ПРИСТАВКИ С БУКВАМИ З и С, урок русского языка в 3 классе по учебнику Иванова С.В
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока в 3 классе по учебнику Иванова С.В. (с таблицей для критериального оценивания работы учащихся на уроке)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pristavki_3_klass_merkulova_n.a.docx | 870.56 КБ |
pristavka_s.pptx | 657.06 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
Ф.И.О. учителя: Меркулова Наталья Алексеевна
Тип урока: комбинированный урок.
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок.
Класс: 3 класс.
Цели:
Предметные
1) Уточнить понятие о приставке как значимой части слова Закрепить знания о правописании приставок РАЗ/С-, ИЗ/С-, ВОЗ/С-, БЕЗ/С-. Формировать представление о правописании приставки С-.
2) Создать условия для закрепления умений определять приставку в слове, писать приставки с чередованием З/С, формирования первичного умения писать слова с приставкой С-
Метапредметные
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы, уметь работать по алгоритму.
Оборудование: Учебник «Русский язык» часть 1, 3 класс, Иванова С.В., документ-камера, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал, рабочая карта ученика.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Цель этапа: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Читает эпиграф к уроку - Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке мы хоть немного приблизимся к эталону образованного русского человека. |
| |
| Учитель предлагает записать соединение букв СД-ЗД Предлагает записать предложение «Здесь Дениска сделает шалаш.» и выполнить орфографический анализ по алгоритму | Анализируют чистописание с точки зрения графики: по элементам, соединениям букв Записывают предложение и отмечают орфограммы Выполняют взаимную проверку, результаты записывают в «Карточка индивидуального учёта контроля и оценки знаний» по предложенным критериям | |
| «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». И. Чуковский -Предлагает вспомнить группы приставок, особенности их написания Составляет с помощью ребят таблицу приставок на доске | Делят приставки на две группы: неизменяемые и изменяемые. Называют приставки каждой группы: Неизменяемые (изучены во 2 классе) - зА, нА, нАд; -О, Об, пО, пОд, прО, дО, От Изменяемые (изучены в 3 классе) РАЗ -, ИЗ -, ВОЗ -, БЕЗ- РАС -, ИС -, ВОС -, БЕС- | |
| Предлагает определить тип урока, учебные цели, знания и умения, которые пригодятся для достижения целей урока. Обобщает сказанное. Предупреждает, что на уроке ребята откроют и новое знание | Определяют тип урока по теме: повторение. Предлагают варианты целей урока | |
5. Работа по достижению поставленных целей (повторение) | Руководит составлением алгоритма выбора буквы в изменяемые приставки | Повторяют алгоритм определения приставки в слове (на основе определения понятия ПРИСТАВКА: Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Добавляют (под руководством учителя) шаги к алгоритму, чтобы получить алгоритм выбора буквы в изменяемые приставки Повторяют особенности правописания приставок с чередованием С/З | |
Предлагает ученикам действовать по алгоритму: вставить пропущенные буквы в тексте. Жила на свете ра..чудесная розочка. Бе..заботно радовалась она солнышку и дождичку. Ночью налетел на розовый куст бе..жалостный северный ветер, ра..сыпал на лепестки ледяные кристаллики. Бе..звучно молила розочка во..ходящее солнышко о помощи. Ра..топили первые лучи холодные льдинки, и умыла ра..правленные лепестки розы утренняя роса. Ра..цвела розочка пуще прежнего. * Учитель читает текст, обращая внимание на красоту слова, которое определено приставками. Демонстрирует образец действий по алгоритму. Во время работы звучит Музыка С. Рахманинова из оперы «Орфей и Эвридика» Предлагает оценить свою работу и записать результаты в Карточку | Действуют по алгоритму: - выделяют корень слова, - подчёркивают первую букву корня, определяют её звонкость/глухость, - выделяют приставку, - выбирают букву в соответствии с правилом. Выполняют самопроверку и самооценку | ||
Предлагает выполнить работу в парах по образованию новых слов с помощью приставки: однокоренных прилагательных Замените существительные с предлогом однокоренными прилагательными с приставками, распределите слова в две группы: без -, бес -, приставки выдели графически. Образец: котёнок без забот – котёнок беззаботный | В парах заполняют карточки Небо без звёзд - ___ _______________, вход без платы - __________________, пустыня без воды - ________________, дорога без конца - _________________, ребёнок без помощи - ______________, жидкость без цвета - ______________, плач без звука - ____________________, движение без шума - _______________. Делят на две группы, озвучивая признак деления. Оценивают результаты своей работы по предложенным критериям. Заносят баллы в Карточку. | ||
6. Физминутка | Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.
