Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технологической карты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему:
«Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»
учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 519 Егоровой Елены Геннадьевны.
Цели:
1.Систематизровать знания учащихся о простом и сложном предложении, постановке знаков препинания перед союзами и, а, но.
2. Закрепить алгоритм действий для выбора знаков препинания в простых (осложнённых) и сложных предложениях.
3. Обобщить изученное.
Формируемые УУД:
предметные- освоение базовых предметных понятий ;
коммуникативные- речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;
регулятивные-адекватное восприятие корректирующих указаний; способность к мобилизации сил и энергии; контроль и оценивание собственных учебных действий;
личностные- готовность и способность к саморазвитию.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Словарная работа 2.Постановка темы и целей урока. На доске: Узнавать новый материал , Повторять и обобщать пройденное. | 1. Назовите одним словом: «Разговор, обмен мнениями.» 2.Выполним звуковой разбор этого слова. 3.Подберём однокоренные слова. - Сначала образуем существительные, затем прилагательные (если есть), глаголы, наречия(если есть). -Выделим части слов, которые помогли нам образовать новые слова. -Какие слова называют однокоренными? -С помощью каких частей слова мы образуем новые однокоренные слова? -Как вы думаете, от какого слова произошли все эти слова, какое слово среди этих было главным? - Это слово произошло от слова беседка (в те времена это скамейка вне дома, снаружи) – беседовали – беседа. -Мы тоже сегодня будем беседовать на уроке. О чём? -Над какой темой мы работаем все последние уроки? -Выберите из предложенных целей те, которые будут являться целью сегодняшнего урока.
| - Беседа. 2.Дети выполняют транскрипцию слова +характеристику каждого звука. Один ученик – транскрипцию (+карточка) – 1 оценка Второй ученик – характеристика первых трёх звуков (карточка) – 2 оценка Остальные три звука – самостоятельно. Проверка: Один ученик проверяет вслух, а остальные – поднимают руки, если правильно.- (карточка) – 3 оценка. 3.Дети записывают ряд слов : Беседа – беседка, собеседница, собеседник, побеседовать. - «Простое и сложное предложение, однородные члены предложения.» |
3.Работа по теме урока. А)Повторение знаний о предложении, различии простого и сложного предложения. -На доске записаны слова: греет матери солнца лучше сердце -Запишем под диктовку предложение: Птица радуется весне, а младенец радуется матери. Б)Повторение знаков препинания в простых и сложных предложениях. - У детей на партах распечатаны предложения. 1. Любовь мамы согревает и всё освещает. 2. Мамины глаза смотрят строго но с любовью. 3. Дети собрали для мамы букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев. 4. Милых мам пригласили на праздник поздравили и порадовали хорошей песней. 5. Раздались громкие аплодисменты и концерт для мам начался. - Задание: расставить недостающие знаки препинания. - Работа в парах. - Проверка. На доске – карточки со схемами 4. Самостоятельная работа-тест. 5. Итог урока | -Помимо учебных целей у нас есть ещё одна, о которой вы узнаете, выполнив следующее задание. - Можно ли эти слова назвать предложением? Почему? -Составьте из этих слов предложение. - Почему мы об этом вспомнили? -Что же такое предложение? -Запишем предложение правильно. - Выполним синтаксический разбор данного предложения. - Почему это предложение простое? -Как понимаем смысл этой пословицы? -Почему поставили запятую? - Что соединяет союз «а»? Сделаем синтаксический разбор этого предложения. - Что соединяет союз «а»? -какие предложения называются сложными? - Прочитайте предложения. Что в них общего? - Проверка таким образом: объяснить постановку знаков препинания, выбирая схему, подходящую к данному предложению. - Отвечает первая пара с аргументами в виде схемы, остальные поднимают руку, если согласны. - Назовём последовательность действий при определении знаков препинания: 1. Союзы!(Перед союзами «а», «но» всегда ставится запятая 2. Союз «и»! Что соединяет?(схемы) 1. Сколько грамматических основ в каждом предложении? С озера улетели утки, и берега опустели. (1) (2) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (1) (2) На траве, на былинках и на соломинках блестели лёгкие нити паутин.(1)(2) 2. Определите вид предложения (знаки препинания не расставлены): Дул легкий ветерок и перепадал снежок. 1) Простое 2) Простое с однородными членами 3) Сложное 3. Найдите среди данных предложений сложные (знаки препинания не расставлены): 1) Всем нашлась возле шара работа а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал. («Приключения Незнайки и его друзей») 2) Шар налетел на что-то твердое и лопнул с оглушительным треском. («Приключения Незнайки и его друзей») 3) Незнайка уже начал пускать пузыри но к нему подоспел Знайка. («Приключения Незнайки и его друзей») 4. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой. 1) Я беру лодку, и иду к реке. 2) Ветер срывал листья с деревьев, и дорожки сада усыпал разноцветным ковром. 3) Я поднял глаза и увидел белку. 4) С реки мы вернулись к ужину а туристы заночевали в палатках в лесу. -Что повторили на уроке? | -Дети, работая в парах, составляют предложения. Сердце матери греет лучше солнца.(Попутно объясняем орфограммы) - 30 ноября –День Матери. - Ответ ученика. - Дети записывают предложение в тетрадях, а один ученик у доски. - Этот же ученик записывает: (Повеств.,невоскл.,простое,распр,)(+карточка)-4 оценка -Следующий ученик записывает предложение под диктовку на доске. -Перед союзом «а» всегда ставится запятая.(+карточка)-5 оценка. Следующий ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения. (Повеств.,невоскл.,сложное) - Части сложного предложения. -Тот же ученик отвечает правило у доски. Класс реагирует поднятием руки.(+карточка)-6 оценка. - Они все о маме. - Дети работают в парах в листочках.
Смотрят строго, но с любовью Из лимонных, и красных, и оранжевых листьев Пригласили, поздравили и порадовали Раздались аплодисменты, и концерт начался -Дети работают самостоятельно. По окончании работы – проверка. Отвечают 4 ученика(+карточки)-4 оценки -Различие простого и сложного предложения, постановку знаков препинания при однородных членах предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме:"Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью"
Представлен подробный конспект урока ро русскому языку, 4 класс " Школа 2100". Данный урок может быть проведен с использованием мультимедийного устройства....
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"
Данный урок направлен на умение распознать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы. Использование...
Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"
Данный урок направлен на умение распознать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы. Использование...
Презентация к уроку Русского языка по теме : Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.
В Презентации отлично подобран материал по теме....
Конспект урока по русскому языку "Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, и в предложениях с прямой речью" 4 класс
Урок игра - сказка "Цветик - семицветик"...
Урок русского языка в 4 классе на тему "Знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью"
В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал....