Урок русского языка по теме "Родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова" по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rodstvennye_slova.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе по УМК «Школа России»
Тема урока: Что такое родственные слова?
Цели урока: познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Основные виды учебной деятельности:
находить родственные слова в тексте и среди других слов;
различать родственные слова и синонимы;
подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них
корень.
Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение.
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения.
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД (метапредметные результаты) |
1.Организационный момент. Мотивационный. | - Здравствуйте, ребята! Ну - ка, проверим, дружок, - Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне? Пожелаю вам удачи- За работу, в добрый час. - Откройте тетради и запишите число, классная работа. | Мотивация на урок. | Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой. | РУУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. |
2 Актуализация знаний. | - Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные. 1) Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан. (берёза) 2) Никто её не пугает, А она вся дрожит. (осина) 3) Надели на палку Стальную ладошку. И под ладошку Сажают картошку. (лопата) 4) Вырос в солнечный денек У лесной дорожки Ярко-красный огонек На зеленой ножке. (ягода) 5) Неживая, а идет, неподвижна, а ведет. (дорога) Проверка: сверка с образцом на доске. -Назовите синоним к слову «дорога» /путь, тропинка, шоссе/. - Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем. | Выполняют задание. Самооценка. | Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания. | ЛУУД. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. |
3 Целеполагание. Постановка учебной задачи. 4.Самоопределение к деятельности. Изучение нового материала. | Беседа о родственниках. -Кому знакомо слово «родственники»? Кто они такие? - Скажите, кого вы считаете родственниками? - Это люди, которые из одной семьи, значит, родные. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками. (Учитель читает текст) Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница. - О! Здравствуйте! Вы кто? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? А я ваша родственница – гусеница. -Ребята, а как вы думаете, права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему? - В русском языке тоже есть слова-«родственники», родственные слова. - Прочитайте тему урока. - Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? ( Близкие по смыслу). -Обратим внимание на написание родственных слов: -Что увидели?( В словах есть общая часть). -Кто знает, как называется такая общая часть? - Теперь попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. - Познакомимся с правилом на с.58 учебника. | Нет. Гусь- …., гусеница –….. «Что такое родственные слова?» ГУСЬ ГУСЫНЯ ГУСЯТА Корень. Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть. | Предлагает задания. Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимает ответы и подводит к выделению признаков родственных слов. | РУУД. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. РУУД. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Осуществлять пошаговый контроль. ПУУД. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. КУУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. |
5.Физминутка. 6.Самостоятельная работа. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Физминутка. Игра «Лишнее слово». 9. Работа в парах. Закрепление изученного материала. | Утром бабочка проснулась, Упр.78. - Можно ли назвать родственными слова в каждой группе? - Спишите любую группу слов, выделите корень. Упр. 80. - Являются ли данные слова родственными и почему? - Запишите только родственные слова. - Подберите родственные слова к словам «дедушка», «тетя», «мам
Если родственные слова – хлопните, если нет – топните. Лиса, лисица, лист. Сыр, сырный, сырок. Лес , лесник, лестница, лесной. Зима, зимний, зимушка. Игра «Засели домик». - Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас это родственные слова). Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам. 1 ряд: - лис – Лиса, лист, лисонька, лисий. 2 ряд: - мор – Морской, моряк, море, мороз. 3 ряд: - вод – Вода, водичка, водный, водитель. - Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики. - Запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в них корень. - Проверяем 1 ряд, кто оказался лишним в вашем доме? Аргументируйте свой ответ. - 2ряд. 3 ряд. | Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. Выполняют задание. Сын, сынок, сыночек, сынишка. Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. Лиса, лисонька, лисий. Морской, моряк, море. Вода, водичка, водный.
| Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу. Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | ЛУУД. Контроль в форме сличения способа действия и его результата КУУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. ЛУУД. Контроль в форме сличения способа действия и его результата КУУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. КУУД. Контролировать действия партнера. РУУД. Использование знаний в новых условиях. |
10. Рефлексия. | Игра-презентация с использованием электронного приложения к учебнику. - Вам необходимо разбить слова на группы родственных слов. | Выполняют задания. | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | КУУД. Контролировать действия партнера. РУУД. Использование знаний в новых условиях. |
11. Итог урока. | - Что нового узнали на уроке? - Кому было интересно? - Оцените свою работу на уроке. (Дети показывают смайлик). | Подводят итог. | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД. Контролировать действия. |
12. Д/з. | - Дома повторите, что такое родственные слова и выполните №83, с.60. | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей. | КУУД. Контролировать действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""
Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...
урок русского языка 2класс "Однокоренные слова, корень слова."
презентация к уроку....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/
Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...
урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....