Мастер-класс «Развитие орфографической зоркости» (с применением технологии «шахматной игры»)
статья по русскому языку на тему

Денисова Любовь Сергеевна

            Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка.

           Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

           Изучая проблему «Развитие орфографической зоркости», я пришла к выводу, что среди важнейших орфограмм, изучаемых в курсе начальной школы,  тема «Безударные гласные» – враг номер один не только для учащихся 1-4 классов, но и 5,6,7 классов (а иногда, и до 11 класса), и эта тема требует особого внимания учителя.     Поэтому вниманию родителей  и  были представлены используемые на занятиях приёмы  на материале именно этой темы.

          Представленные приёмы:  орфографическое чтение, комментированное письмо с указанием орфограмм, какографические упражнения, диктант с постукиванием и, конечно же,  игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

         При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и  слух, и речедвигательный аппарат, то есть при таком  чтении  задействованы все  три вида памяти  – зрительная, слуховая и речедвигательная. Ученик  видит слово, слышит  и произносит его именно так, как  требуется его написать. 

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

        Особое место было отведено  такой новой технологии как  приём «шахматной игры».

         Сами по себе шахматы  учат  детей логически мыслить, в ребёнке вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей.
         На разработанной мной  и представленной родителям «шахматной таблице» были размещены  знаки русского языка. С помощью  «шахматной доски»  предлагается выполнить разнообразные задания на «открытие» ключа или шифра.

         В занятие также были включены  гимнастика для глаз и подвижная физкультминутка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Абатская СОШ № 1

Областной форум «Большая перемена»

Тема:

«Развитие

орфографической зоркости».

                              Подготовила: Денисова Любовь Сергеевна

                                                      учитель начальных классов

первая квалификационная категория

с.Абатское

2016.

Тема: «Развитие орфографической зоркости».

1.    Приветствие.

      - Доброе утро, уважаемые родители! Вы пришли сегодня к нам в гости, чтобы снова побыть в роли учеников. А поскольку мои ученики – это дети младшего школьного возраста, то, с вашего позволения, я буду обращаться к вам по именам.

 2.  Знакомство.

     - Для начала, давайте познакомимся.

Игра «Кто есть кто».
       
Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За 3 минуты  (в зависимости от количества участников)   после сигнала ведущего игроки должны познакомиться друг с другом, узнавая имена и – любимого  домашнего питомца. Полученные данные записываются на листе бумаги. Выигрывает тот, кто успеет больше узнать и записать.

Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда, 
И та награда в нём самом!

- Вы, наверно, уже догадались, какому предмету посвящено наше занятие? Конечно, русскому языку.

    Уважаемые родители, на  доске вы видите волшебный цветок. Это основные правила, изучаемые в курсе начальной школы. Изучая проблему «Развитие орфографической зоркости», я пришла к выводу, что тема «Безударные гласные» – враг номер один не только для учащихся 1-4 классов, но и 5,6,7 классов (а иногда, и до 11 класса), и именно эта тема требует постоянного внимания учителя. Но главное – этого врага можно победить!

     И сегодня вашему вниманию я хочу представить несколько приёмов, которые я использую на своих занятиях, на материале этой темы.

Приёмы развития орфографической зоркости.

  1. Орфографическое чтение.

         Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения.

Если ежедневно на каждом уроке (математики, русского  языка, чтения, окружающего мира) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и  слух, и речедвигательный аппарат, то есть при таком  чтении  задействованы все  три вида памяти  – зрительная, слуховая и речедвигательная. Ученик  видит слово, слышит  и произносит его именно так, как  требуется его написать.  Шансов написать слово  грамотно в таком  случе становится  уже  больше.

Конечно, этот приём «работает» на все виды орфограмм.

         Карточка 1.

Задание: прочитать орфографически  правило на с. 167 учеб. «Окружающий мир»

  1. Комментированное письмо с указанием орфограмм (чаще всего использую при работе со словарными словами)

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Карточка 2.

Задание: запись под диктовку  учеников.

Портрет, свобода, экскурсия, пенал, картина, город  

     (- А какая ещё орфограмма есть в этом слове? – парный по звонкости – глухости согласный. – Как проверим? … Проверочное слово - города),      

 собака,  тетрадь, корзина,  отец, герой.

  1. Также при работе со словарными словами  можно использовать приём «шахматной игры».

Карточка 3.

Задание: с помощью  «шахматной доски»  зашифруйте пропущенные буквы.

…течество, с…кунда, п…йзаж, р…йон, ф…олетовый, к…бинет, б…ссейн, л…ловый, к…мыш, к…нверт.

Проверка: (можно самопроверку, или взаимопроверку, или проверку в парах)

Ключ:

И-4

И-7

И-7

И-2

И-9

И-2

И-2

И-9

И-2

И-2

- Ребята, скажите, а какое сейчас время года? А по каким признакам, явлениям природы  определили?

- А какое явление природы вы видите на экране?  Капель.

- Сейчас я предлагаю вашим глазкам немного отдохнуть.

Физминутка для глаз «Капитошка»

  1. Какографические упражнения

В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

(этот вид работы встречается также в тетрадях на печатной основе)

Карточка 5.

Задание: исправь допущенные ошибки, сделай работу над ошибками.

