Памятки по русскому языку
материал по русскому языку на тему

Закирова Ольга Викторовна

Памятки по русскому  языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_po_russkomu_yazyku.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  ПЕРЕНОС СЛОВ                                                 ПЕРЕНОС СЛОВ                                                            

                                     

         Слово переноси по слогам.                                    Слово переноси по слогам.

 Одну букву не отделяй от слова.                                                Одну букву не отделяй от слова.

Одинаковые согласные  разделяй при переносе

                                                                                                       Одинаковые согласные разделяй при переносе.

 .                                                                                                     Ы, Ъ, Ь не переноси на другую строку.                                                                                                                                  

Ы, Ъ, Ь не переноси на другую строку.                                                                                            

                                                                                                                                       

яще-рица                           горил-ла                                                 яще-рица                           горил-ла

обезь-яна                           чай-ка                                                    обезь-яна                           чай-ка

ось-миног                          па-ук                                                       ось-миног                          па-ук

                                        

 

                                        

                               

 ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА                                    ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Порядок разбора                                                                        Порядок разбора

1. Слоги, ударение.                                                                    1. Слоги, ударение.

2. Гласные звуки: ударные и безударные.                               2. Гласные звуки: ударные и безударные.

3. Согласные звуки: звонкие и глухие,                                    3. Согласные звуки: звонкие и глухие,

     твёрдые и мягкие, какими буквами                                          твёрдые и мягкие, какими буквами

 4. Количество звуков и букв.                                                   4. Количество звуков и букв.

Образец разбора                                                                        Образец разбора

 

Ё  [ Й] – согл.,звонк., непарн., мягк.,                                     Ё  [ Й] – согл.,звонк., непарн., мягк.,                                    

 

     [О] – гл., ударн.                                                                        [О] – гл., ударн.

Л  [Л] –согл., звонк., непарн., твёрд.,                                    Л  [Л] –согл., звонк., непарн., твёрд.,

             парн.                                                                                          парн.  

К  [К] – согл., глух., парн., тверд., парн.                                К  [К] – согл., глух., парн., тверд., парн

 

А  [А] – гласн., безударн.                                                         А  [А] – гласн., безударн.

_______________________                                                      ____________________________________

 4 буквы, 5 звуков.                                                                      4 буквы, 5 звуков.                                                                                                                                  

                             Предложение.

  Речь делится на части – предложения.

  С помощью предложений мы

  • сообщаем
  • спрашиваем
  • просим или приказываем

 Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Если сообщают о чём-то, то в конце предложения ставят ТОЧКУ.

Если спрашивают – ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

Если просят или приказывают - ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

Уже вечер?

Красивые кувшинки!

Поросята весело хрюкают.

Иди скорее сюда!

                     

       

          ПОРЯДОК РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

  1. Прочитайте предложение.

  1. Найдите подлежащее. (О ком или о чем говорится

в предложении.) Поставьте к нему вопрос. Подчерк-

          ните подлежащее одной чертой.

  1. Найдите сказуемое. (Для этого найдите слово,

которое обозначает, что говорится о подлежащем.)

Поставьте к нему вопрос. Подчеркните сказуемое

двумя чертами.

  1. Найдите слово, которое  поясняет сказуемое. (Для

этого поставьте вопрос от сказуемого к другому слову.

Слово, которое отвечает на этот вопрос, поясняет сказуемое

и связано с ним. Проведите стрелку от сказуемого к слову,

которое его поясняет.)

Разделительный мягкий знак.

  Разделительный мягкий знак показывает,

что согласный звук не сливается с гласным.

Он пишется после согласной и перед гласными

Е, Ё, И, Ю, Я.

Например: платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна.

Мягкий знак-показатель мягкости.

     Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных,

пишется в конце слова и в середине слова между

двумя согласными. Он показывает мягкость предшест-

вующего звука.

Например: пень, пеньки.

                         Сочетания:

  • ЖИ - ШИ пиши с буквой И.

          Например: ландыши, снежинки.

  • ЧА – ЩА пиши с буквой А.

Например: пища, часы.

  • ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

     Например: чулки, щука.

  • ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ,ЩН, НЩ

пишутся без мягкого знака.

          Например: веточка, загадочный, чтение,

          стаканчик, сборщик, хищный, шарманщик.

               Гласные звуки

А                                    ОБОЗНАЧАЮТ

О                                        твердость

У                                        согласных

Ы                                         звуков

Э

Я                                       ОБОЗНАЧАЮТ     

        Е                                1) мягкость            согласных

Ё                                              звуков

Ю                                       2) два звука,   когда стоят

                                                    после гласной,   Ъ, Ь и в

                                                         начале слова.

          И                                        ОБОЗНАЧАЕТ

                                                              мягкость

                                                   согласных звуков    

 

Согласные звуки

            Всегда твердые:

        [ Ж],        [Ш]      [Ц ]

           Всегда мягкие:

        [Ч’]           [Щ’]        [Й’]

           Всегда глухие:

        [Х]     [Х’]    [Ц]    [Ч’]   [Щ’]

           Всегда звонкие: 

        [ Й]     [Л]     [Л’]     [М]    [М’]    

               

        [Н]    [ Н’]     [Р]      [Р’]  

       Остальные  звуки отразят пары по:

  1. твердости – мягкости  [Д ]- [Д’],…
  2. глухости – звонкости   [Д ]- [Т],…

    ЧАСТИ СЛОВА

КОРЕНЬ – ЭТО ОБЩАЯ ЧАСТЬ

                    РОДСТВЕННЫХ   СЛОВ.

                               

Грибок, грибочек, грибной, грибник.

Родственные слова- это однокоренные слова.

У родственных слов есть общее значение.

Мышь, мышка, мышонок, мышата –

у них общий корень мышь -/ мыш-.

Общее значение: зверёк- грызун.

ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова,

                                которая служит для связи слов

                                в предложении.            

                                     

ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит

                              перед корнем и служит для образова-

                              ния новых слов.

Прилетел, улетел, вылетел.

СУФФИКС- это значимая часть слова, которая

                         находится после корня и служит

                         для образования новых слов.

Ключ, ключик, ключевая.

Порядок разбора слов по составу.

  1. Ищу окончание – изменяю слово.
  2. Ищу корень – подбираю родственные слова.
  3. Ищу приставку – подбираю слова с такой же

приставкой.

  1. Ищу суффикс – подбираю слова с таким же

суффиксом.

Предложение состоит из одного или нескольких слов. Все слова в предложении связаны грамматически. Предложение выражает

 законченную мысль. Для предложения характерна интонация конца предложения.

Основу предложения составляют его главные члены: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее и сказуемое словосочетания не образуют.

Подлежащее- это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает, о ком или о чём говорится в

предложении, и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?). Выражено -  существительным, местоимением,

словосочетанием (мы с братом). В письменном разборе обозначается так:_________.

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает, что нём говорится, и отвечает на вопросы:  

что делать? что сделать? что происходит с предметом? каков предмет? Выражено чаще всего глаголом. В письменном разборе

обозначается двумя чертами.  

Второстепенные члены предложения – это дополнения, определения, обстоятельства.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему?

кого? что? кем? чем? о ком? о чем?) и обозначает предмет.

Выражено – существительным, местоимением. В письменном разборе обозначается так: ---------.

Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? И обозначает признак предмета.

Выражено – прилагательным, существительным. В письменном разборе обозначается волнистой линией.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признак признака.

Выражено –   существительным, словосочетанием, различными частями речи. В письменном разборе обозначается так: -.-.-.-.-.  

Виды обстоятельств:

1.Обстоятельство образа действия

как? каким образом? Я мчался наугад.

2.Обстоятельство места

где? куда? откуда? Тропинка вела в лес.

  1. Обстоятельство  времени

когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Дождь лил весь день.

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложение

  1. Вид предложения по цели высказывания

повествовательное

вопросительное

побудительное

  1. Вид предложения по интонации

восклицательное

невосклицательное

  1.  Грамматическая основа предложения

(главные члены)

подлежащее

сказуемое

  1.  Вид по составу грамматической основы

 двусоставные

(подлежащее, сказуемое)

 односоставные

(подлежащее или сказуемое)

  1. Виды предложения по наличию второстепенных членов

распространённое

нераспространённое

второстепенные члены предложения (если есть)

однородные члены (если есть)

обращения (если есть)

                            Части речи

Части речи

Общее значение

(что обозначает)

Вопросы

Морфологические признаки

Роль в  предложении

                                                                                                  Самостоятельные части речи

Имя существительное

Предмет, явление.        Предмет

Кто? Что?

