Урок русского языка по теме "Родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Технологическая карта  урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова" по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rodstvennye_slova.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок русского языка во  2 классе по УМК  «Школа России»

  Тема урока: Что такое родственные слова?

Цели урока: познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

 Основные виды учебной деятельности:

    находить родственные слова в тексте и среди других слов;

    различать родственные слова и синонимы;

    подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них

    корень.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: учить ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению.

 Коммуникативные: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог.

 Личностные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение.

Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

1.Организационный момент.

Мотивационный.

- Здравствуйте, ребята!

Ну - ка, проверим, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

  -  Откройте тетради и запишите число, классная работа. 

Мотивация на урок.  

Мотивация на урок.  Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.  

РУУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

2 Актуализация знаний.

  - Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите  отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

1) Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан.  (берёза)

2) Никто её не пугает,

А она вся дрожит.

          (осина)

3) Надели на палку

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.  

 (лопата)

 4) Вырос в солнечный денек

У лесной дорожки

Ярко-красный огонек

На зеленой ножке.

        (ягода)

5) Неживая, а идет,

неподвижна, а ведет.

          (дорога)

Проверка: сверка с образцом на доске.

-Назовите синоним к слову «дорога» /путь, тропинка, шоссе/.

- Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем.  

Выполняют задание. Самооценка.

Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания.

ЛУУД.  

 Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

3 Целеполагание. Постановка учебной задачи.

4.Самоопределение к деятельности.

Изучение нового материала.

  Беседа о родственниках.

-Кому знакомо слово «родственники»? Кто они такие?

- Скажите, кого вы считаете родственниками?

 - Это люди, которые из одной семьи, значит, родные. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.  

(Учитель читает текст)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

А я ваша родственница – гусеница.

-Ребята, а как вы думаете, права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему?

- В русском языке тоже есть слова-«родственники», родственные слова.  

- Прочитайте тему урока.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? ( Близкие по смыслу).

-Обратим внимание на написание родственных слов:

-Что увидели?( В  словах есть общая часть).

-Кто знает, как называется такая общая часть?

- Теперь попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.

- Познакомимся с правилом на с.58 учебника.

Нет. Гусь- …., гусеница –…..

«Что такое родственные слова?»

ГУСЬ

ГУСЫНЯ

ГУСЯТА

Корень.

Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть.

Предлагает задания.

Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Принимает ответы и подводит к выделению признаков родственных слов.

РУУД.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РУУД.

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

ПУУД.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КУУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

5.Физминутка.

6.Самостоятельная работа.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8.  Физминутка.

Игра «Лишнее слово».

9. Работа в парах.

Закрепление изученного материала.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре тихо села.

Упр.78.

- Можно ли назвать родственными слова в каждой группе?

- Спишите любую группу слов, выделите корень.

Упр. 80.

- Являются ли данные слова родственными и почему?

- Запишите только родственные слова.

- Подберите родственные слова к словам «дедушка», «тетя», «мам

 

Если родственные слова – хлопните,  если нет – топните.

Лиса, лисица, лист.

Сыр, сырный, сырок.

Лес , лесник, лестница, лесной.

Зима, зимний, зимушка.

Игра «Засели домик».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас это родственные слова). Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

1 ряд:  - лис –

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд:  - мор –

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд: - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики.

- Запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в них корень.

- Проверяем 1 ряд, кто оказался лишним в вашем доме? Аргументируйте свой ответ.

- 2ряд.  3 ряд.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Выполняют задание.

Сын, сынок, сыночек, сынишка.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Лиса, лисонька, лисий.

Морской, моряк, море.

Вода, водичка, водный.

 

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

ЛУУД.

 Контроль в форме сличения способа действия и его результата

КУУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

ЛУУД.

 Контроль в форме сличения способа действия и его результата

КУУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

КУУД.

Контролировать действия партнера.

 РУУД. Использование знаний в новых условиях.

10. Рефлексия.

Игра-презентация с использованием  электронного приложения к учебнику.

- Вам необходимо разбить слова на группы родственных слов.

Выполняют задания.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД.

Контролировать действия партнера. РУУД.

Использование знаний в новых условиях.

11. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

 - Кому было интересно?

- Оцените свою работу на уроке.

(Дети показывают смайлик).

Подводят итог.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД.

Контролировать действия.

12. Д/з.

- Дома повторите, что такое родственные слова и выполните №83, с.60.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей.

КУУД.

Контролировать действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....