Зарядка для глаз, массаж | ||
7. Проблематизация | Предлагает рассмотреть записанное после чистописания предложение. Определить, можно ли применить изученное правило в данном предложении. - Затрудненье? - Одолеем? Предлагает найти ключ к проблеме в учебнике: стр. 92 Предлагает выполнить самостоятельно задание из тетради «Пишем грамотно»: стр. 25, №1 Оценить и поставить баллы в Карточку | Учащиеся пробуют действовать по алгоритму, но объяснить написание букв З и С перед буквой Д не могут. - Не беда! - Как всегда! Выясняют, что приставка С- не изменяется (крепят в группу неизменяемых приставок) Выполняют задание: образование новых слов с помощью приставки С- Оценивают результаты работы с опорой на предложенную работу одноклассника (через документ-камеру) | |
Знакомит со словарными словами, где, как и в слове ЗДЕСЬ, перед буквой Д написана буква З: она не является приставкой, она – часть корня Предлагает выполнить самостоятельно задание из тетради «Пишем грамотно»: стр. 25, №2 Оценить и поставить баллы в Карточку | Выполняют задание: читают и произносят слова, записанные с помощью транскрипции, выбирают подходящее правило и записывают графический образ слова. Оценивают результаты работы с опорой на предложенную работу одноклассника (через документ-камеру) | ||
8. Итог урока | Предлагает подсчитать общее количество баллов и выставить отметку за урок. Карточки с заданиями и оценками предлагает вложить в рабочие тетради и сдать: если отметка выставлена правильно, учитель её поставит в журнал (*неудовлетворительная отметка не выставляется) | ||
Предлагает ответить на вопросы и делает акценты на самом главном из НОВОГО. Объясняет домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания: Дельфин, весёлый наш дельфин, Играет в море не один, Там два дельфина на воде, Играя, учат букву …
Минутка чистописания: Дельфин, весёлый наш дельфин, Играет в море не один, Там два дельфина на воде, Играя, учат букву … сд – зд Запишите предложение, укажите орфограммы: Здесь Дениска сделает шалаш.
Алгоритм определения орфограмм Определи орфограммы предложения Определи орфограммы слов Укажи ударение и определи место гласных звуков в слабой позиции (без ударения) Укажи место слабой позиции парных согласных звуков Укажи место других орфограмм (непроизносимые согласные, удвоенные согласные, Ъ и Ь, опасные сочетания букв, написание имён собственных и т.п.)
Проверьте друг друга
Проверьте друг друга Зд е сь Де ни ́ с ка сд е ́ ла ет ш а ла ́ ш .
Закрепление умений Освоение новых знаний Умение находить орфограммы Умение применять изученное правило самостоятельно Умение применять изученное правило в парах Применение нового правила самостоятельно (первичное умение) Правописание новой приставки Умение отличать приставку от части корня т ax – 1 балл т ax – 3 балл т ax – 2 балла т ax – 1 балл т ax – 2 балла Указано всё – 1 балл Указано не всё – 0 баллов Нет ошибок – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 ошибки – 1 балл 3 и более ошибок – 0 баллов Верно всё – 1 балл Не всё верно – 0 баллов Верно всё – 1 балл Не всё верно – 0 баллов Нет ошибок – 2 балла 1 ошибка – 1 балл 2 ошибки – 0 баллов Образование прилагательных с приставкой _____ Правильная запись групп слов ______ Баллы за задание ____ Баллы за задание ____ Баллы за задание ___ Баллы за задание _____ Баллы за задание ____ Шкала оценивания Общее количество баллов Отметка за урок 10 и более балов 7 – 9 баллов 5 - 6 баллов 4 и менее баллов «5» «4» «3» «2» Твоя отметка Карточка индивидуального учёта контроля и оценки знаний учащегося 3 « А » __________________________________________ фамилия, имя учащегося по теме « Правописание приставок » Дополнительные баллы: аккуратное, правильное оформление работы _________ ( т ax – 1 балл) активная работа во время урока __________________ ?
Приставки придают русской речи много богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. К .И . Чуковский
Тема Буквы З и С в приставках
Цели урока Закрепить знания о правиле написания приставок с буквами З и С на конце Отработать умение писать слова с данными приставками
Какие знания и умения мы возьмём с собой? Знание алгоритма определения приставки. Умение выделять приставки в словах. Знание правила правописания приставок с буквами З и С на конце Умение определять звонкость или глухость согласного звука
Алгоритм определения приставки
Алгоритм определения приставки Определи корень слова Перед корнем выдели приставку
Алгоритм определения буквы З или С в конце приставки Определи корень слова Перед корнем выдели приставку
Алгоритм определения буквы З или С в конце приставки Определи корень слова Определи, звонкий или глухой звук в начале корня Перед корнем выдели приставку
Алгоритм определения буквы З или С в конце приставки Определи корень слова Определи, звонкий или глухой звук в начале корня Перед корнем выдели приставку Примени правило написания приставок с буквой З или С в конце
Живут на свете, людям помогая, Приставки воз -, из -, через -, раз -, и без – Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С . Глухие звуки – это непоседы! Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить . Не забудьте, что приставки Раз -, из -, воз -, низ-, через -, без – Пред согласными глухими Быстро сменят З на С.
бес- вос- ис- раз- из- воз- без- рас-
Жила на свете ра .. чуд есная розочка. Бе .. забот но радовалась она солнышку и дождичку. Ночью налетел на розовый куст бе .. жал остный северный ветер, ра .. сып ал на лепестки ледяные кристаллики. Бе .. звуч но молила розочка во.. ход ящее солнышко о помощи. Ра.. топ или первые лучи холодные льдинки, и умыла ра .. правл енные лепестки розы утренняя роса. Ра.. цв ела розочка пуще прежнего. Действуем по алгоритму
Действуем по алгоритму Жила на свете ра .. чуд есная розочка. Бе .. забот но радовалась она солнышку и дождичку. Ночью налетел на розовый куст бе .. жал остный северный ветер, ра .. сып ал на лепестки ледяные кристаллики. Бе .. звуч но молила розочка во.. ход ящее солнышко о помощи. Ра.. топ или первые лучи холодные льдинки, и умыла ра .. правл енные лепестки розы утренняя роса. Ра.. цв ела розочка пуще прежнего.
Самопроверка Жила на свете ра с чуд есная розочка. Бе з забот но радовалась она солнышку и дождичку. Ночью налетел на розовый куст бе з жал остный северный ветер, ра с сып ал на лепестки ледяные кристаллики. Бе з звуч но молила розочка во с ход ящее солнышко о помощи. Ра с топ или первые лучи холодные льдинки, и умыла ра с правл енные лепестки розы утренняя роса. Ра с цв ела розочка пуще прежнего.
Закрепление умений Освоение новых знаний Умение находить орфограммы Умение применять изученное правило самостоятельно Умение применять изученное правило в парах Применение нового правила самостоятельно (первичное умение) Правописание новой приставки Умение отличать приставку от части корня т ax – 1 балл т ax – 3 балл т ax – 2 балла т ax – 1 балл т ax – 2 балла Указано всё – 1 балл Указано не всё – 0 баллов Нет ошибок – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 ошибки – 1 балл 3 и более ошибок – 0 баллов Верно всё – 1 балл Не всё верно – 0 баллов Верно всё – 1 балл Не всё верно – 0 баллов Нет ошибок – 2 балла 1 ошибка – 1 балл 2 ошибки – 0 баллов Образование прилагательных с приставкой _____ Правильная запись групп слов ______ Баллы за задание ____ Баллы за задание ____ Баллы за задание ___ Баллы за задание _____ Баллы за задание ____ Шкала оценивания Общее количество баллов Отметка за урок 10 и более балов 7 – 9 баллов 5 - 6 баллов 4 и менее баллов «5» «4» «3» «2» Твоя отметка Карточка индивидуального учёта контроля и оценки знаний учащегося 3 « А » __________________________________________ фамилия, имя учащегося по теме « Правописание приставок » Дополнительные баллы: аккуратное, правильное оформление работы _________ ( т ax – 1 балл) активная работа во время урока __________________ ?
