Правописание окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Плешкова Любовь Николаевна

Проверка безударных окончаний имён существительных единственного числа

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка открытого урока.

Класс: 4

Учитель: Плешкова Л.Н.

Предмет: русский язык

Тема. Правописание окончаний имён существительных единственного числа.

Цель урока:  сформировать навык  проверки безударных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. закреплять знания о существенных признаках, по которым распознают        типы склонений;
  2. учить   писать безударные окончания имён существительных 1, 2,  3 склонения единственного числа;

Развивающие:

  1. развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь;
  2. обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение;
  3. формировать приём умственных действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных;
  4. развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.

Воспитательные:

       1)  воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи;  

       2)  приобщать к здоровому образу жизни.

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Вид урока:  урок – исследование.

Время урока: 40 минут.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint;
  • CD: «Русский язык»: универсальный мультимедийный тренажёр издательство «Экзамен», ООО «Уральский электронный завод»;
  • опорные схемы «Склонения имён существительных»;
  • учебник  для 4 класса «Русский язык» авт. Л.М.Зеленина;
  • таблица "Гимнастика для глаз";

                                             Ход урока

Исполь-зование СОТ

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами продолжим заниматься исследовательской деятельностью и постараемся по  «Лесенке успеха» подняться на самую верхнюю ступеньку».

( На доске «Лесенка успеха»)

У нас созданы три рабочие группы.

Исследовательская работа  требует больших умственных  и физических затрат. Мы должны быть готовы к ним. Поэтому перед работой  выполним несколько необходимых упражнений.

     Птицы на юг улетают,  (покачивание поднятыми над головой руками)

     Гуси, грачи, журавли.   (движение руками в стороны, вперёд, вверх)

     Вот уж последняя стая  (плавные движения руками вверх, вниз)

     Крыльями машет вдали.

(Дети садятся по группам. В каждой группе  дети с разным уровнем подготовки.)

II. Исследовательская работа.

1. Чистописание.

 О каком времени года шла речь в стихотворении, докажите.

(Об осени, так как именно осенью перелетные птицы улетают на юг.)

Назовите признаки осени.

(Опадают листья с деревьев, часто идёт дождь, дует пронизывающий ветер.)

Вот как гласит об этом народная мудрость:

«В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт». (Запись на доске.)

Приступаем к исследованию этого предложения.

Какая буква  здесь чаще всего встречается? (Буква «Е»)

Мы потренируемся её писать. Открываем тетради и записываем число, классная работа. (Запись на доске.)

(Дети пишут в тетрадях число, классная работа, букву «еее  еее »  всю строчку и записывают предложение.)

Вот мы и поднялись на 1-ую ступеньку нашей лесенки.

2. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы.

    1) Исследование  слов.

    Какое время года было до осени? (лето)

    Какое время года будет после осени? (зима)

    (Запись на доске: осень, лето, зима)

    Приступаем к исследованию эти слов.

(Дети слушают задания, совещаются в группах, дают ответы, внимательно слушают отвечающих, при необходимости исправляют ответы.)

1 группа находит, что общего в этих словах?

( имена существительные, неодушевлённые,  нарицательные, двусложные)

2 группа ищет, какое слово может быть лишним и доказывает, почему оно лишнее.

(зима - ударный 2 слог;  лето – ср. род;  осень – начинается с гласной)

3 группа  узнаёт, какие орфограммы встретились в словах, как их проверить.

  ( Безударная гласная в корне слова. Подбираем однокоренное слово или изменяем форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Осень – осенний, зима – зимний, зимы.

Это правило не подходит к слову «лето» - безударное окончание.

Лето – сущ. среднего рода, И.п., окончание «о»)

Что  необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного?

( Надо знать падеж и склонение)

Назовите падежи по порядку. (Дети называют.) (Слайд 1)

Какие существительные относятся к:

  - 1склонению?   (м.р., ж.р., -а,-я) (Слайд 2)

  - 2склонению?  (м.р.[ ], с.р. –о,-е)

   - 3склонению?   (ж.р.  ь [ ] )

Молодцы!  Вы отлично трудились в группах, помогали друг другу и правильные сделали выводы.

Мы уже на 2-ой ступеньке.

2) Исследование предложений  из учебника.

Пользуясь схемами «Склонение имен существительных»

 (у каждого ученика схема помощница)

проведите исследование предложений из упражнения 77 на с.107 и докажите, что вы правильно вставили пропущенные буквы.

(Дети выполняют упражнение, меняются тетрадями в группах, проверяют.)

Так что же необходимо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании существительного?

(Надо знать падежи и тип склонения.)

Молодцы! Это вы хорошо усвоили.  

Поднимаемся на 3-ю ступеньку.

Ребята, оказывается, существует ещё один способ проверки безударного окончания имени существительного. Может кто-то из вас знает его?

(Дети сомневаются.)

