Времена глаголов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Времена глаголов.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Подготовка учащихся к работе на уроке:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Положительный настрой.
Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица. Улыбнитесь, оглянитесь вокруг и подарите частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.
2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала
Итак, ребята, мы начинаем урок русского языка.
- А начать я его хочу со слов Якова Козловского
«Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят».
Слово – это сила. И как в народе говорят: «Сначала думай, а потом говори»
И эта пословица будет девизом нашего урока.
- Объясните ее смысл.
Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком.
В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.
Про себя говорит: ( «Загадка- описание )»
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
- О какой части речи говорится? (о глаголе)
-Назовите глаголы, которые встретились в пословице.
3.Работа по теме урока и словарная работа.
- Кроссворд.( индив. работа)
- Из всех грамматических признаков, которые есть у глагола, мы вспомним сегодня только один. Вы узнаете его, разгадав кроссворд.
(Дети записывают слова в тетради. Один – у доски)
- Синоним слова блестеть. (Сверкать)
- Синоним слова трудиться. (Работать)
- Синоним слова хотеть. (Желать)
- Антоним слова разморозить. (Заморозить)
- Сажать семена в землю. (Сеять)
– Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
(Взаимопроверка.)
– Какой частью речи являются слова ?(Глаголы)
– Какое слово получилось в выделенных клетках по вертикали? (Время.)
– Как связаны понятия «глагол» и «время»? Как ещё изменяются глаголы?
Постановка проблемы. Прием «Инсерт»
Нам пришло письмо, давайте его прочитаем. А во время чтения письма в тексте будем ставить знаки:
v-уже знал,
- -думаю иначе,
? – не понял, есть вопросы.
Текст письма.
-Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?что сделать?
-Большинство глаголов имеют суффикс –л-.
Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ть-,- ти-
-Глаголы обозначают действие предметов, изменяются по числам.
-У глаголов выделяются три времени, которые отличаются вопросами.
- От глаголов можно образовать 3 формы времени глагола.
-От глаголов можно образовать только 2 формы времени глагола.
-Что вам было уже известно?
-В чём ваши мнения разошлись и вы думаете иначе?
-В каком предложении у вас появились вопросы? Что было непонятно?
- Сформулируйте тему урока.
Тема нашего урока «Изменение глаголов по временам»
Определите цели урока.
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
– Сегодня мы будем упражняться в образовании и определении временных форм глагола.
- Какие мы ставим перед собой задачи?
- Я предлагаю провести аукцион знаний о глаголе.
Прием «Свободное письмо» (работа в парах 3 минуты)
Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Повторить все грамматические признаки глагола.
Задание.
-Запишите на листочках все, что вы знаете о глаголе.
(Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.)
Прием «Кластер» (работа в группах)
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы составим кластер.
(По мере ответов детей составляется прием «Кластер»)
- Хорошо! Вспомнили всю известную нам информацию о глаголе.
4.Знакомство с особенностями образования временных форм у глаголов. Упражнения в образовании временных форм.
– Рассмотрите таблицу на стр. 116.
– Назовите начальную форму первого глагола.
– Прочитайте, какие временные формы имеют глаголы , которые отвечают на вопрос что делать?
– Назовите начальную форму второго глагола.
– Сколько временных форм у глагола с вопросом что сделать? Какие?
– Сделайте вывод: чем отличаются изменения по временам у глаголов с вопросом что делать? и вопросом что сделать? (У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени, у глаголов несовершенного вида форма будущего времени сложная.)
-Проверим себя по учебнику.
-Измените глагол думать, приехать по временам.
5.Физкультминутка (проводит ученик.)
6.Работа по учебнику
Уч. С. 117 упр.206.
7.Самостоятельная работа
Уч. С. 117 упр.207
8.Итог урока.
- Дайте ответ на наш главный вопрос урока:
– Как изменяются глаголы?
– В форме какого времени могут стоять глаголы?
Прием «Продолжи предложение»
1. Сформулируйте и напишите фразу-конструкт о глаголе.
1) Глагол – это часть ___________________________.
2) Глаголы обозначают __________________________________
и отвечают на вопросы _________________, ________________.
3) Глаголы изменяются по ___________, по _________________.
4) Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
стоят в ___________________________________ форме.
5)От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать, можно образовать глаголы __________________________,
________________________ и _____________________ времени.
6)От глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать, можно образовать только глаголы
________________________ и _____________________ времени.
9.Рефлексия (самооценка)
Заполняют листы самооценки. (СЛАЙД 20)
- А теперь заполните листы самооценки. А я посмотрю, как вы оценили свой вклад в раскрытие дела о глаголе.
Прием «Рефлексивный экран»
(Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей.) По желанию выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно.
10.Дом.задание.
- Посмотрите наш господин Глагол улыбается. Он доволен Вашей работой.
- Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями.
-Теперь я могу каждому из вас поручить секретное дело, в котором вы должны будете помочь незнакомцу грамотно составить текст на тему «Как я помогаю родителям по дому», используя весь багаж знаний, полученный сегодня на уроке. Это будет Вашим домашним заданием.
- Урок окончен. Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Глагол. Времена глагола.
ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА....
Глагол: "Будущее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"
Презентация выполнена к уроку руского языка в 3 классе по УМК "Гармония" по теме "Будущее время глагола"...
Глагол: "Настоящее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"
Презентация выполнена к уроку русского языка в 3 классе по теме "Настоящее время глагола", УМК "Гармония"....
Глагол: "Прошедшее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"
Презентация разработана к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония" по теме 2Прошедшее время глагола"....
Урок русского языка. 3 класс. "Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?"
На этом уроке я ставлю перед собой следующие задачи: развивать умение определять время глагола; помочь учащимся осмыслить особенности временных значений; выделить внешние приметы каждого из времён; пр...
Глагол. Времена глаголов. 3 класс
Материал включает в себя разработку урока обобщения и закрепления по теме "Изменение глаголов по временам", проверочную работу, тренировочную карточку "Изменение глаголов по временам", карточка "Мои д...
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...