Конспект урока русскогоязыка в 4 классе по теме "Образование имен прилагательных" (Развивающая программа Л.В. Занкова)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сафина Марина Викторовна

Тема урока русскогоязыка в 4 классе: Образование имен прилагательных. (Развивающая программа Л.В. Занкова). Урок открытия нового знания. Второй урок в теме "Склонение имен прилагательных". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie_prilagatelnykh.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Сафина Марина Викторовна

Класс: 4

Предмет: русский язык (Развивающая программа Л.В.Занкова)

Тема: Образование имен прилагательных.

Тип урока: открытие нового знания

Цели: 

Обучающие: Познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных.

Развивающие:  Развивать  наблюдательность, орфографическую зоркость, речь и лингвистический кругозор, способность сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы.

Воспитывающие:  Воспитывать у обучающихся интерес к русскому языку, навыки культурного общения, активную личность.

Этапы

Деятельность учителя

Дея-ть уч-ся

I. Организационный

    момент   Приветствие

 II.Актуализация знаний

III. Целеполагание

IV. Пробное действие

V. Закрепление

VI. Итог

VII. Домашнее задание

Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал «Не для школы, а для жизни мы учимся».

-В чем заключается мудрость этих слов?

-А для чего вы учитесь?

-Для чего изучаете русский язык?

Сегодня не очень замечательная погода за окном и я хотела бы вам немного поднять настроение. Прочитайте стихотворение? Догадайтесь о чем оно?

             Заметил, в природе все изменилось:

             Искрятся деревья, замерзла река,

             Метель не на шутку на нас рассердилась

             А солнце исчезло за облака?

-А нет ли отгадки в стихотворении?

-В литературе этот прием называется  - акростих.

Сегодня наш разговор пойдет и о зиме тоже.

-Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Опишите её.

-Слова какой части речи вы использовали для описания?

- Вы уже имеете некоторые знания об этой части речи?

Предлагаю вам проверить ваши знания, заполнить карточку с пропущенными фразами и словами об имени прилагательном. Работать будете в паре.

Имя прилагательное - ________________________ часть речи, которая обозначает _____________________ и отвечает на вопросы_________________________________, а также на вопросы _________________________________ .

Прилагательные изменяются по _________ , __________ и __________ , повторяя форму _______________________ .

Прилагательное согласуется с _______________________ в роде, числе и падеже. Род и падеж имени прилагательного определяется по роду и падежу ______________________ , к которому оно относится. По характеру лексического значения имена прилагательные бывают ______________ , _________________ и ________________ . Имена прилагательные образуются от ______________________ , __________________ и других частей речи.

- Послушаем, какие получились карточки.

Сравним с образцом на  слайде.

В чем возникло затруднение? Определим тему урока. Поставим цели.

Оценим свою работу на данном этапе.

(взять снежинки из конверта: 5, 4, 3каждый ученик)

Цель: Узнать как образуются имена прилагательные.

-Как называется этот процесс в русском языке?

-Предположите, как могут образовываться имена прилагательные или от каких частей речи?

Задание. Разберите по составу слова:

Зимний, декабрьский, искристый.

Проверка. Оценивание.

От какой части речи образованы данные прилагательные?

-С помощью чего?

- С помощью каких суффиксов?

Сделаем вывод.

-Попробуйте самостоятельно образовать от имен сущ-х -имена прилагательные. Запишите.

                   Холод - _________ (лето)

                    Февраль - _______ (день)

                   Лес - ___________ (массив)

                   Сибирь - _______ ( морозы )

                          Волна - ____________(линия)

                    Глина - ___________ (почва)

Проверьте. Оцените.

- А сейчас попытайтесь определить от какой части речи образованы следующие прилагательные. Посовещайтесь в парах. Докажите свое мнение.

Студеная вода, званый обед, топленое молоко, слоёный пирог, мочёные яблоки.

- Предложите задания с данными словосочетаниями.

-Выполним задание.

Упр. 170 в учебнике стр. 99.

- А сейчас я предлагаю вам поработать с текстом, в котором нужно вставить имена прилагательные, образованные от существительных.

Перестало греть _________ (осень) солнышко. На (лес) ______________ полянке появился (пушинка) ____________ снежок. Последний сухой лист дрожит как (заяц) _______ хвост.

Проверка по слайду. Оценивание.

-Найдите в тексте фразеологизм, объясните его значение.

(упр 167 б), в) – устно  если успеем).

Подведем итог урока.

-Добились поставленной цели? Узнали как образуются имена прилагательные? (слайд)

-Какие задания показались для вас трудными, интересными?

-Что каждый из возьмет сегодня с урока в свой жизненный багаж?

-Приведите примеры прилагательных, соответствующие вашему настроению.

-Посмотрите, сколько снежинок вы собрали за урок, а если их собрать все вместе, то получится….

Чтобы скорее пришла долгожданная зима со снегом  давайте легко дуть - кому было легко на уроке, трудно – кидать снежки, и трудно и легко – разбросать .

Д.з. –Все вы узнали о прилагательном?

Задание. На выбор: 1)Приготовить о прилагательном выступление с использованием ИКТ (буклет, кроссворд, презентацию).

2)Прочитать стать и рассказать о лексическом характере прилагательных с примерами.

Приложение

Статья.

По характеру лексического значения прилагательные делятся на три разряда:

А) качественные;
Б) относительные;
В) притяжательные.

Притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному.

Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след.

Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи?

Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:

  • -ин/-ын: мамин, курицын, сестрицын;
  • -ов/-ев: отцов, дедов;
  • -ий/-j-: медвежий – медвеж[ j ]ьего.

1) Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин/ын, -ов/-ев, -ий/-j- в форме единственного числа именительного падежа в мужском роде обычно имеют нулевое окончание, а в женском и среднем родах – такие же окончания, как и существительные.

  • Ср.: медвежий□, медвежья, медвежье.

 

По первым буквам строчек получается слово «зима»

Прилаг-е

Да

Заполняют карточку

Несколько чел. читают свои карточки

Один работает за доской

Сущ-го

˄ н, ск, ист

От глаголов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока для 3 класса "Безударные окончания имен существительных в единственном числе". +презентация, раздаточный материал

Цель: повторить безударные окончания существительных в единственном числе.Планируемы результаты:-Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету-русскому языку; -Предметные: уме...

Урок русскогоязыка 2 класс

Урок русского языка для 2 класса по программе УМК "Гармония"....

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...