Создание проблемной ситуации на уроке основ православной культуры"
Методические рекомендации к проведению урока...
Использование учебных ситуаций на уроках математики в начальной школе
Материал содержит примеры учебных ситуаций для уроков математики....
"Мастер-класс "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальных классах"
Суть проблемного обучения заключается в создании проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальные пути решения выхода из сложившейся ситуации. При этом ученики активно вклю...
мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "
Этот мастер - класс был проведен для учителей начальных классов на практической части августовской конференции....
Создание проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе
В статье освещаются основные типы, правила и приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе....