Конспект урока по русскому языку: «Общее представление о частях речи».
план-конспект урока (2, 3 класс) на тему
Формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_obshchee_predstavlenie_o_chastyah_rechi.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №432
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Общее представление о частях речи».
Воспитатель Посохова Ю.С.
Санкт-Петербург
2018г
Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества со взрослым;
- формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
Учебные задачи, направленные на достижения мета предметных результатов обучения:
- формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
- формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
- развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
- формирование общего представления о частях речи;
- расширение словарного запаса учащихся;
- формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
- формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
Оборудование:
Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, язык», цветные карандаши, листы с индивидуальным заданием.
Воспитатель: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина,
- Организационный момент.
Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
Ребята, готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы веселый, дружный класс
Всё получится у нас.
-Постараемся, чтобы наше отличное настроение сохранилось на весь урок.
-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным.
-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина.
-Как вы его понимаете?
-Это высказывание будет сегодня эпиграфом к нашему уроку, а сказка, которую мы с вами читали на уроках литературного чтения поможет нам повторить и закрепить пройденный материал и открыть новые тайны русского языка.
- Чистописание
Цель – умение соотносить свою деятельность с образцом.
-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание, которое и будет являться нашей минуткой красивого письма. (Повторить правила письма)
3 Актуализация знаний
Цель –воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.
-Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)
- Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка).
-Какие? (Дети перечисляют изученные орфограммы).
-Чему учились? (Учились писать слова в соответствии правил русского языка).
- Проверим себя. Применим полученные знания. Запишем слова под диктовку, выделяя
изученные орфограммы. (Один ученик работает на доске)
Писатель, русский, живет, Пушкин, вечный.
- Возьмите карандаши, проверьте и оцените себя по «светофору».
-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы? (Высказывания детей)
Слова - названия
предметов | признаков предметов | действий предметов |
кто? | какой? | что делает? |
что? | какая? | что сделают? |
какое? | что делают? | |
какие? | что делали? |
-Итак, слово — это не только набор звуков и букв, но и название предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. (Хоровое прочтение вопросов).
4 Усвоение новых знаний и способов деятельности
Цель - формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов
1. на какой вопрос отвечают
2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать?
Всему название дано –
И зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных нету.
- Слова. Которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными.
-На какой вопрос отвечают имена существительные?
-Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному и которые обозначают признак предмета называют именами прилагательными.
На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами.
-На какие вопросы отвечает глагол?
-Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими-то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах.
Слова - названия
предметов | признаков предметов | действий предметов |
кто? | какой? | что делает? |
что? | какая? | что сделают? |
какое? | что делают? | |
какие? | что делали? | |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ |
-В русском языке принято сокращать части речи на письме
Существительное – сущ.
Прилагательное – прил.
Глагол – гл.
-Обратимся к учебнику. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.
-Прочитайте текст правила.
-Что же называют частями речи? (зачитать)
-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)
-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)
5. Первичная проверка понимания нового материала.
Цель - вербальное фиксирование нового знания.
- Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
-Из какого произведения эти строки?
- Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки.
-Помогите лисятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.
Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.
1. Задать к слову вопрос.
2. Определить, что обозначает слово.
3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.
- Ребята, мы помогли не только лисятам, но и себе. Чему мы учились?
(Учились распознавать части речи)
6. Игра «Немой диктант»
Цель – Осознание учащимися степени овладения понятиями и применение полученных знаний
-Посмотрим, как вы это усвоили.
-Что я держу в руке? (карандаш)
-На какой вопрос отвечает это слово?
-Что обозначает?
-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?
-Подберите к этому существительному прилагательное.
-На какой вопрос отвечает прилагательное?
-Теперь подберите к нему глагол?
-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.
Сейчас будет «немой диктант»
-Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.
(Воспитатель показывает предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь)
По окончании диктанта воспитатель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.
7.Физкультминутка.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель – Включение в систему знаний и закрепление.
-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.
-Прочитайте задание.
(В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи).
9. Работа с текстом.
Цель - развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
- формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
-Прочитайте задание №3 на ваших листах.
(Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь)
-Можно ли назвать эти предложения текстом?
-Определите тему текста?
10. Итог урока.
Цель - Осмысление своих достижений
-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?
(Учились определять какой частью речи является слово.
Учились распознавать признаки частей речи)
-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?
11. Рефлексия.
Цель – Проверка эмоционального состояния.
-А теперь подведите итог урока каждый сам себя (Итоговый тест на листах. Задание №4)
Предварительный просмотр:
Лист индивидуальных заданий
Задание №1
существительное | прилагательное | глагол |
карандаш | простой | рисует |
Задание №2
В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи
существительное | прилагательное | глагол |
сказка | добрый | выдумывать |
чудо | волшебная | заколдует |
золотая | сказочный | рассказываем |
терем | летает | читать |
белочка | вкусное | фея |
орешек | интересная | мечтаем |
Оцени себя
Задание №3
Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их часть речи и запишите в тетрадь.
На уроках мы ……….. сказку А.С. Пушкина. Там ……………. разные герои. ……….
старуха, …….. старик, ………… рыбка. …… сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её. ………… учит нас не быть жадными.
Слова для справок: читали, встречаются, золотая, безвольный, жадная, рыбка, сказка. Оцени себя
Задание №4
Выберите к каждому вопросу ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"
Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...
конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Части речи-глагол"
Цель урока: Знакомство с понятием части речи - глагол....
Конспект урока по русскому языку "Общее знакомство с частями речи" 2класс
Тема урока" "Понятие о частях речи. Общее знакомство с частями речи" УМК "Школа России"Цель: Познакомить с частями речи и их особенностями. Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркост...
Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...
Конспект урока по русскому языку "Общее представление о местоимении" (3 класс)
Кнспект урока разработан по программе "Школа России" на основе новых ФГОС. Урок открытия новых знаний....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...
Конспект урока по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Работа над ошибками."
Конспект урока + презентация по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление)."...