Начальная форма: именительный

падеж ед. числа.

Постоянные признаки:

1)собственное или нарицательное;

2)одушевлённое или неодушевлённое;

3)род; 4) склонение.

Непостоянные признаки:

1)число; 2)падеж.

Подлежащее,

второстепенный член

  предложения

(дополнение,

обстоятельство,

приложение).

Имя прилагательное

Признаки предмета.

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Чей?

Начальная форма: именительный

падеж ед. числа мужского рода.

Непостоянные признаки:

1) падеж;  2) число; 3)род.

 Чаще всего – определение

Местоимение

Указывает на предметы,

признаки или количество,

но не называет их.

Кто? Что?

и др.

Начальная форма: именительный

падеж ед. числа.

Постоянные признаки:

1)лицо.

Непостоянные признаки:

  1. падеж;  2) число (но не все

 местоимения); 3)род (если есть).

Подлежащее,

дополнение,

обстоятельство.

 

Глагол

Действие или

состояние предмета.

Что делать?

Что сделать?

и другие.

Начальная форма: неопределенная

 форма.

Постоянные признаки:

1)вид (совершенный или несовершен-

ный); 2)спряжение.

Непостоянные признаки:

1)время (не все формы);

2)лицо (не все формы);

3) число; 4) род   (не все формы);

Сказуемое,

Неопределённая форма -

любой член предложения.

Наречие

Признак действия,

предмета или другого

признака.

Неизменяемость.

Обстоятельство.

                                       

Вопросы

Предлоги

(основные)

Член

предложения

                    Окончание

 

         единственное число

множ.

число

I скл.

II скл.

III скл.

Им. Падеж

кто? что?

____________

Главный

(подлежащее).

-а, -я,

-ия

-о, -е

-ий, -ие

_______

-а, -я, -ы,

Род. падеж

у, от,  до, с, из,

 без, для, около,

из-за, возле,

после

второстепенный.

-ы,

-и,

-ии

-а,

-я,

-ия

-ов, -ев,

-ей

Дат. падеж

к, по, благодаря,

вопреки

второстепенный.

-е.

-ии

 -у,

-ю,

-ию

-ам, -ям

 

Вин. падеж

в, за, на, про,

через, под,

сквозь

второстепенный.

-у,

-ю,

-ию

а, -я,

-о, -е

-ия, -ие

_______

как им.

или род.

падежи

Т.п.  падеж

за, над, с, под,

перед, между,

согласно с  

второстепенный.

-ой,

(-ою),

-ей,

(-ею)

-ом,

-ем,

-ём

-ью

-ами, -ями

П.п. падеж

в, о, на, об, при

второстепенный.

-е.

-ии

-е.

-ии

-ах, -ях

                 ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

             ВОПРОСЫ

         ГЛАВНЫЕ

            Подлежащее

Кто?

Что?

             Сказуемое

              ========

 

Что делать? Что сделать? Что делает?

Что происходит с предметом?

 

                   ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

                Дополнение

                - - - - - - - - -

Кого?  Чего?

Кому? Чему?

Кого?  Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

 

                  Определение

Какой?  Чья?

Какое? Чье?

Какая? Чей?

Какие? Чьи?

Который?

                   

     

               

                  Обстоятельство

Где? Куда?

Когда? Откуда?

Как? Зачем?

Почему? Отчего?

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Памятки по ПДД для младших школьников.

В данной работе представлены памятки – обращения (листовки) по правилам дорожного движения в соответствии с погодными условиями. Цель пособия: снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитан...

Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование УМК "Школа 2100" расчитано на 4 часа в неделю...

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

КТП по русскомуязыку УМК ПНШ 3 класс

КТП по русскомуязыку УМК ПНШ 3 класс...

Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...

рабочая программа по русскомуязыку

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "школа россии" 170 часов...