Конспект урока по русскому языку: «Общее представление о частях речи».
план-конспект урока (2, 3 класс) на тему

Посохова Юлия Станиславовна

Формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Общее представление о частях речи».

Воспитатель Посохова Ю.С.

Санкт-Петербург

2018г

Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижения мета предметных результатов обучения:

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
  • формирование общего представления о частях речи;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Оборудование:

Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, язык», цветные карандаши, листы с индивидуальным заданием.

Воспитатель: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина,

  1. Организационный момент.

Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Ребята, готовы вы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы веселый, дружный класс

Всё получится у нас.

-Постараемся, чтобы наше отличное настроение сохранилось на весь урок.

-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным.

-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина.

-Как вы его понимаете?

-Это высказывание будет сегодня эпиграфом к нашему уроку, а сказка, которую мы с вами читали на уроках литературного чтения поможет нам повторить и закрепить пройденный материал и открыть новые тайны русского языка.

  1. Чистописание

Цель – умение соотносить свою деятельность с образцом.

-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание, которое и будет являться нашей минуткой красивого письма. (Повторить правила письма)

3 Актуализация знаний

Цель –воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.

-Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)

- Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка).

-Какие? (Дети перечисляют изученные орфограммы).

-Чему учились? (Учились писать слова в соответствии правил русского языка).

- Проверим себя. Применим полученные знания. Запишем слова под диктовку, выделяя

изученные орфограммы. (Один ученик работает на доске)

Писатель, русский, живет, Пушкин, вечный.

- Возьмите карандаши, проверьте и оцените себя по «светофору».

-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы? (Высказывания детей)

 Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

кто?

какой?

что делает?

что?

какая?

что сделают?

какое?

что делают?

какие?

что делали?

-Итак, слово — это не только набор звуков и букв, но и название предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. (Хоровое прочтение вопросов).

4 Усвоение новых знаний и способов деятельности

Цель - формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов

1. на какой вопрос отвечают

2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать?

Всему название дано –

И зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету.

- Слова. Которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными.

-На какой вопрос отвечают имена существительные?

-Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному и которые обозначают признак предмета называют именами прилагательными.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами.

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими-то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах.

Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

кто?

какой?

что делает?

что?

какая?

что сделают?

какое?

что делают?

какие?

что делали?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

-В русском языке принято сокращать части речи на письме

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.

-Обратимся к учебнику. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Прочитайте текст правила.

-Что же называют частями речи? (зачитать)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)

-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)

5. Первичная проверка понимания нового материала.

Цель - вербальное фиксирование нового знания.

- Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке                                                                  

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

-Из какого произведения эти строки?

- Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки.

-Помогите лисятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Ребята, мы помогли не только лисятам, но и себе. Чему мы учились?

(Учились распознавать части речи)

6Игра «Немой диктант»

Цель – Осознание учащимися степени овладения понятиями и применение полученных знаний

-Посмотрим, как вы это усвоили.

-Что я держу в руке? (карандаш)

-На какой вопрос отвечает это слово?

-Что обозначает?

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?

-Подберите к этому существительному прилагательное.

-На какой вопрос отвечает прилагательное?

-Теперь подберите к нему глагол?

-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.

Сейчас будет «немой диктант»

-Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.

(Воспитатель показывает предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь)

По окончании диктанта воспитатель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.

7.Физкультминутка.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель – Включение в систему знаний и закрепление.

-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.

-Прочитайте задание.

 (В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи).

9. Работа с текстом.

Цель - развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

-Прочитайте задание №3 на ваших листах.

(Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь)

-Можно ли назвать эти предложения текстом?

-Определите тему текста?

10. Итог урока.

Цель -  Осмысление своих достижений

-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

11. Рефлексия.

Цель – Проверка эмоционального состояния.

-А теперь подведите итог урока каждый сам себя (Итоговый тест на листах. Задание №4)


Предварительный просмотр:

Лист индивидуальных заданий

Задание №1

существительное

прилагательное

глагол

   карандаш

простой

рисует

                                                                                                       

Задание №2

В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи                   

существительное

прилагательное

глагол

сказка

добрый

выдумывать

чудо

волшебная

заколдует

золотая

сказочный

рассказываем

терем

летает

читать

белочка

вкусное

фея

орешек

интересная

мечтаем

                                                                                                      Оцени себя

Задание №3

Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их часть речи и запишите в тетрадь.

На уроках мы  ……….. сказку А.С. Пушкина. Там  ……………. разные герои. ……….

старуха, ……..  старик, ………… рыбка.   ……  сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её.   …………   учит нас не быть жадными.  

Слова для справок: читали, встречаются, золотая, безвольный, жадная, рыбка, сказка.                                                                            Оцени себя

Задание №4  

Выберите к каждому вопросу ответ.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен
легким / трудным



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Части речи-глагол"

Цель урока: Знакомство с понятием части речи - глагол....

Конспект урока по русскому языку "Общее знакомство с частями речи" 2класс

Тема урока" "Понятие о частях речи. Общее знакомство с частями речи"   УМК "Школа России"Цель: Познакомить с частями речи и их особенностями. Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркост...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Конспект урока по русскому языку "Общее представление о местоимении" (3 класс)

Кнспект урока разработан по программе "Школа России" на основе новых ФГОС. Урок открытия новых знаний....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Работа над ошибками."

Конспект урока + презентация по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление)."...