Замените существительные с предлогом однокоренными прилагательными с приставками, распределите слова в две группы: без -, бес -, приставки выдели графически. Образец: котёнок без забот – котёнок без з аботный . Небо без звёзд , вход без платы , пустыня без воды , дорога без конца , ребёнок без помощи , жидкость без цвета , плач без звука , движение без шума . Работа в парах
Вход бес п латный Д орога бес к онечная Р ебёнок бес п омощный Жидкость бес ц ветная Д вижение бес ш умное Эталон для проверки Небо без з вездное Пустыня без в одная Плач без з вучный
Закрепление умений Освоение новых знаний Умение находить орфограммы Умение применять изученное правило самостоятельно Умение применять изученное правило в парах Применение нового правила самостоятельно (первичное умение) Правописание новой приставки Умение отличать приставку от части корня т ax – 1 балл т ax – 3 балл т ax – 2 балла т ax – 1 балл т ax – 2 балла Указано всё – 1 балл Указано не всё – 0 баллов Нет ошибок – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 ошибки – 1 балл 3 и более ошибок – 0 баллов Верно всё – 1 балл Не всё верно – 0 баллов Верно всё – 1 балл Не всё верно – 0 баллов Нет ошибок – 2 балла 1 ошибка – 1 балл 2 ошибки – 0 баллов Образование прилагательных с приставкой _____ Правильная запись групп слов ______ Баллы за задание ____ Баллы за задание ____ Баллы за задание ___ Баллы за задание _____ Баллы за задание ____ Шкала оценивания Общее количество баллов Отметка за урок 10 и более балов 7 – 9 баллов 5 - 6 баллов 4 и менее баллов «5» «4» «3» «2» Твоя отметка Карточка индивидуального учёта контроля и оценки знаний учащегося 3 « А » __________________________________________ фамилия, имя учащегося по теме « Правописание приставок » Дополнительные баллы: аккуратное, правильное оформление работы _________ ( т ax – 1 балл) активная работа во время урока __________________ ?
Отдохнём! Бе.мерная хвала чести вредит. Ра.дружится друг – хуже недруга. Бе.печальному сон сладок. Чего не знаешь, того не ра.гадаешь . Горько не вечно, а сладко не бе.конечно . С совестью не ра.минуться . Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ра.хлебаешь . Крепкую дружбу и топором не ра.рубишь . Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.
Почему так пишется? Зд есь Дениска сд елает шалаш. Можно ли применить это правило?
Учебник: стр. 92, ключ к проблеме Различай приставки! С … З / … С от гл./ зв . согл . не зависит зависит с д елать раз д елить с ш ить бес к райний
Самостоятельная работа Тетрадь «Пишем грамотно»: стр. 25, №1
Закрепление умений Освоение новых знаний Умение находить орфограммы Умение применять изученное правило самостоятельно Умение применять изученное правило в парах Применение нового правила самостоятельно (первичное умение) Правописание новой приставки Умение отличать приставку от части корня т ax – 1 балл т ax – 3 балл т ax – 2 балла т ax – 1 балл т ax – 2 балла Указано всё – 1 балл Указано не всё – 0 баллов Нет ошибок – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 ошибки – 1 балл 3 и более ошибок – 0 баллов Верно всё – 1 балл Не всё верно – 0 баллов Верно всё – 1 балл Не всё верно – 0 баллов Нет ошибок – 2 балла 1 ошибка – 1 балл 2 ошибки – 0 баллов Образование прилагательных с приставкой _____ Правильная запись групп слов ______ Баллы за задание ____ Баллы за задание ____ Баллы за задание ___ Баллы за задание _____ Баллы за задание ____ Шкала оценивания Общее количество баллов Отметка за урок 10 и более балов 7 – 9 баллов 5 - 6 баллов 4 и менее баллов «5» «4» «3» «2» Твоя отметка Карточка индивидуального учёта контроля и оценки знаний учащегося 3 « А » __________________________________________ фамилия, имя учащегося по теме « Правописание приставок » Дополнительные баллы: аккуратное, правильное оформление работы _________ ( т ax – 1 балл) активная работа во время урока __________________ ?