Хор весило запивал песню. Алёша запевал лекарство малаком. Дети поседели в писочнице и убижали. Мать солдата посидела от горя. Алёша Волков примирял новые лыжи, а потом примерил поссорившихся друзей.

  1. Здесь же можно применить приём «Работа над ошибками».

Начиная со 2 класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляются, вместо этого ставится на полях палочка, а в конце работы - вместо отметки точку (я пока точки не ставлю, но практикую неисправление ошибок). Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (мы сейчас с моими учениками начали «копить» изученные правила: завели тетрадочки с плотной обложкой, в которой накапливаем изученные орфограммы).

- Молодцы, ребята, вы все хорошо справились. Я предлагаю вам немного подвигаться.

Подвижная физминутка.

  1. Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Карточка 6.

Задание: запиши под диктовку.

В золотые осенние дни готовились журавли к отлету. Покружились они над рекой, над родным болотом.

  1. Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Например:

Карточка 7.

  • Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова (или слово).

Смешной, смешать, смешить.

  • Игра «Назови ошибку».  Подчеркни слова, обозначающие предметы.

      Вада,  зилёный,  трапинка,  земля,  халодок,  зема,  висна,  светло,  хорашо, весело.

  • Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Сосна, стол, парта, лесной, ком.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного  диктанта, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного  диктанта, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.



Предварительный просмотр:

Карточка 3.

Задание:  с  помощью  «шахматной доски»  зашифруйте пропущенные буквы.

        …течество, с…кунда, п…йзаж, р…йон, ф…олетовый, к…бинет, б…ссейн, л…ловый, к…мыш, к…нверт.

Карточка 5.

Задание: исправь допущенные ошибки, сделай работу над ошибками.

Хор весило запивал песню. Алёша запевал лекарство малаком. Дети поседели в писочнице и убижали. Мать солдата посидела от горя. Алёша Волков примирял новые лыжи, а потом примерил поссорившихся друзей.

Карточка 7.

  • Игра «Третий лишний». 

Вычеркни лишние слова (или слово).

         Смешной, смешать, смешить.

  • Игра «Назови ошибку». 

Найди ошибки. Подчеркни слова, обозначающие предметы.

      Вада,  зилёный,  трапинка,  земля,  халодок,  зема,  висна,  светло,  хорашо, весело.



Предварительный просмотр:

  1. Орфографическое чтение.

При орфографическом чтении  

 работает не только зрительный  

анализатор, но и  слух, и

речедвигательный аппарат, то

есть при таком  чтении 

задействованы все  три вида

памяти  – зрительная, слуховая

и речедвигательная. Ученик 

видит слово, слышит  и

произносит его именно так,

как  требуется его написать. 

  1. Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании

достигается высокий уровень

самоконтроля, так как ученик

не просто фиксирует, а

объясняет правописание.

Комментирование - это вид

упражнения, включающий в

себя объясняющее рассуждение

в процессе записи слов,

предложений. При

комментировании или

орфографическом разборе

ученик, прежде всего, находит

объект объяснения, т.е.

орфограмму.

Памятка

Приёмы развития орфографической зоркости.

  1. Приём «шахматной игры».

      Задание: с помощью  «шахматной доски»  зашифруйте пропущенные буквы.

        …течество, с…кунда, п…йзаж, р…йон, ф…олетовый, к…бинет, б…ссейн, л…ловый, к…мыш, к…нверт.

C:\Users\Любовь\Desktop\09.02-12.02\18.03\Большая перемена.jpg

Ключ:

И-4                 И-7                        И-7                              И-2

И-9                 И-2                        И-2                              И-9

И-2                 И-2

  1. Какографические упражнения

Какографические упражнения предусматривают исправление учениками умышленно допущенных

в текстах ошибочных написаний.

Задание: исправь допущенные ошибки.

Хор весило запивал песню. Алёша запевал лекарство малаком. Дети

поседели в писочнице и убижали. Мать солдата посидела от горя. Алёша Волков примирял новые лыжи, а потом примерил поссорившихся друзей.

  1. Игровые моменты.

  • Игра «Третий лишний». 

Вычеркни лишние слова.

Смешной, смешать, смешить.

  • Игра «Назови ошибку». 

Подчеркни слова, обозначающие предметы.

      Вада,  зилёный,  трапинка,  земля,  халодок,  зема,  висна,  светло,  

хорашо, весело.

  • Найди «опасное место». (произносятся слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Сосна, стол, парта, лесной, ком.

C:\Users\Любовь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Презентация1.jpg

C:\Users\Любовь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Презентация1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости через использование дидактической игры.Мастер - класс. Презентация

Рассматривается вопрос о возможности знакомства с признаками орфограмм на раннем этапе обучения в условиях традиционной системы....

"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"

Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....

Мастер - класс "Методы и приёмы развития орфографической зоркости"

К.Д.Ушинский писал: «Грамматическая правильность речи из устной и письменной есть не только знание, но и привычка, или, лучше сказать, очень сложная и обширная система мелочных навыков выражать свои м...

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка

Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка...

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....

Мастер – класс «Развитие орфографической зоркости обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» обучающихся 4 класса

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами орфографической зоркости на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание мастер-класса чер...


 

Комментарии

БУРМИСТРОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

Отличная разработка, подтвержденная победой на конкурсе "Учитель года"!!!