Времена глаголов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Клусова Светлана Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Времена глаголов.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Положительный настрой.

Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица. Улыбнитесь, оглянитесь вокруг и подарите  частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала

Итак, ребята, мы начинаем урок русского языка.

- А начать я его хочу со слов Якова Козловского

«Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят».

Слово – это сила. И как в народе говорят: «Сначала думай, а потом говори»

И эта пословица будет девизом нашего урока. 

Объясните  ее смысл.

Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком.

В этой пословице есть необыкновенная  часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.

 Про себя говорит:   (  «Загадка- описание )» 

                                            Что без меня предметы?

                                            Лишь названья.

                 А я приду – все в действие придет.

- О какой части речи говорится? (о глаголе)

-Назовите глаголы, которые встретились в пословице.

3.Работа по теме  урока и словарная работа.

  1. Кроссворд.( индив. работа)

- Из всех грамматических признаков, которые есть у глагола, мы вспомним сегодня только один. Вы узнаете его,  разгадав кроссворд.      

(Дети записывают слова в тетради. Один – у доски)

http://festival.1september.ru/articles/551270/img1.gif

  1. Синоним слова блестеть. (Сверкать)
  2. Синоним слова трудиться. (Работать)
  3. Синоним слова хотеть. (Желать)
  4. Антоним слова разморозить. (Заморозить)
  5. Сажать семена в землю. (Сеять)

– Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
(Взаимопроверка.)
– Какой частью речи являются слова ?(Глаголы)

– Какое слово получилось в выделенных клетках по вертикали? (Время.)
– Как связаны понятия «глагол» и «время»?
 Как ещё изменяются глаголы?

 Постановка проблемы. Прием «Инсерт»

Нам пришло письмо, давайте его прочитаем. А во время чтения письма в тексте будем ставить знаки:

v-уже знал,

 - -думаю иначе,

? – не понял, есть вопросы.

 Текст письма.

-Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?что сделать?

   -Большинство глаголов имеют суффикс –л-.

Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ть-,- ти-

-Глаголы  обозначают действие предметов, изменяются по числам.

     -У глаголов выделяются три времени, которые отличаются вопросами.

     - От глаголов  можно образовать  3 формы времени глагола.

      -От глаголов  можно образовать только 2 формы времени глагола.

-Что вам было уже известно?

-В чём ваши мнения разошлись и вы думаете иначе?

-В каком предложении у вас появились вопросы? Что было непонятно?

- Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока  «Изменение глаголов по временам»

 Определите цели урока.

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

– Сегодня мы будем упражняться в образовании и определении временных форм глагола.

- Какие мы ставим перед собой задачи?

-  Я предлагаю провести аукцион знаний о глаголе.

Прием «Свободное письмо» (работа в парах 3 минуты)

Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Повторить все грамматические признаки глагола.

Задание. 

-Запишите на листочках все, что вы знаете о глаголе.

(Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.)

Прием «Кластер» (работа в группах)

-  Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы составим кластер.

(По мере ответов детей составляется  прием «Кластер»)                                                  

                                            Описание: Рисунок 1

- Хорошо! Вспомнили всю известную нам информацию о глаголе.

4.Знакомство с особенностями образования временных форм у глаголов. Упражнения в образовании временных форм.

– Рассмотрите таблицу  на стр. 116.
– Назовите начальную форму первого глагола.
– Прочитайте, какие временные формы имеют глаголы , которые отвечают на вопрос что делать?

– Назовите начальную форму второго глагола.
– Сколько временных форм у глагола
 с вопросом что сделать? Какие?
– Сделайте вывод: чем отличаются изменения по временам у глаголов
 с вопросом что делать?  и вопросом что сделать(У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени, у глаголов несовершенного вида форма будущего времени сложная.)

-Проверим себя по учебнику.
-Измените глагол думать, приехать по временам.

5.Физкультминутка (проводит ученик.)

6.Работа по учебнику

Уч. С. 117 упр.206.        

7.Самостоятельная работа

Уч. С. 117 упр.207

8.Итог урока.

- Дайте ответ на наш главный вопрос урока:

– Как изменяются глаголы?

– В форме какого времени могут стоять глаголы?

Прием «Продолжи предложение»

1. Сформулируйте и напишите фразу-конструкт о глаголе.

   1) Глагол – это часть ___________________________.

   2) Глаголы обозначают __________________________________

   и отвечают на вопросы _________________, ________________.

   3) Глаголы изменяются по ___________, по _________________.

   4) Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

    стоят в ___________________________________ форме.

5)От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать, можно образовать глаголы __________________________,

________________________ и _____________________ времени.

6)От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать, можно образовать  только глаголы

________________________ и _____________________ времени.

9.Рефлексия (самооценка)

Заполняют листы самооценки.  (СЛАЙД  20)

- А теперь заполните листы самооценки. А я посмотрю, как вы оценили свой вклад в раскрытие дела о глаголе.

Прием «Рефлексивный экран»

(Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей.) По желанию выберите  себе фразу и закончите ее самостоятельно.

10.Дом.задание.

- Посмотрите наш господин  Глагол улыбается. Он доволен Вашей работой.

- Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями.

-Теперь я могу каждому из вас поручить секретное дело, в котором вы должны будете помочь незнакомцу грамотно составить текст на тему «Как я помогаю родителям по дому», используя весь багаж знаний, полученный сегодня на уроке. Это будет Вашим домашним заданием.

- Урок окончен. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Глагол. Времена глагола.

ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА....

Глагол: "Будущее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к уроку руского языка в 3 классе по УМК "Гармония" по теме "Будущее время глагола"...

Глагол: "Настоящее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к уроку русского языка в 3 классе по теме "Настоящее время глагола", УМК "Гармония"....

Глагол: "Прошедшее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация разработана к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония" по теме 2Прошедшее время глагола"....

Урок русского языка. 3 класс. "Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?"

На этом уроке я ставлю перед собой следующие задачи: развивать умение определять время глагола; помочь учащимся осмыслить особенности временных значений; выделить внешние приметы каждого из времён; пр...

Глагол. Времена глаголов. 3 класс

Материал включает в себя разработку урока обобщения и закрепления по теме "Изменение глаголов по временам", проверочную работу, тренировочную карточку "Изменение глаголов по временам", карточка "Мои д...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...