Правописание окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Проверка безударных окончаний имён существительных единственного числа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока.
Класс: 4
Учитель: Плешкова Л.Н.
Предмет: русский язык
Тема. Правописание окончаний имён существительных единственного числа.
Цель урока: сформировать навык проверки безударных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока:
Образовательные:
- закреплять знания о существенных признаках, по которым распознают типы склонений;
- учить писать безударные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения единственного числа;
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь;
- обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение;
- формировать приём умственных действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных;
- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
Воспитательные:
1) воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи;
2) приобщать к здоровому образу жизни.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: урок – исследование.
Время урока: 40 минут.
Оборудование:
- компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор;
- презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint;
- CD: «Русский язык»: универсальный мультимедийный тренажёр издательство «Экзамен», ООО «Уральский электронный завод»;
- опорные схемы «Склонения имён существительных»;
- учебник для 4 класса «Русский язык» авт. Л.М.Зеленина;
- таблица "Гимнастика для глаз";
Ход урока | Исполь-зование СОТ |
I. Организационный момент. Сегодня мы с вами продолжим заниматься исследовательской деятельностью и постараемся по «Лесенке успеха» подняться на самую верхнюю ступеньку». ( На доске «Лесенка успеха») У нас созданы три рабочие группы. Исследовательская работа требует больших умственных и физических затрат. Мы должны быть готовы к ним. Поэтому перед работой выполним несколько необходимых упражнений. Птицы на юг улетают, (покачивание поднятыми над головой руками) Гуси, грачи, журавли. (движение руками в стороны, вперёд, вверх) Вот уж последняя стая (плавные движения руками вверх, вниз) Крыльями машет вдали. (Дети садятся по группам. В каждой группе дети с разным уровнем подготовки.) II. Исследовательская работа. 1. Чистописание. О каком времени года шла речь в стихотворении, докажите. (Об осени, так как именно осенью перелетные птицы улетают на юг.) Назовите признаки осени. (Опадают листья с деревьев, часто идёт дождь, дует пронизывающий ветер.) Вот как гласит об этом народная мудрость: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт». (Запись на доске.) Приступаем к исследованию этого предложения. Какая буква здесь чаще всего встречается? (Буква «Е») Мы потренируемся её писать. Открываем тетради и записываем число, классная работа. (Запись на доске.) (Дети пишут в тетрадях число, классная работа, букву «еее еее » всю строчку и записывают предложение.) Вот мы и поднялись на 1-ую ступеньку нашей лесенки. 2. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы. 1) Исследование слов. Какое время года было до осени? (лето) Какое время года будет после осени? (зима) (Запись на доске: осень, лето, зима) Приступаем к исследованию эти слов. (Дети слушают задания, совещаются в группах, дают ответы, внимательно слушают отвечающих, при необходимости исправляют ответы.) 1 группа находит, что общего в этих словах? ( имена существительные, неодушевлённые, нарицательные, двусложные) 2 группа ищет, какое слово может быть лишним и доказывает, почему оно лишнее. (зима - ударный 2 слог; лето – ср. род; осень – начинается с гласной) 3 группа узнаёт, какие орфограммы встретились в словах, как их проверить. ( Безударная гласная в корне слова. Подбираем однокоренное слово или изменяем форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Осень – осенний, зима – зимний, зимы. Это правило не подходит к слову «лето» - безударное окончание. Лето – сущ. среднего рода, И.п., окончание «о») Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного? ( Надо знать падеж и склонение) Назовите падежи по порядку. (Дети называют.) (Слайд 1) Какие существительные относятся к: - 1склонению? (м.р., ж.р., -а,-я) (Слайд 2) - 2склонению? (м.р.[ ], с.р. –о,-е) - 3склонению? (ж.р. ь [ ] ) Молодцы! Вы отлично трудились в группах, помогали друг другу и правильные сделали выводы. Мы уже на 2-ой ступеньке. 2) Исследование предложений из учебника. Пользуясь схемами «Склонение имен существительных» (у каждого ученика схема помощница) проведите исследование предложений из упражнения 77 на с.107 и докажите, что вы правильно вставили пропущенные буквы. (Дети выполняют упражнение, меняются тетрадями в группах, проверяют.) Так что же необходимо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании существительного? (Надо знать падежи и тип склонения.) Молодцы! Это вы хорошо усвоили. Поднимаемся на 3-ю ступеньку. Ребята, оказывается, существует ещё один способ проверки безударного окончания имени существительного. Может кто-то из вас знает его? (Дети сомневаются.) 3.Физминутка. Чтобы продолжить наши исследования необходимо передохнуть, набраться сил. 1. Дадим отдых глазам. (Упражнения по таблице.) 