Обрати внимание на слова З десь, з дание, з доровье, з дравствуйте! «З» нельзя в них отделить, Чтобы смысл не повредить . Запиши и запомни эти слова!!!
Применяем новые правила. Тетрадь «Пишем грамотно»: стр. 25, №2
Применяем новые правила. Тетрадь «Пишем грамотно»: стр. 25, №2 Помни алгоритм действий Произнеси слово Определи, в какой части слова проверяемый звук Выбери нужное правило (Помни о новых словарных словах!) Запиши графический образ слова
Закрепление умений Освоение новых знаний Умение находить орфограммы Умение применять изученное правило самостоятельно Умение применять изученное правило в парах Применение нового правила самостоятельно (первичное умение) Правописание новой приставки Умение отличать приставку от части корня т ax – 1 балл т ax – 3 балл т ax – 2 балла т ax – 1 балл т ax – 2 балла Указано всё – 1 балл Указано не всё – 0 баллов Нет ошибок – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 ошибки – 1 балл 3 и более ошибок – 0 баллов Верно всё – 1 балл Не всё верно – 0 баллов Верно всё – 1 балл Не всё верно – 0 баллов Нет ошибок – 2 балла 1 ошибка – 1 балл 2 ошибки – 0 баллов Образование прилагательных с приставкой _____ Правильная запись групп слов ______ Баллы за задание ____ Баллы за задание ____ Баллы за задание ___ Баллы за задание _____ Баллы за задание ____ Шкала оценивания Общее количество баллов Отметка за урок 10 и более балов 7 – 9 баллов 5 - 6 баллов 4 и менее баллов «5» «4» «3» «2» Твоя отметка Карточка индивидуального учёта контроля и оценки знаний учащегося 3 « А » __________________________________________ фамилия, имя учащегося по теме « Правописание приставок » Дополнительные баллы: аккуратное, правильное оформление работы _________ ( т ax – 1 балл) активная работа во время урока __________________ ИТОГО _________________________________________ ? ? ? ? ?
Подведём итог Я уточнил(а)… Я понял(а), как действовать, если... Мне надо потренироваться…
Домашнее задание Тетрадь «Пишем грамотно»: стр. 25-26, №4, №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по учебнику Поляковой
Урок-закрепление по теме "Парные согласные на конце слова" по учебнику Поляковой...
Урок русского языка. 2 класс. По учебнику Т. Г. Рамзаевой.
Урок русского языка, проведённый во втором классе по учебнику Т. Г.Рамзаевой. Тема урока " Правописание слов с безударной гласной в двусложных словах"...
Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Составляем текст по плану».
Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и по теме «Составляем текст по плану».На уроке будут отрабатываться умения продолжать текст по заданному плану при наличии пе...
Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».
Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...
Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Учимся составлять план текста».
Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и по теме «Учимся составлять план текста». На этом уроке русского языка для 2 класса мы будем продолжать работу над составлением пл...
Урок русского языка 2 класс по учебнику Л.М. Зелениной
Урок русского языка 2 класс по учебнику Л.М. Зелениной по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова". Презе...
Урок русского языка 1 класс по учебнику Н.В. Нечаевой по теме "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ"
Урок нацелен закрепить представления о твёрдых согласных звуках [ж], [ш,], мягких согласных звуках [ч], [ш,]; учиться выделять слова с сочетания...