3.Физминутка.

Чтобы продолжить наши исследования необходимо передохнуть, набраться  сил.

1. Дадим отдых глазам.  (Упражнения по таблице.)

2. У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине – глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Называется пескарь.

Рыбки весело резвятся

В тихой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То запрячутся в песке.

3. Пальчиковая гимнастика:

    Ветер по лесу летал

Ветер листики считал,

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

4. Работа по исследованию ударных и безударных окончаний

    имён существительных.

Давайте вернёмся к исследованию наших слов: осень, лето, зима.

И возьмём ещё слова: окно, поляна, любовь.

Слова надо просклонять, выявить  и доказать ещё  один способ проверки безударных окончаний имён существительных. .

1 группа возьмёт для исследовательской работы слова       1склонения.

2 группа – слова  2 склонения.

3 группа – слова  3 склонения.

(Дети склоняют слова, проверяют друг  друга в группах.

 Каждая группа делает вывод по наблюдениям  и доказывает способ проверки. Дети слушают выводы каждой группы. Учитель показывает слайды со склонением слов каждой группы.

Слайды 3,4,5.

1 группа: в одном и том же падеже у существительных 1-го склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

Значит, безударное падежное окончание существительного 1-го склонения можно проверить ударным окончанием существительного  1-го  склонения.

2 группа: в одном и том же падеже у существительных 2-го склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

Значит, безударное падежное окончание существительного 2-го склонения можно проверить ударным окончанием существительного  2-го  склонения.

3 группа: в одном и том же падеже у существительных 3-го склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

Значит, безударное падежное окончание существительного 3-го склонения можно проверить ударным окончанием существительного  3-го  склонения.)

Молодцы! Вот и следующая 4-ая  ступенька нашей лесенки преодолена. Вы выполнили  самую трудную часть  нашего исследования и сделали прекрасный вывод.

Вывод: в одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

Значит, правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения.

Какие слова помощники с ударными окончаниями вы использовали в исследовательской работе? (Зима, окно, любовь)

Слайд 6. (склонение слов: зима, окно, любовь)

5.Применение полученных знаний.

   1)Работа с учебником.

Сейчас, в доказательство правильности наших исследований  выполним практическую работу.

Находим упражнение 85 на с. 110.

Используя слова помощники, необходимо  вставить пропущенные буквы в окончаниях существительных.

 (Дети выполняют работу самостоятельно)

Какой работой мы сегодня занимались и для чего?

(Мы занимались исследованием. Искали способы проверки безударных окончаний имён существительных,)

Какие же существуют способы проверки безударных окончаний имён существительных?

 

(1. Зная падеж и склонение,  можно определить безударное  окончание существительного.

 2. Можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения.)

Что необходимо знать, чтобы  правильно применить хоть один из  этих способов.

(Надо знать падежи и верно определять тип склонения.)

Молодцы! И мы уже на 5- ой ступеньке.

  1. Работа с интерактивной доской.

 Сейчас каждая исследовательская группа, используя свои знания, проведет научный эксперимент и узнает результат своей  работы.

(Каждая группа детей выходит и выполняет задание на интерактивной доске по определению типа склонения имён существительных. В результате они получают за научный эксперимент « Молодец!»)

Вот и последняя ступенька преодолена.

III. Итог урока, рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось во время сегодняшней исследовательской работы?

- Что показалось трудным?

- Как вам работалось в группах?

Мы с вами поднялись на самую высокую ступеньку лестницы, мы достигли цели, нашли ещё один способ проверки безударных окончаний имён существительных. Все слаженно работали, помогали друг другу в трудную минуту. Молодцы!

Домашнее задание.    

Наши исследования непременно вам помогут в выполнении домашнего  задания.   Учебник с.111 упр.86.    

Спасибо за урок!

Здоро-вьесбе-режение

Здоро-вьесбе-режение

(смена

деятель-

ности

Иссле-дователь-ская

деятель-

ность

ИКТ

Здоровье-

сбереже-

ние

(ситуация

успеха)

Здоровье-

сбереже-

ние

(ситуация

успеха)

Здоровье-сбереже-ние

(смена вида

деятель-

ности)

        

Исследо-ватель-ская

деятель-ность

ИКТ

Здоровье-

сбереже-

ние

(ситуация

успеха)

ИКТ

ИКТ, здоро-вьесбе-режение

(смена

деятель-

ности,

ситуация

успеха)

Здоровье-

сбереже-

ние

(ситуация

успеха)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс

Сценарий урока русского языка   (Перспективная начальная школа) в третьем классе...

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс

Презентация к сценарию урока русского языка   (Перспективная начальная школа) в третьем классе...

"Правописание окончаний имён существительных единственного числа"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Правописание окончаний имен существительных дается не очень легко. В конспекте представленаодна из форм работы по этой теме....

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

•Урок русского языка в 4 классе по теме•«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введ...

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...