2. У реки росла рябина, А река текла, рябила. Посредине – глубина, Там гуляла рыбина. Эта рыба – рыбий царь, Называется пескарь. Рыбки весело резвятся В тихой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То запрячутся в песке. 3. Пальчиковая гимнастика: Ветер по лесу летал Ветер листики считал, Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки - золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. 4. Работа по исследованию ударных и безударных окончаний имён существительных. Давайте вернёмся к исследованию наших слов: осень, лето, зима. И возьмём ещё слова: окно, поляна, любовь. Слова надо просклонять, выявить и доказать ещё один способ проверки безударных окончаний имён существительных. . 1 группа возьмёт для исследовательской работы слова 1склонения. 2 группа – слова 2 склонения. 3 группа – слова 3 склонения. (Дети склоняют слова, проверяют друг друга в группах. Каждая группа делает вывод по наблюдениям и доказывает способ проверки. Дети слушают выводы каждой группы. Учитель показывает слайды со склонением слов каждой группы. Слайды 3,4,5. 1 группа: в одном и том же падеже у существительных 1-го склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Значит, безударное падежное окончание существительного 1-го склонения можно проверить ударным окончанием существительного 1-го склонения. 2 группа: в одном и том же падеже у существительных 2-го склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Значит, безударное падежное окончание существительного 2-го склонения можно проверить ударным окончанием существительного 2-го склонения. 3 группа: в одном и том же падеже у существительных 3-го склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Значит, безударное падежное окончание существительного 3-го склонения можно проверить ударным окончанием существительного 3-го склонения.) Молодцы! Вот и следующая 4-ая ступенька нашей лесенки преодолена. Вы выполнили самую трудную часть нашего исследования и сделали прекрасный вывод. Вывод: в одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Значит, правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения. Какие слова помощники с ударными окончаниями вы использовали в исследовательской работе? (Зима, окно, любовь) Слайд 6. (склонение слов: зима, окно, любовь) 5.Применение полученных знаний. 1)Работа с учебником. Сейчас, в доказательство правильности наших исследований выполним практическую работу. Находим упражнение 85 на с. 110. Используя слова помощники, необходимо вставить пропущенные буквы в окончаниях существительных. (Дети выполняют работу самостоятельно) Какой работой мы сегодня занимались и для чего? (Мы занимались исследованием. Искали способы проверки безударных окончаний имён существительных,) Какие же существуют способы проверки безударных окончаний имён существительных?
(1. Зная падеж и склонение, можно определить безударное окончание существительного. 2. Можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения.) Что необходимо знать, чтобы правильно применить хоть один из этих способов. (Надо знать падежи и верно определять тип склонения.) Молодцы! И мы уже на 5- ой ступеньке.
Сейчас каждая исследовательская группа, используя свои знания, проведет научный эксперимент и узнает результат своей работы. (Каждая группа детей выходит и выполняет задание на интерактивной доске по определению типа склонения имён существительных. В результате они получают за научный эксперимент « Молодец!») Вот и последняя ступенька преодолена. III. Итог урока, рефлексия. - Что вам больше всего понравилось во время сегодняшней исследовательской работы? - Что показалось трудным? - Как вам работалось в группах? Мы с вами поднялись на самую высокую ступеньку лестницы, мы достигли цели, нашли ещё один способ проверки безударных окончаний имён существительных. Все слаженно работали, помогали друг другу в трудную минуту. Молодцы! Домашнее задание. Наши исследования непременно вам помогут в выполнении домашнего задания. Учебник с.111 упр.86. Спасибо за урок! | Здоро-вьесбе-режение Здоро-вьесбе-режение (смена деятель- ности Иссле-дователь-ская деятель- ность ИКТ Здоровье- сбереже- ние (ситуация успеха) Здоровье- сбереже- ние (ситуация успеха) Здоровье-сбереже-ние (смена вида деятель- ности)
Исследо-ватель-ская деятель-ность ИКТ Здоровье- сбереже- ние (ситуация успеха) ИКТ ИКТ, здоро-вьесбе-режение (смена деятель- ности, ситуация успеха) Здоровье- сбереже- ние (ситуация успеха) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"
Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс
Сценарий урока русского языка (Перспективная начальная школа) в третьем классе...
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс
Презентация к сценарию урока русского языка (Перспективная начальная школа) в третьем классе...
"Правописание окончаний имён существительных единственного числа"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Правописание окончаний имен существительных дается не очень легко. В конспекте представленаодна из форм работы по этой теме....
Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
•Урок русского языка в 4 классе по теме•«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введ...
Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"
Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...