"Правописание окончаний имён существительных единственного числа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Зяблова Екатерина Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Правописание окончаний имен существительных дается не очень легко. В конспекте представлена

одна из форм работы по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_okonchaniy_is_v_ed.ch_.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Правописание окончаний имен существительных единственного числа.

Тип урока- закрепление

Цель: Закрепить ЗУН  в правописании  безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока 

1.Образовательные задачи

  • упражнять в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;
  • продолжить работу над формированием орфографической зоркости
  • закрепить знания обучающихся о грамматических признаках предложения;
  • самостоятельно использовать полученные знания (через деятельность учителя).

2.Развивающие задачи: 

Развивать:

  • развивать эмоциональную сферу ребенка, творческое воображение через слово,
  • психологические процессы (мышление, память, внимание);
  • развивать устную и письменную речь учащихся.
  •  навыки самостоятельной работы.

3.Воспитательные задачи:

Воспитывать:

  • интерес к предмету, русскому языку.
  •  культуру учебного труда.  
  • культуру поведения на уроке.  
  •  моральные качества личности, как трудолюбие, работоспособность.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Демонстрационный материал:

-Презентация.

Литература:

1.Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык» 4 класс, 1 часть. -М.: «Просвещение»,2007

2.М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах»,-М.: «Академия»,2004

3.Немов Р. С. Психология : учебник студентов высших педагогических учебных заведений. Кн. – М.: Изд. Центр Владос, 2005.

4.Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под. ред. В. А. Сластенина. – М.: «Академия»,  2005

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Примечания

1

Орг. Момент. Эмоциональный настрой

Подведение к теме урока

Приветствие. Сообщение и раскрытие темы.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами.

Прослушиваем музыкальное произведение (Вивальди-Зима)

  Ребята, какие эмоции вызвало у вас это произведение?

На какое время года оно похоже?(зима)

Легкий ветерок занёс зиму не только в нашу страну,  но и к нам на урок русского языка.

– Я буду рада, если мы в такую студеную зимнюю погоду  закрепим с вами написание окончания имён существительных.

Что же для этого нужно уметь?

– А что нужно знать?

Приветствуют учителя, садятся.

Уметь изменять имена существительные по падежам.) 

Знать три типа склонения имён существительных и их падежные окончания.)

.

2

Чистописание

Выработка каллиграфического подчерка.
Открывает тетради .записываем число классная работа.
чистописание на доске.
  оузоуиоумоуа

Записывают

3

Словарный диктант

Правописание словарных слов.

Ребята, предлагаю вас записать несколько зимних слов.

М_тель, м_роз, к_ньки, ин_й, д_кабрь, п_льто, с_лазки, з_ма.

Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

метель, мороз, коньки, иней, декабрь, пальто, салазки, зима.

4

Актуализация опорных знаний

Выявление уровня знаний учащихся, возможные вопросы

 Проверим,как вы научились склонять мена существительные: снежинка, мороз, метель.

– Какие безударные окончания мы должны проверять? (-и, -е)

– В каких падежных формах пишется окончание -е ? ( Д.п., П.п. -1-ескл., П.п. – 2-ескл.)

– А когда пишется окончание –и? (Р.п. 1-ескл., Р.п. Д.п., П.п. 3-е скл.)

– Что называется склонением? ( Изменение имён существительных по падежам называется склонением.)

Ребята, где мы можем посмотреть правильно написание окончаний сущ.?

img101.gif (2846 bytes)

На доске уч-ся склоняют слова.

5

Практическая работа 

Работа по учебнику

Практические задания для закрепления знаний учащихся.

ЗАДАНИЕ 3. (УСТНО)

Вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение. Объясняем.

На лошад…(и), по алле…(е), около деревн…(и.Р.п), к бабушк…(е), на обочин…(е), о мам…(е), о матер…(е), в музе…(е), на выставк…(е), в печк…(е), в печ…(и).

Задание 4. Самостоятельная работа.(Письменно).
(проверка  после )

. На площад…, о побед…, на берёз…, о берез…, в очеред…, об опасност…, на служб…, к ноч…, у застёжк…, в памят…, о мир…, на сирен…, о мудрост….

Самостоятельная работа.

На площад…(и),

(И.

о побед…(е),

Е.

на берёз…(е

Е.

, о берез…(е),

Е.

в очеред…(и),

и.

об опасност…(и),

И.

на служб…(е

Е.

, к ноч…(и),

И.

у застёжк…(и),

И.

в памят…(и),

И.

о мир…(е),

Е.

на сирен…(и),

И.

о мудрост…(и).

И.  )

И сейчас, работая, мы отдохнём. Я называю существительные, а вы ,услышав существительные 1-ого скл. , топаете, 2-ого скл. – хлопаете, 3-его скл. – приседаете.

Зима (1), снег (2), пыль (3), дорога (1), даль (3), мороз (2), сказка (1), серебро (2), ладонь (3),
мышь (3), вьюга (1), город (2), мама (1), дождь (2), тишь (3), лёд (2), радость (3), горка (1).

Коллективная работа.

– Я написала на доске предложение. Прочитайте его. Что вы заметили?

(В предложении допущены ошибки.)

– совсем заморозил мне голову мороз! Исправьте, пожалуйста, ошибки и объясните правописание орфограмм.

За кружылись в белом вихри снежные хлопя понислись подороги.

(Закружились в белом вихре снежные хлопья, понеслись по дороге.)

– Почему поставили запятую? ( Однородные члены предложения.)

Назовите их.

Чем они связаны между собой?(Интонацией перечисления.)

– Объясните правописание орфограмм.

– Объясните правописание окончаний им. существительных.

Какие слова – помощники можно использовать для проверки написания безударных окончаний имён существительных?

задание

Списать два предложения, объяснить пропущенные окончания существительных.

К обеду мы добрались до опушк. леса. На опушк. слышались голоса.

(Самопроверка. До опушки (Р.п., 1-ескл., -и), на опушке (П.п., 1-ескл, -е))

Задание

Записывают  по диктовку.(сущ. Скл.падеж. окончание)

1.Высоко в воздухе(п.п.) звенят жаворонки(    )  .2. Мама погладила дочку(в.п) по головке(д.п.). 3.Наша собака(им.п) спит у двери (р.п.)на коврике(п.п). 4. Мой папа(им.п) работал на стройке(п.п).5. Рыбе(им.п) нужна чистая вода(в.п).6.Летом ребята(им.п), побывали в Москве(п.п).7. Мы провели воскресенье(в.п) в парке(п.п). 8. На льдине (п.п)отдыхала стая(им.п) моржей(р.п).

6

Первичное Закрепление материала

Выявить уровень  и полноту освоения новых знаний.

Игра «Зимушка-зима»

Класс делится на две команды. На доске изображение горы, по бокам записаны два ряда существительных с пропущенными окончаниями.

 Задание: нужно вставить окончания, указать падеж. Победитель прикалывает на вершину горы флажок.

       

Думал о лет.                                                            Был на машин.

Увидел в книг.                                                          Купил на базар.

На площад.                                                               Добрались до опушк.

Писал мам.                                                               При школ.     

При посадк.                                                              По деревн.

На рябин.                                                                  Жил в город.

7

Подведение итогов

(1 мин)

Учитель подводит итоги урока. Дает домашнее задание. Благодарит за урок.

 Ребята, какие 2 способа мы с вами знаем, чтобы правильно написать окончания в им. Существительном?

Спасибо за урок.

Запомнить или подобрать слово с тем же скл., чтобы ударения падало на окончание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс

Сценарий урока русского языка   (Перспективная начальная школа) в третьем классе...

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс

Презентация к сценарию урока русского языка   (Перспективная начальная школа) в третьем классе...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

•Урок русского языка в 4 классе по теме•«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введ...

Правописание окончаний имён существительных единственного числа.

Проверка безударных окончаний имён существительных единственного числа...

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...